на главную страницу

1 Июля 2005 года

Тема номера

Пятница

К новому облику войск

Игорь КОНАШЕНКОВ, Андрей ПИЛИПЧУК.



49 соединений и воинских частей постоянной готовности Сухопутных войск до конца 2006 года будут переведены на контрактный способ комплектования. Причем в рамках выполнения мероприятий Федеральной целевой программы львиная их доля полностью перейдет на контракт уже в нынешнем году. О том, как идет этот процесс в войсках, с какими проблемами приходится сталкиваться командирам, в эксклюзивном интервью «Красной звезде» рассказал главнокомандующий Сухопутными войсками генерал-полковник Алексей МАСЛОВ.

     

     
Визитная карточка


     Маслов Алексей Федорович родился 23 сентября 1953 года в деревне Панское Советского района Курской области. Окончил Харьковское гвардейское высшее танковое командное училище, Военную академию бронетанковых войск и Военную академию Генерального штаба Вооруженных Сил РФ.

     Прошел все командные должности от командира взвода до начальника штаба – первого заместителя командующего войсками округа. 5 ноября 2004 года назначен главнокомандующим Сухопутными войсками. 12 июня 2004 года указом Президента РФ Алексею Маслову присвоено звание генерал-полковник.



     

     
- Алексей Федорович, как известно, Сухопутные войска приступили к переводу соединений и частей постоянной готовности на контрактный способ комплектования с 1 января 2004 года. Что уже сделано и что предстоит сделать?

     - Как и намечалось, к 1 декабря 2004 года мы окончательно завершили комплектование контрактниками 42-й гвардейской мотострелковой дивизии, дислоцированной в Чеченской Республике. Сухопутные войска обрели первое соединение такого рода. При этом мы сознаем, что в 2004 году в интересах этой дивизии трудились практически все главные и центральные управления Министерства обороны России, все военные округа и комиссариаты Вооруженных Сил. Кроме того, на успешное решение этой задачи в немалой степени повлияла существенная материальная заинтересованность желающих заключить контракт. Ведь сегодня солдат-контрактник в Чечне на руки получает более шестнадцати с половиной тысяч рублей.
     Тем не менее перевод 42-й дивизии на контрактный способ комплектования, безусловно, стал знаковым событием в истории Вооруженных Сил России. Ведь нам удалось решить одну из острых социально-политических проблем – полностью отказаться от направления в зоны повышенного риска военнослужащих, проходящих службу по призыву.
     Однако это всего лишь первый шаг на пути реализации программных мероприятий. В текущем году перед Сухопутными войсками стоит более сложная задача – перевести на контракт уже тридцать одно соединение и воинскую часть, а в следующем году – еще восемнадцать. Словом, мы приступили к реализации весьма масштабных мероприятий по переводу войск на новый способ комплектования.
     
- В других регионах контрактники не смогут получать повышенное денежное вознаграждение, как в 42-й дивизии. Где планируете набирать людей для реализации столь грандиозных планов?

     - В соединения и воинские части постоянной готовности Сухопутных войск, переводимые на новый способ комплектования, в этом году поступило около 17 тысяч контрактников. Это уже более половины от потребности.
     Конечно, мы не рассчитываем увидеть очереди из жаждущих заключить контракт, как было в 42-й дивизии. В других соединениях и частях контрактник будет получать почти в два раза меньше. Всего семь с половиной - восемь тысяч рублей в месяц: примерно столько же, сколько получает рабочий средней квалификации на гражданском предприятии. Однако мы уверены, что желающие стать профессиональными сержантами и солдатами все равно найдутся. Ведь помимо зарплаты военнослужащим-контрактникам предоставляется весомый социальный пакет. Это тоже немаловажный стимул.
     Кроме того, и это хотелось бы подчеркнуть особо, в армии издавна работает принцип: больше служишь - больше зарабатываешь. Поэтому те добровольцы, которые выберут военную службу не на год-полтора, а захотят сделать ее своей постоянной профессией, вправе рассчитывать на повышенное материальное вознаграждение.
     
- В ходе эксперимента по переводу на контракт 76-й воздушно-десантной дивизии и при комплектовании 42-й мотострелковой дивизии возникло много проблем. Сделаны ли выводы, позволяющие не наступать на пресловутые грабли?

     - Безусловно. Позади объемная работа по анализу причин возникновения этих проблем. Как показал опыт комплектования 42-й дивизии, очень многие добровольцы имели слабое здоровье и недостаточную физическую подготовку. Обращались в военкоматы и те, кто имел неснятую судимость или скрывался от правосудия. Таковых оказалась примерно треть. От них конечно же мы постарались избавиться.
     Словом, как ни трудились работники военкоматов, а все-таки качественные показатели комплектования дивизии уступили количественным. Не случайно сегодня более чем актуальным для нас стало обеспечение правопорядка и жесткой воинской дисциплины в воинских коллективах, состоящих исключительно из контрактников. Мы надеялись, что с приходом зрелых, умудренных жизненным опытом людей нам удастся изжить пресловутую «дедовщину» и другие армейские пороки. Однако ожидания эти пока не оправдались - правонарушений меньше не стало.
     Во многом благодаря валовому и беспринципному отбору добровольцев нам пришлось столкнуться и с ловкачами-авантюристами. Некоторые из них, согласившись служить в каком-нибудь отдаленном уголке нашей страны, за казенные деньги совершали туристический вояж, а по прибытии на место службы попросту расторгали контракт.
     Также у нас возникли сложности с подбором кандидатов на должности механиков-водителей боевых машин пехоты, танков, самоходных артиллерийских установок, наводчиков-операторов БМП, специалистов радиоэлектронной разведки. Ведь из числа принятых на службу добрая половина контрактников нуждалась в подготовке или переподготовке по избранной специальности. К тому же невысоким оказался процент сержантов и солдат по контракту, имеющих высшее или среднее специальное образование.
     С учетом опыта, полученного при комплектовании 42-й дивизии, нам пришлось более детально проработать всю систему отбора кандидатов на контрактную службу. Теперь в военных округах будут отбирать кандидатов в контрактники самостоятельно, а не принимать, как было раньше, тех, кого пришлют военкоматы.
     Кроме того, в помощь командирам всех степеней уже отправлены и сейчас успешно используются разработанные в Главном командовании Сухопутных войск и испытанные в 42-й дивизии методические пособия. В них четко прописан алгоритм проведения рекламно-агитационной работы, военно-профессионального отбора, порядок оформления граждан на военную службу по контракту и многое другое.
     

     Без учета военнослужащих 42-й дивизии, в воинских частях Сухопутных войск, переводимых на новый способ комплектования, проходят службу по контракту более 5 тысяч сержантов и солдат, призванных из запаса. Еще 11 тысяч контрактников - это бывшие военнослужащие по призыву, изъявившие желание продолжить службу в армии.
     

     
- И все же отобрать контрактников для службы - полдела. Их ведь нужно еще обучить. Причем уровень боевой выучки этой категории военнослужащих должен соответствовать критериям профессиональной армии.

     - Система обучения военнослужащих-контрактников уже меняется. Главное управление боевой подготовки и службы войск Вооруженных Сил России специально для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, разработало новую программу боевой подготовки мотострелковых и танковых частей. В текущем году она проходит «обкатку» в 42-й дивизии. А с началом летнего периода по ней стали готовить еще и по одному мотострелковому батальону воинских частей постоянной готовности в каждом округе. Во второй половине августа мы планируем провести первые контрольные занятия в этих подразделениях и обобщить результаты эксперимента.
     Параллельно нашим управлением боевой подготовки разрабатывается проект новой программы боевой подготовки для Сухопутных войск. Также предусмотрено издание учебных пособий по подготовке мотострелковых и танковых подразделений, подразделений родов войск и специальных войск. Эти задачи мы непременно решим до конца летнего периода обучения. И уже с 1 декабря войска приступят к боевой учебе по новой программе.
     Еще одна проблема. В ряде соединений и частей постоянной готовности, переводимых ныне на контрактный способ комплектования, до пятидесяти процентов командиров взводов и рот - выпускники гражданских учебных заведений, призванные на военную службу на два года. Понятно, что такие офицеры в большинстве своем не имеют навыков в работе с военнослужащими по призыву, и тем более с контрактниками.
     Конечно, в войсках пытаются решить и эту проблему. За лейтенантами закрепляют опытных офицеров кадра, которые оказывают им практическую помощь в становлении, приобретении методических навыков обучения и воспитания подчиненных.
     При этом Главное командование Сухопутных войск сегодня настоятельно требует активизировать переобучение не только молодых офицеров и прапорщиков профессиональной работе в новых условиях. На инстукторско-методических сборах и занятиях в наших соединениях и частях постоянной готовности уже организована доподготовка всех командиров по управлению социальными процессами в воинских коллективах, воспитанию, поддержанию правопорядка и дисциплины в подразделениях, укомплектованных контрактниками. Особое внимание уделяется звену взвод - рота.
     
- Недавно состоялось заседание военного совета Сухопутных войск. Если не секрет, какие основные задачи поставлены войскам по первым итогам реализации Федеральной целевой программы?

     - Секрета никакого нет. Во-первых, уточнить ранее принятые решения на местах и реализовать исчерпывающие меры по их исполнению в установленные сроки. Сконцентрировать усилия должностных лиц всех степеней на неукоснительном выполнении задач и мероприятий Федеральной целевой программы. Считаю, что для этого в первую очередь необходимы желание и воля командиров и других должностных лиц органов военного управления.
     Во-вторых, жизнь требует также активизировать разъяснительную работу при отборе кандидатов на военную службу по контракту. Не надо никому обещать золотые горы. Необходимо ознакомить военнослужащих и гражданское население с реальными условиями, спецификой и порядком прохождения военной службы по контракту. В частности, необходимо обстоятельно разъяснять и кандидатам, и военнослужащим-контрактникам условия их участия в накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения. Для этого нужно шире практиковать размещение агитационно-справочных материалов о порядке прохождения военной службы по контракту в подразделениях, военных комиссариатах, местной печати муниципальных образований, в центрах и пунктах службы занятости населения субъектов Российской Федерации, городов и районов. Также важно активнее практиковать почтовую переписку с возможными кандидатами на военную службу по контракту.
     Считаю, что в основе принятия гражданином решения честно и добросовестно служить Отечеству по контракту должны лежать четкие перспективы по службе, возможность получить бесплатное высшее профессиональное образование, гарантированное трудоустройство после окончания военной службы, хорошее пенсионное обеспечение и получение жилья.
     В сочетании с организационными мерами все это будет способствовать безусловному выполнению установленного наряда на отбор кандидатов из числа военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, и граждан из запаса.
     Конечно названные задачи и проблемы - лишь малая толика забот, усилий, поисков. Актуальна для нас задача развития новых систем вооружения, военной и специальной техники. Без этого тоже невозможно создание профессиональной армии.
     

     
Социальные гарантии для военнослужащего-контрактника:

     • обеспечение служебной или временной жилой площадью с постановкой в очередь для получения благоустроенного жилья;
     • возможность бесплатного обучения в высших учебных заведениях, а также при условии принятия нового закона об образовании - поступление в вузы вне конкурса;
     • предоставление оплачиваемого ежегодного отпуска от 30 до 60 суток - в зависимости от выслуги лет - с выплатой денежной компенсации за проезд к месту его проведения;
     • возможность выхода на пенсию после 20 лет выслуги в льготном исчислении;
     • льготное санаторно-курортное лечение и медицинское обслуживание.

     

     Насущная необходимость - введение в Вооруженных Силах института профессиональных сержантов. В Сухопутных войсках в настоящее время - это неприемлемо слабое командное звено. Полностью изжила себя система, когда молодой человек со школьной скамьи, без предварительного отбора направляется в учебное подразделение, а спустя 5 месяцев ему доверяют командовать своими сверстниками и даже солдатами более ранних сроков призыва.
     Для повышения престижа младшего командного состава из числа сержантов следовало бы распространить на них денежную надбавку за командование экипажами, расчетами, отделениями.
     В зависимости от занимаемой должности нелишним было бы и введение понятия «военнослужащий по контракту 1-й, 2-й и 3-й категории (класса)» с соответствующей оплатой.
     Учитывая опыт западных стран по обеспечению жизнедеятельности воинских частей, также необходимо увеличивать численность обслуживающего персонала. Это требует изменения организационно-штатных структур воинских частей и подразделений. К слову, чтобы не отвлекать военнослужащих от боевой подготовки на хозяйственные работы, мы по согласованию с Генеральным штабом, уже сейчас вносим изменения в оргштатную структуру наших соединений и воинских частей. Такие мероприятия, например, уже проводятся в 42-й дивизии. Здесь, по расчетам, требуется около 400 человек обслуживающего персонала - в основном поваров, хлеборезов, кухонных рабочих.
     
- Алексей Федорович, нам стало известно, что на заседании военного совета Сухопутных войск особый акцент был сделан еще и на проблемах обустройства соединений и воинских частей, переводимых на контракт. При этом выражена серьезная обеспокоенность ходом реализации намеченных планов. Хотелось бы услышать ваш комментарий.

     - Действительно, вопросы строительства для нас сегодня наиболее актуальны. Именно от решения проблем обустройства войск в конечном итоге зависит выполнение всей Федеральной целевой программы.
     Главное командование Сухопутных войск серьезно беспокоит низкий процент в соединениях и частях количества контрактников, призванных из запаса. С одной стороны - это результат неэффективной работы отборочных комиссий военных комиссариатов, а также аттестационных комиссий в соединениях и воинских частях.
     С другой - это проблема предоставления жилья солдатам и сержантам контрактной службы или хотя бы койко-мест в благоустроенных казармах-общежитиях. Согласно проведенным в войсках опросам, «запасники» не хотят служить именно из-за низкого уровня жилищно-бытовых условий. По той же причине отказываются заключать контракты сержанты и солдаты срочной службы. Эта проблема имеется во всех военных округах, за исключением Дальневосточного. Результаты известны: идет насмарку огромная работа по отбору, снижается укомплектованность сержантами и солдатами конкретного подразделения.
     Понятно, что сроки строительства прежде всего зависят от своевременного и полного выделения денежных средств. На эти цели в текущем году предусмотрено 6,3 миллиарда рублей. Однако на начало июня профинансировано чуть больше 55 процентов. По разным причинам, и на заседании военного совета об этом говорилось, освоено еще меньше - всего около 33 процентов.
     На сегодня в Сухопутных войсках введено в эксплуатацию 65 общежитий для контрактников, а также развернуты работы по капитальному строительству и ремонту еще 88 общежитий. Таким образом, в сжатые сроки мы планируем подготовить около 33 тысяч койко-мест, что позволит обеспечить размещение всех принятых на военную службу по контракту военнослужащих.
     Хочу подчеркнуть, что наряду со строительством жилья особое внимание в Сухопутных войсках сегодня уделяется совершенствованию учебно-материальной и технической базы. Большой объем работ по строительству и реконструкции полигонов, войсковых стрельбищ, огневых городков, танкодромов реализован в Северо-Кавказском округе. Однако состояние учебно-материальной базы других округов пока можно оценить условно лишь на удовлетворительно. Там необходимо более энергичного решать эти вопросы.
     
- И последний вопрос. От чего все-таки в целом, по вашему мнению, зависит выполнение Федеральной целевой программы в Сухопутных войсках?

     - Ее успешное выполнение во многом будет зависеть от ее нормативно-правового, финансово-экономического обеспечения, от исполнительности и ответственности должностных лиц за решение соответствующих задач в рамках своей компетенции.
     Эффективность реализации программы будет также зависеть от качества мониторинга и анализа возникающих проблем, четких и продуманных предложений по их решению, своевременности самих управленческих решений во всех звеньях войскового организма.
     Подчеркну, что мы стремимся проводить эту работу максимально гласно. Считаю, что все, относящееся к военной службе по контракту, должно быть доступно и понятно гражданам России. Мы намерены и дальше взаимодействовать с общественными организациями и средствами массовой информации, будем открыто и внятно разъяснять суть происходящих процессов, своевременно знакомить российскую и зарубежную общественность с реальным положением дел в войсках.
     Переход к комплектованию Сухопутных войск солдатами и сержантами по контракту - наша главная задача на ближайшие годы. Решив ее, мы существенно увеличим возможности Сухопутных войск по обеспечению обороноспособности и безопасности страны.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex