на главную страницу

1 Июля 2005 года

Планета людей

Пятница

Не обанкротим ли страну?

Александр КОСТЮНИН,
председатель Совета директоров
ОАО «Судостроительный завод «Авангард».



Скоро Россия вступит в ВТО. При этом от Правительства РФ потребуется нечто большее, чем моральная поддержка своих товаропроизводителей на внешнем рынке. Нужна защита их от недобросовестной конкуренции. Еще более актуальной, судя по всему, станет и защита целостности России, нерушимости ее границ. Ведь Россия будет эпицентром жизненно важных интересов все большего количества стран. Слабость, как известно, провоцирует агрессию. К тому же тревожна демографическая ситуация.
Кроме того, имеет место «однополюсное» усиление позиций США и НАТО в целом, стремящихся закрепить свое доминирование в мире и, как свидетельствуют события в Югославии и Ираке, обеспечить себе на правах самого сильного возможность любых действий без оглядки на устоявшиеся международные нормы.
При таких «правилах игры» даже у «главного блюстителя прав человека» учтивость перестает бросаться в глаза. Уже и на перекрестке первым проезжает не тот, кому зеленый свет, а кто на... танке.

     В начале девяностых нам официально заявили, что у России все страны – друзья. Пока уясняли, что в сфере внешней политики все же не может быть друзей – там только попутчики на определенную дистанцию, большую часть своих оборонных предприятий уже успели уничтожить.
     Что же мы имеем сегодня в «оборонке»?
     Отсутствие четкой вертикали государственного управления оборонно-промышленным комплексом страны. Отсутствие персональной ответственности членов федерального правительства за результаты деятельности ОПК. Принижение значения «оборонки» с вице-премьерского уровня до положения подразделения в одном из министерств. Хаотичная политика по разгосударствлению госсобственности предприятий и организаций ОПК, в том числе стратегических. Налицо тенденция к снижению уровня государственного участия в формируемых оборонных интегрированных структурах.
     Значительна доля заказных банкротств оборонных предприятий, когда арбитражный суд нередко «становится орудием в руках дельцов». При этом дела о банкротстве возбуждаются «в целях разорения и разворовывания», а число предприятий, преодолевших банкротство и восстановивших платежеспособность, ничтожно мало – примерно 30 из 10 тысяч в 2003 году. В ряде регионов перестали существовать целые отрасли оборонной промышленности.
     Падение доверия руководителей оборонных предприятий к тому курсу, который проводится по отношению к отечественной оборонной промышленности. Резко возросло число директоров, которые в качестве помех для развития промышленности назвали «чехарду в законодательстве».
     Многократное снижение объема государственного оборонного заказа, который не позволяет загрузить производственные мощности более чем на 5–8 процентов. Сохранение сложившихся принципов, параметров и приоритетов финансового планирования Государственной программы вооружения неминуемо ведет к недопустимому снижению оборонного потенциала страны и его деградации. Кстати, все в тех же США общие военные расходы достигли в 2004 финансовом году 3,9% ВВП, в 2005 финансовом году на национальную оборону планируется выделить 3,7% ВВП.
     Расходы на военные НИОКР в России в 30 раз меньше, чем в США, и в 10 раз – чем в европейских государствах НАТО.
     Снижение престижа российского ОПК в глазах россиян в связи с низкой оплатой труда. В оборонном комплексе она на 40 процентов ниже чем в промышленности в целом. Как следствие, работники в возрасте до 30 лет составляли в 2002 году менее 2 процентов общей численности оборонно-промышленного комплекса. Потеря кадров за последние 10 лет составила около 70 процентов. Средний возраст работающих на предприятиях ОПК работников превышает 50 лет, а в науке – 60 лет. По оценке руководителей предприятий ОПК, только 38 процентов работающих соответствуют современным требованиям, а 65 процентов директоров отмечают нехватку инженеров и 67 процентов – нехватку квалифицированных рабочих.
     Разрыв кооперационных связей.
     Ликвидация системы подготовки инженерных кадров и квалифицированных рабочих по многим оборонным направлениям.
     Невосполняемый износ основных фондов ряда предприятий ОПК страны достигает 80 процентов. Практически прекратился процесс обновления основных производственных фондов оборонно-промышленного комплекса, капиталовложения на эти цели государством не выделяются, собственных средств у предприятий нет, поэтому коэффициент обновления основных производственных фондов в последние годы составляет 2-3 процента. Доля оборудования моложе 10 лет к середине 90-х годов уменьшилась до одной трети, тогда как в конце 80-х годов она значительно превышала половину, а доля морально устаревшего оборудования в возрасте более 20 лет поднялась с 10-20 процентов до одной трети.
     Отсутствие современных систем качества продукции. Только 1 процент предприятий российского оборонно-промышленного комплекса имеет международный сертификат качества ISO 9000, в соответствии с которым исследуются основные параметры боевой техники – скорость, грузоподъемность, мощность двигателя, работа на отказ основных узлов и агрегатов. У развитых стран этот показатель для предприятий военно-промышленного комплекса равен 100 процентов.
     Отсутствие перспективных долгосрочных планов по размещению на предприятиях ГОЗ. Руководители предприятий не знают, что и сколько завтра понадобится военным, каковы планы военного производства на перспективу, какие мобилизационные задания будут сохранены, какие мощности подлежат выводу из оборонного производства для последующей конверсии, консервации или ликвидации.
     Не проведена детальная инвентаризация ОПК.
     Неудачная политика в области ценообразования на продукцию ОПК. Заказчик, Минобороны, закладывает в цену среднюю зарплату по предприятию на уровне 3,5 тыс. рублей. И низкие накладные расходы. В результате предприятие живет на «голодном пайке», не имея средств на закупку нового оборудования и привлечение квалифицированных кадров. Это, в свою очередь, приводит к тому, что при выполнении гособоронзаказа рентабельность предприятий редко превышает 4-6 процента. А часто и вообще является отрицательной. В итоге по обнародованным данным, около 400 предприятий ВПК имеют все признаки банкротства.
     Сфера национальной обороны – тема закрытая в любой стране. Поэтому приведенные выше данные, полученные из открытых источников, вряд ли дают полную истинную «картинку» ситуации в отечественном ОПК. К тому же, по мнению ряда авторов, «психологически мы находимся в состоянии конца июня 1941 года, когда никто не хочет говорить правду».
     
***

     Не вдруг пришли такие мысли. Я пять лет работаю на оборонном судостроительном заводе. Пять лет пытаюсь изменить ситуацию к лучшему. Ой, как это оказалось не просто после длительного периода бездействия завода! Осознание своей ненужности породило в людях апатию. Появились панические настроения. Без профильных заказов специалисты теряли квалификацию. Пять лет ушло на то, чтобы переломить негативные тенденции, навести на производстве элементарный порядок.
     И что же? Укреплена трудовая дисциплина. Продолжается рост объемов производства. Для нас удвоение ВВП к 2010 году – задача по силам. Из пятнадцати предприятий «оборонки» в Республике Карелия и трех профильных заводов в стране – мы единственные!
     А сколько еще не сделано. Разрушать легче, чем восстанавливать. Все слишком запущенно. Поэтому я хочу отступить от российской традиции вечного поиска ответа на вопрос «Кто виноват?» Нужно переходить к вопросу «Что делать?».
     Откровенный, подробный, доказательный ответ на подобный вопрос в газете давать неразумно. Поэтому, с учетом деликатности темы, остановлюсь только на оперативных и очевидных решениях, принятие которых требуется незамедлительно.
     Не все еще потеряно. Позитивные процессы в оборонном комплексе России стартовали. Для меня свидетельством этого служит появление на политическом небосклоне страны нового ведомства – Федеральной службой по оборонному заказу. Создание Рособоронзаказа – первый росток здравого смысла на безжизненных просторах российской политики в этой области.
     Именно данная федеральная структура и может в настоящий момент стать прообразом рыночного варианта Министерства оборонной промышленности. Нужно лишь расширить ей полномочия. В частности, отдать в ведение данной структуры вопросы финансирования ГОЗ, оставив приемку за заказчиком.
     Повышение «веса» Федеральной службы по оборонному заказу– ключ к системному решению многих проблем ОПК. В противном случае государственную программу вооружения на 2006-2015 годы и основных направлений развития ВВТ на период до 2020 года просто некому будет выполнять.
     Следующим «пожарным» решением видится мораторий на банкротство головного исполнителя ГОЗ во время исполнения им обязательств, предусмотренных государственным контрактом.Данное ограничение должно действовать вплоть до проведения детальной инвентаризации ОПК.
     Поручить Генеральной прокуратуре РФ проверить исполнение Федерального закона «Об обороне»№ 61-ФЗ в части пункта 11, статьи 7, раздела III. Отсутствие должного контроля за исполнением данного федерального закона со стороны государства приводит к тому, что ряд чиновников уверовал, будто бы необходимость укрепления обороны страны не их прямая обязанность, а лишь «конъюнктурные указания» Верховного Главнокомандующего и через них можно и переступить.
     Приведу один трагикомичный пример. В марте этого года руководство самоуправления столицы Карелии обратилось к нам с предложением подписать двухстороннее соглашение «в целях объединения усилий и возможностей для обеспечения устойчивого развития предприятия, а также развития инженерной, рыночной, социальной инфраструктуры города Петрозаводска». На заседании правления ОАО «Судостроительный завод «Авангард», было принято решение данную инициативу поддержать.
     Со своей стороны мы предложили дополнить раздел 2.2. «Обязательства администрации» двумя пунктами:
     «2.2.12.Администрация г. Петрозаводска обязуется приостановить действия, препятствующие Правительству Российской Федерации и правительству Республики Карелия в соответствии со ст. 191 ФЗ N 127 принимать решения, направленные на предупреждение банкротства ОАО «Судостроительный завод «Авангард».
     2.2.13.Администрация г. Петрозаводска обязуется прекратить попытки инициировать процедуру банкротства стратегического предприятия России – ОАО «Судостроительный завод «Авангард» в период выполнения им государственного оборонного заказа».

     Наши требования оказались для администрации Петрозаводска неприемлемыми. Типа – «многого хотите!» Соглашение не подписано и по сей день!
     
***

     Наш судостроительный завод – не фирма-однодневка. В июне 2009 года коллектив отмечает юбилей – 70 лет! Из карельских предприятий только нам поручено исполнение государственного оборонного заказа.
     24 июня, у нас состоялось очередное общее собрание акционеров. Для ОАО наступил новый год. На Совете директоров меня в шестой раз выбрали председателем. Последовали поздравления коллег, партнеров, руководства.
     В тот же день нас удостоили вниманием и представители налоговой инспекции. Оказывается, в Москву в адрес федерального налогового органа России ими направлен проект с предложением обанкротить стратегическое предприятие России – судостроительный завод «Авангард».
     Интересно, а мытари Юлия Цезаря посмели бы заикнуться о сборе подати с его легионеров и оружейников, составляющих собой основу могущества Римской империи?
     
***

     ОПК России: быть или не быть? Думаю, вопрос риторический. Быть! Да и как можно иначе, ведь именно ОПК играет ключевую и системообразующую роль в решении оборонных, политических, внешнеэкономических, социальных и других задач государственного строительства. Именно эта отрасль аккумулирует передовые достижения научно-технического прогресса, обеспечивая России статус страны высоких технологий.
     Что представляли бы финансовые воротилы гражданских отраслей без поддержки отечественного оборонного комплекса? Образно говоря, затравленного школьника из благополучной семьи, у которого старшеклассники в любой момент могут вытрясти деньги на завтрак.
     И, может быть, самое важное. Я убежден: укрепление обороноспособности Родины перед лицом новых угроз – это и национальная идея России! Все остальное приложится.
     Честь имею!


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex