на главную страницу

2 Июля 2005 года

Азимут

Суббота

Учим: кто, кого, чему?



     По мнению начальника кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Новосибирского высшего военного командного училища доктора исторических наук полковника Сергея Лютова, говорить сегодня о сложившейся системе гуманитарного обучения в образовательном процессе военных вузов можно лишь с большой долей условности. Парадоксальность ситуации очевидна: с одной стороны, все понимают, что без системного подхода к формированию гуманитарной составляющей в обучении курсантов нельзя подготовить всесторонне грамотного, интеллектуально развитого, как того требует министр обороны, офицера, с другой, нельзя не признать, что существовавшая до начала 90-х гг. прошлого века система гуманитарного образования в военных вузах разрушена, а новой не создано.
     Другая проблема связана с качеством профессорско-преподавательского состава. Мы привыкли говорить о преподавателях как о носителях традиций и опыта. К сожалению, таких преподавателей на кафедрах гуманитарных дисциплин становится все меньше. Реальная ситуация на кафедре Новосибирского ВВКУ такова: из 11 человек 6 – офицеры запаса (в том числе три бывших начальника кафедры, один бывший заместитель начальника кафедры, имеющие и научно-педагогический потенциал, и опыт), возраст которых более 55 лет. В возрасте до 40 лет – один преподаватель, до 45 – 2, 46 - 50 – нет. Такая ситуация грозит тем, что в течение ближайших 1,5 - 2 лет те преподаватели, которых называют носителями опыта, уйдут, а достойной замены им не будет. Ведь последний выпускник педфакультета Военного университета на кафедру гуманитарных дисциплин прибыл в 1999 году, а из войск удалось взять одного офицера в 2004 году.
     Практика показывает, что комплектованием кафедры офицерами из войск проблему преемственности в сохранении и передаче педагогического опыта не решить. Войска неохотно отдают хорошо подготовленных офицеров, а мотивация тех, кто готов перейти в военную школу, не всегда выражает настроенность на серьезную педагогическую деятельность. Двухмесячная переподготовка при Военном университете проблему подготовки педагогических кадров в полном смысле этого слова не снимает.
     Кафедра Новосибирского ВВКУ ищет свои пути поддержания научно-педагогического потенциала на уровне требований времени. Только за последние три года преподаватели гуманитарных дисциплин защитили 5 кандидатских диссертаций, хотя работа над диссертацией не может заменить целенаправленной подготовки педагога-предметника, что для гуманитарных дисциплин крайне важно.
     Полковнику С. Лютову наиболее рациональным для кафедр гуманитарных дисциплин видится сочетание преподавателей - выпускников педагогического факультета, которых остается все меньше, и офицеров из войск, имеющих хороший войсковой опыт и склонность к преподавательской работе. Проблемы возрождения системы подготовки специалистов для кафедр гуманитарных дисциплин по опыту педагогического факультета ВПА остаются насущными, и решать их надо в ближайшие годы, чтобы преемственность сохранялась не на словах, а на деле.
     Еще одна проблема касается содержания учебных дисциплин гуманитарного цикла и методики их преподавания. Здесь весьма сложно переплетаются и вопросы распределения учебного времени (сколько учить?), и кадровые вопросы (кому учить?), и качество абитуриентов (кого учить?). Противоречие между здравым смыслом и принятыми в последнее десятилетие мерами очевидно. Сокращать количество времени на гуманитарные дисциплины и отказываться от подготовки специалистов-педагогов можно в том случае, если возрастет качество абитуриентов или изменятся в сторону упрощения квалификационные требования к выпускникам. Пока же на занятиях по гуманитарным дисциплинам приходится считаться с малограмотностью выпускников школ, восполнять крупные пробелы школьного образования, а подчас преодолевать элементарный нигилизм, что требует не только дополнительных усилий, но и дополнительного времени. В этих условиях перед преподавателем всегда стоит вопрос: реализовывать программные требования по сокращенному варианту, или же попытаться реально что-то вложить в голову курсанта и как-то скорректировать его сознание? И, к сожалению, все больше преподавателей, выслушав замечания о том, что не укладываются в программу, предпочитают первый путь. Тем более что формой итогового контроля по большинству предметов гуманитарного цикла стал зачет с оценкой или экзамен на 1 – 2-м курсе, который перед выпуском можно формально пересдать.
     Для улучшения ситуации нужны кардинальные меры. В их числе - разработка системных требований к гуманитарной составляющей военного образования, включение гуманитарных дисциплин в какой-либо форме в итоговую государственную аттестацию, возрождение подготовки в Военном университете преподавателей гуманитарных дисциплин.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex