на главную страницу

30 Июня 2005 года

Армия и общество

Четверг

ТРЕТЬЯ СМЕРТЬ ГЕНЕРАЛА КАЗАНЦЕВА

Сергей БОГДАНОВ, «Красная звезда».



На днях в издательстве «Молодая гвардия» вышла в свет книга воспоминаний бывшего заместителя командующего войсками Закавказского военного округа генерал-майора Константина Казанцева «Трижды сожженный, или Жить – мое право…» К сожалению, ее автор уже не увидел – почти два года назад 82-летний фронтовик и его парализованная жена погибли от рук трех распоясавшихся недорослей, нелюдей. Воспоминания генерала опубликованы благодаря его детям и внукам, которые несколько месяцев посвятили работе с семейным архивом.


     ГЕНЕРАЛА Казанцева по праву можно назвать верным солдатом Отечества, патриотом, чья жизнь неразделима с судьбой страны, армии. Поступив накануне войны в Ульяновский пединститут, уже в начале 1942-го он окончил Саратовское танковое училище. Стал лейтенантом, командиром взвода. Вскоре недалеко от Купянска вступил в первый бой. Противоборство с фашистами было ожесточенным. Тремя прямыми попаданиями немецких снарядов в танке лейтенанта Казанцева был выбит спаренный пулемет, убиты заряжающий и комиссар роты, а сам танк был подожжен. Но молодой офицер, раненый, в горящем комбинезоне, не оставил боевую машину – левой рукой сделал последние выстрелы из развороченной пушки и вывел танк из-под огня, стремясь сбить пламя. Через считанные секунды в башне начали рваться снаряды. После того, первого для лейтенанта Казанцева боя его «похоронили» впервые: спасшийся механик-водитель написал родителям офицера, что их сын погиб в горящем танке. Вскоре «похоронку» направили и из штаба части.
     ВТОРОЙ РАЗ семья оплакала Константина Казанцева в конце 1943-го. Осенью танковая бригада, в боевых порядках которой отважно сражался офицер, била немцев подо Ржевом, стремительно выходя на северный берег Волги. Танк Казанцева в том бою, возглавляя разведывательный дозор, ворвался в деревню Спас-Митьково, где и попал под прицельный огонь немецкого орудия. В ходе короткой огневой дуэли расчет был подавлен, но и танк оказался подожжен. Танкисты, спешившись, продолжили бой, однако комиссар роты, сам получивший ранение в том бою, решил, что экипаж погиб. Уже оказавшись в госпитале, он написал об этом родителям Константина Казанцева…
     НО И ПОХОРОНЕННЫЙ заживо дважды, мужественный танкист рвался в бой за Смоленск, участвовал в Курской битве, форсировал Днепр, освобождал Белоруссию, вышел к Бресту. Затем Западный Буг, Польша, изнурительные бои на Наревском плацдарме, Висло-Одерская операция, продвижение с боями от Штеттина до Ростока. И, наконец, Победа!
     В Германию Константин Казанцев вернулся еще раз, уже в качестве командира танкового соединения. Это именно его дивизия в августе 1968-го совершила блистательный танковый бросок из Германии в Чехословакию, без единого выстрела и без потерь преодолев за восемь часов более 220 километров. Тогда, напомню, советские танкисты перекрыли критический в той военно-политической обстановке в Европе участок западной границы Чехословакии в горах Богемский лес.
     Завершил военную службу генерал-майор Константин Казанцев в Закавказье. Но и после увольнения в запас сделал немало для Грузии - за участие в развитии тбилисского метрополитена танкист-фронтовик был удостоен ордена Трудового Красного Знамени.
     Неожиданно, на седьмом десятке лет став «инородцем» и «оккупантом» в Грузии, боевой генерал начал подыскивать жилье в Подмосковье. Это был уже шестнадцатый переезд его семьи. Пережить драму, однако, оказалось не под силу жене танкиста – Мария Дмитриевна, прошедшая всю войну красноармейцем-связистом, не сумев перенести обрушившиеся на нее один за другим инсульты, потеряла не только память и речь, но и способность двигаться. Отказываясь от предложений семьи прибегнуть к помощи сиделки, генерал Казанцев долгие девять лет ухаживал за женой, был ей и мужем, и отцом, и врачом, и санитаром.
     18 ИЮНЯ 2003 ГОДАво двор покосившегося дома в деревне Малино, что в Ступинском районе Подмосковья, где жила семья уже немощных фронтовиков, вошли трое молодых парней. Позже, в зале суда, не раз говорилось о том, что они нигде не учились и не работали, неоднократно участвовали в грабежах, а старший из них даже успел побывать в колонии для несовершеннолетних. И в тот трагический день, оказавшись на пороге дома отставного генерала, они не скрывали намерения поживиться нехитрыми стариковскими пожитками.
     Столкнувшись лицом к лицу с фронтовиком, сначала забили его обрезком металлической трубы, для верности несколько минут душили, после чего погрузили безжизненное тело отставного генерала в багажник стоявшего во дворе старенького «Москвича». В эту же машину, вынеся из дома, затолкали и его парализованную и лишенную речи жену.
     Путь до оврага за деревенской околицей оказался недлинным. Там и подожгли машину, облив ее бензином. Запивая водку сырыми яйцами, прихваченными в доме у стариков, они еще долго смотрели на то, как сгорают в украденной машине убитый генерал и его неспособная даже пошевелиться жена.
     …На следующий день 82-летний генерал Константин Казанцев собирался в Москву на свадьбу к внучке. Накануне был особенно подтянут, взволнован, за час до трагедии снял в сберкассе все пенсионные накопления – на подарок.
     Но во двор пришли чужие внуки.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex