на главную страницу

1 Июля 2005 года

Планета людей

Пятница

ГРВЗ в осаде

На вопросы «Красной звезды»
отвечает депутат Государственной Думы,
член думского Комитета по обороне
генерал-майор Николай БЕЗБОРОДОВ

Беседу вел Виталий СТРУГОВЕЦ.



     

     
Наша справка.

      За 2004 год для военнослужащих и членов семей оформлены 1.063 въездные визы (для тех, кто приехал служить в Грузию). За 2005 г. оформлена 151 въездная виза. С 1 января по 2 марта 2005 г. продлено 390 годовых виз (т.е. тем, кто продолжает служить и у кого кончился срок действия визы), после чего грузинская сторона резко ограничила работу по предоставлению въездных-выездных виз. На 15 июня 2005 г. требовалось продление виз для 1.275 человек (тем, кто продолжает служить).
     

     
- Николай Максимович, вы и депутат Геннадий Гудков недавно побывали в Грузии, чтобы на месте ознакомиться с ситуацией, сложившейся вокруг российских военных баз. Каковы ваши впечатления?

     - Я не могу сказать, что испытываю удовлетворение по поводу подписания заявления о выводе российских военных баз с территории Грузии. Давайте вспомним, что всего год тому назад мы говорили, что для вывода баз с территории Грузии нам необходимо 10-11 лет и что не будем выводить войска в чистое поле, как это сделали в 90-е годы прошлого столетия, уходя из Европы. Мы выведем личный состав цивилизованным путем: в обустроенные военные городки, на постоянные базы. Потом это время сокращается до 5—6 лет. Сегодня вопрос решен однозначно: вывести до окончания 2008 года.
     
- И насколько реальны указанные сроки?

     - Я приведу несколько фактов, а вы уже судите сами...
     По оценкам экспертов Минобороны, исходя из существующих возможностей Черноморского флота России только для вывода техники с Батумской базы потребуется при благоприятном стечении обстоятельств не менее 18 месяцев.
     Факт второй. В настоящее время на территории Грузии находятся военные объекты ГРВЗ - склады с вооружением, обмундированием, боеприпасами и т.п., - которые в период грузино-абхазской войны 1992—1993 годов в целях обеспечения безопасности были заминированы. Работы по разминированию и ликвидации требуют значительных сил, средств и времени. По оценке военных, только на разминирование одного объекта потребуется не менее трех месяцев, а в общей сложности эта работа займет около двух лет. Проблему разминирования осложняет и то обстоятельство, что отдельные боеприпасы изготовлены еще в конце 1930-х годов и вывозу практически не подлежат, требуют уничтожения на месте.
     Временной фактор осложняется финансовым. По данным Минобороны России, при выводе войск и сокращении учреждений и организаций военных баз на территории Грузии для окончательного расчета гражданского персонала необходимо 29 млн. 195 тыс. рублей. Прибавьте к этому 11,5 млн. рублей задолженности по различным выплатам (командировочные, денежная компенсация за вещевое имущество и т.д.) перед военнослужащими. При переводе к новому месту службы с ними должны будут полностью рассчитаться. И, наконец, самый больной вопрос - квартирный. С 2003 года военнослужащие ГРВЗ квартирами не обеспечивались, а при выводе потребуется более тысячи квартир. В том числе 499 для военнослужащих, достигших предельного возраста пребывания на военной службе. Уже сегодня, например, не уволены по достижении предельного возраста ввиду отсутствия жилья на территории России 94 офицера и 151 прапорщик. За период с 2004 по 2005 год на получение государственных жилищных сертификатов послано 285 комплектов документов. Получено всего 55 ГЖС.
     Безотлагательного решения требует и вопрос о беспошлинной перевозке личных вещей военнослужащих. Согласно российскому законодательству, их перевозка к новому месту службы осуществляется бесплатно. Однако в настоящее время при пересечении границы требуется уплата таможенной пошлины грузинской стороне, которая составляет от 100 долларов США и впоследствии никем не компенсируется. Такая же проблема возникает и при вывозе на территорию России личного автомобильного транспорта военнослужащих.
     При организации вывода войск необходимо предварительно решать вопрос о назначении офицеров, прапорщиков, военнослужащих по контракту на должности на территории Российской Федерации и тем самым определить адреса, куда будут отправляться личные вещи военнослужащих, которые не имеют на территории России жилья, родных и близких.
     
- К сожалению, помимо указанных вами проблем, в ГРВЗ существуют и другие, свидетельствующие об очень непростой сегодняшней ситуации вокруг наших военных баз в Грузии...

     - Фактически на сегодняшний день наши базы находятся в осадном положении. Причем осадил их не враг, а вчерашний друг и сосед. Одна из основных проблем - неоткрытие грузинской стороной годовых виз для военнослужащих и членов их семей. В частности, уже почти четыре месяца - с 3 марта с.г. - грузинская сторона не открывает въездную визу новому командующему ГРВЗ генерал-майору Александру Беспалову. И он вынужден осуществлять управление вверенными ему войсками не из штаба группы, расположенного в Тбилиси, а из оперативной группы, которая дислоцирована в Ереване.
     Командующий - не единственный в таком положении. По данным Минобороны РФ, в настоящее время требуется получение грузинских виз на въезд в Грузию для 1.039 военнослужащих. Из них на 718 человек запросы были направлены в консульское управление МИД Грузии повторно. В связи с отсутствием замены, которая должна прибывать из России, значительное количество офицеров не могут выехать из Грузии с июня 2004 года. Как следствие всех этих проблем: укомплектованность личным составом двух баз составляет 50—60 процентов от штата.
     

     
Наша справка.

     На территории Грузии дислоцированы две российские военные базы: 12-я в г. Батуми и 62 -я в г. Ахалкалаки, а также вспомогательные части и подразделения. Численный состав, согласно штатному расписанию, до 5.000 военнослужащих, 115 танков, 220 БМП и БТР, 170 артиллерийских систем.
     Статус военных баз бывшие российские мотострелковые дивизии получили по Договору о коллективной безопасности от 15 мая 1992 г. В результате на территории страны появились четыре военные базы РФ. 15 сентября 1995 г. в Тбилиси был заключен Договор между Россией и Грузией, которым закреплялось нахождение российских баз на территории Грузии на следующие 25 лет. 17 ноября 1999 г. во время саммита ОБСЕ в Стамбуле Россия приняла обязательства вывести военную технику с 137-й (Вазиани) и 50-й (Гудаута) военных баз до 31 декабря 2000 г. и расформировать сами базы к 1 июля 2001 г., что и было сделано. 30 мая с.г. министрами иностранных дел двух стран подписано совместное заявление о полном выводе российских войск из Грузии.

     

     
- В совместном заявлении министров иностранных дел Российской Федерации и Грузии от 30 мая 2005 года отмечено, что стороны будут содействовать поддержанию доброжелательных отношений между населением, государственными органами и общественными организациями Грузии и российскими военными базами, другими российскими военными объектами, входящими в их состав военнослужащими, гражданским персоналом и членами их семей. Как выполняется этот пункт заявления?

     - Сегодня на российских военных базах периодически без предупреждения отключают воду, электричество. Грузинской стороной задерживаются наши автоколонны. Дошло до того, что наши военнослужащие возят продукты на частных машинах, на такси, на автобусе... должностные лица ГРВЗ вовремя в соответствии с существующими договоренностями подают заявку на военные машины, а грузинская сторона месяцами согласовывает эти документы. И, чтобы просто выжить, чтобы обеспечить самым необходимым солдат, свои семьи, командование вынуждено использовать частный транспорт. Мы сами были свидетелями, как на «Икарусе» завозили коробки с продовольствием.
     Есть проблемы и у медиков. В медицинских учреждениях ГРВЗ согласно существующим в Грузии порядкам запрещено заниматься определенными видами медицинской деятельности, что заставляет привозить отдельные, в том числе наркосодержащие препараты из России. Это создает определенные проблемы при пересечении границы. Закупать же препараты на территории Грузии - ввиду отсутствия у них российской сертификации - запрещено.
     Продолжается самозахват квартир жилого фонда тбилисского гарнизона военнослужащими минобороны Грузии. Местные госструктуры на требования об освобождении квартир никак не реагируют. Известно, что грузинская сторона обязалась предоставить гарантии на занимаемое жилье тем военнослужащим наших баз, которые по увольнении пожелают остаться в Грузии. Однако передача квартир жилого фонда тбилисского гарнизона в собственность военнослужащим и гражданскому персоналу ГРВЗ, пожелавшим остаться проживать на территории Грузии, полностью саботируется.
     
- Тяготы и лишения, которые приходится переносить нашим военнослужащим ГРВЗ, связанные с действиями грузинской стороны, в общем-то объяснимы - политикой грузинского руководства. Но ведь у российских военнослужащих в Грузии немало и других проблем...

     - К сожалению, это так. Военнослужащие ГРВЗ и члены их семей лишены ряда социальных льгот, так как действие принятых в Российской Федерации нормативных актов распространяется только на территорию России. В частности, не решен вопрос получения медицинских страховых полисов данной категории граждан, что вызывает сложности в случаях обращения в медицинские учреждения на территории России по месту проведения отпусков военнослужащих и членов их семей. Не выплачиваются пособия по беременности и родам, единовременные пособия при рождении ребенка, ежемесячные пособия на период отпуска по уходу за ребенком до достижения полутора лет, а также ежемесячные пособия на ребенка в возрасте от полутора до 16 лет, социальные пособия неработающим женам военнослужащих, не имеющим возможности трудиться.
     Есть проблемы по пенсионному обеспечению. Из-за того что работодатель - Министерство обороны РФ - с 1998 года не уплачивал в Пенсионный фонд страховые взносы на обязательное пенсионное страхование гражданского персонала, работающего на территории Грузии, в настоящее время вызывает затруднения оформление пенсий по старости при выезде на постоянное место жительства на территорию России. В расчет для исчисления среднего заработка не принимаются справки о заработной плате, а стаж работы в Минобороны не включается в общий трудовой стаж. По пенсионному законодательству в стаж работы засчитываются сроки уплаты страховых взносов, а перечисление началось только с марта 2005 года. В результате теряется несколько лет.
     Серьезной является проблема получения российского гражданства членами семей военнослужащих из числа граждан Грузии. Грузия не признает двойного гражданства, и члены семей военнослужащих вынуждены подавать заявления о выходе из грузинского гражданства. Однако грузинские власти умышленно затягивают сроки решения вопроса и тем самым не дают возможности получить российское гражданство. При выводе войск эта проблема может привести к распаду семей или значительным проблемам в устройстве на жительство в России. Члены семей военнослужащих, которые по различным причинам не оформили российское гражданство до принятия нового Закона «О гражданстве Российской Федерации», не могут его получить, так как указанным документом предусмотрено, что для получения гражданства необходимо проживание на территории России. Для оформления общегражданского паспорта детям военнослужащих, достигшим 14 лет, необходима регистрация по месту жительства на территории России, каковой у многих просто нет. Детям, проживающим с родителями по месту службы и достигшим 18 лет, необходимо получение заграничного паспорта, так как служебный паспорт действует для них до 18 лет. Но условием получения загранпаспорта является наличие «вида на жительство», который оформляется грузинским министерством юстиции в течение 7—8 месяцев. Как следствие некоторые дети не могут выехать в Россию даже для поступления в вузы.
     
- Получается, что положение личного состава ГРВЗ в Грузии осложнено двумя обстоятельствами: недостаточной социальной защищенностью из-за несовершенства нашей нормативно-правовой базы и откровенным прессингом со стороны грузинских властей. Скажите, неужели нет никаких механизмов воздействия на Грузию?

     - Есть, и немало. Экономические, политические, пропагандистские... В конце концов сегодня миллионы грузин выезжают в Россию на заработки. По оценке некоторых экспертов, они ежегодно вывозят из России суммы, равные бюджету своего государства. Почему мы ничего не используем? Почему мы позволяем издеваться над своими военными, унижать их? Хорошо, подписали заявление. Но даже после этого остаются вопросы. И самые главные - стратегические: что выигрывает Россия, насколько этот ускоренный вывод отвечает нашим национальным интересам? Россия выводит свои базы, но где гарантии (они не обозначены в заявлении, а сейчас труднее будет их обозначить в соглашении), что вместо военных баз России там не появятся военные базы других государств, в том числе и НАТО? Наверняка появятся.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex