на главную страницу

28 Июня 2005 года

Новые книги

Вторник

Об искусстве управления

Александр НИКОЛАЕВ.



История учит, что одним из основных условий жизнеспособности государства и в мирное, и в военное время (возможно, даже важнейшим условием) является наличие эффективной системы государственного управления. Не раз страны, обладавшие меньшими по сравнению со своими военными противниками экономическим и сырьевым потенциалом и людскими ресурсами, добивались успеха именно благодаря более эффективной системе государственного управления.

     Об этом и многом другом идет речь в хрестоматии «Стратегическое управление в военной сфере», только что вышедшая в московском издательстве «МАКС Пресс». Работа входит в серию учебных пособий, подготовленных факультетом мировой политики Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, и может быть использована в учебном процессе в гражданских и военных вузах. Составитель и автор предисловия – известный российский ученый, декан факультета мировой политики МГУ, член-корреспондент РАН А.А. Кокошин.
     В хрестоматию включены официальные документы, выдержки из мемуаров военачальников, трудов теоретиков в политико-военной сфере, которые отражают развитие систем государственного управления в области национальной безопасности и национальной обороны. Подборка материалов осуществлена в соответствии с концепцией и основным содержанием книги составителя хрестоматии «Стратегическое управление. Теория, исторический опыт, сравнительный анализ, задачи для России» (М.: РОССПЭН, 2003). Автор хрестоматии при отборе источников исходил из важности освоения гражданскими специалистами военно-стратегических вопросов, а военными – вопросов политики, касающихся проблем применения военной силы, подготовки экономики, армии, государства и общества в целом к ее применению.
     В предисловии А. Кокошин отмечает, что все вопросы стратегического управления по проблемам войны и мира следует рассматривать со всесторонним учетом политического и социального контекста, в котором формируются и функционируют системы стратегического управления. Поэтому в книге представлены материалы, характеризующие политическую обстановку на различных этапах отечественной истории в непосредственной связи с проблемами обороны и национальной безопасности.
     Составитель хрестоматии стремился отразить процесс эволюции взглядов на соотношение политики и военной стратегии, на развитие систем стратегического управления в целом. Кроме того, в хрестоматию включены материалы, дающие возможность сопоставить отечественные взгляды по этим вопросам с воззрениями, доминирующими в США, ведущих западноевропейских государствах, Китае. Как раз, к числу несомненных достоинств этого и других научных трудов автора хрестоматии можно отнести серьезный политологический анализ военно-политической мысли не только западных стран, но и Китая – великого восточного соседа России. Очевидно, что Китай, превратившийся в одного из основных игроков на поле мировой политики и экономики, не может быть обойден вниманием ни в одном серьезном исследовании по проблемам войны и мира.
     НЕСМОТРЯ на сравнительно небольшой объем предисловия к хрестоматии, А. Кокошин нашел возможным концентрированно изложить свое видение того, что представляет собою любая система управления, в том числе система стратегического управления в сфере национальной обороны и безопасности. Думается, и для многих читателей «Красной звезды» будет небезынтересным взгляд автора на структуру современных систем управления, в которых можно выделить четыре основных компонента.
     Во-первых, управленческая структура, прежде всего в звене высшее государственное руководство – высшее военное командование, включая организационно-штатные структуры Министерства обороны (в том числе Генеральный штаб) и Вооруженных Сил (в соответствии с иерархией взаимоотношений: политика – военная стратегия – оперативное искусство – тактика).
     Во-вторых, собственно индивидуальные субъекты управления, т.е. лица, готовящие стратегические решения, принимающие эти решения и контролирующие их реализацию (их поведение определяется, в частности, индивидуальными социопсихологическими особенностями).
     В-третьих, процедуры, официально регламентирующие и реально определяющие взаимодействие различных управляющих органов и объектов управления (отражаются в законах, указах, приказах, директивах и иных нормативных актах).
     В-четвертых, техническое оснащение структур управления, которое должно быть адекватно темпам изменения политической, военно-стратегической, оперативной и тактической обстановки, требованиям динамики ведения боевых действий.
     Автор хрестоматии подчеркивает то обстоятельство, что в системах управления наличествует н е с к о л ь к о компонентов. Поэтому «отработка систем управления отнюдь не сводится к оргштатным изменениям». Этот вопрос А. Кокошин считает исключительно важным для России, для отечественной управленческой культуры в целом.
     Ученый с величайшим сожалением признает, что в нашей стране категория «человеческий капитал» не нашла пока своего признания. А ведь кадры при любых условиях являются важнейшим элементом любой системы управления, особенно в военной сфере. В предисловии к хрестоматии совершенно обоснованно указывается, что «самое лучшее «вложение» для обеспечения высокой эффективности систем управления и военной мощи в целом – это вложение в людей, в «человеческий капитал», ставший сегодня во многих странах, причем не только высокоразвитых, главной категорией экономического развития страны, эффективности ее системы государственного управления».
     НЕЛЬЗЯ не согласиться и с высказанным в предисловии мнением, что «при правильной подготовке и подборе людей во все основные звенья стратегического управления можно до известных пределов компенсировать слабости, недочеты в оргштатных структурах, в действующих процедурах взаимодействия между этими структурами, в техническом оснащении системы управления».
     Автор предостерегает от частых смен в высшем военном командовании и структурах высшего управления, особенно в критический период отечественной истории. Он призывает «всегда с предельной аккуратностью относиться как к изменениям оргштатных структур, так и перемещениям людей, тех или иных должностных лиц». Конечно, появление новых людей, достаточно знакомых с системой стратегического управления, может благотворно сказаться на ее работе. Новые люди привносят свежий взгляд на имеющиеся проблемы. Но в реальной жизни перемещения в структурах государственного управления и армии, как не раз случалось в отечественной истории, вызывались причинами, далекими от заботы о повышении эффективности стратегического управления, а то и просто были обусловлены реализацией интересов определенных кланов.
     В предисловии акцентируется внимание на том, что для повышения эффективности систем управления важным ресурсом является совершенствование процедур взаимодействия между отдельными компонентами структуры и ключевыми фигурами в системе управления. Затраты энергии на такого рода изменения обычно в значительно большей степени соответствуют критерию «стоимость – эффективность», чем кадровые перестановки, и тем более оргштатные изменения.
     Представляется, что появление новой работы член-корреспондента РАН А.А. Кокошина весьма своевременно. В нынешних условиях использование военной силы для достижения политических целей, как указывает сам ученый, является исключительно сложной управленческой проблемой, отличающейся комплексностью и многомерностью. Это предъявляет соответствующие требования как к высшему государственному руководству, так и собственно военному ведомству, включая Генеральный штаб Вооруженных Сил России.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex