на главную страницу

7 Июля 2005 года

Армия и общество

Четверг

Через знания – к званиям

Генерал-лейтенант Михаил ВОЖАКИН,
начальник Главного управления кадров –
заместитель начальника Службы
кадровой и воспитательной работы
Министерства обороны Российской Федерации.



В Вооруженных Силах практически завершен проводимый ежегодно профессиональный отбор кандидатов из числа офицеров для зачисления на учебу в военно-учебные заведения Минобороны для получения высшей военной оперативно-тактической подготовки, а проще говоря, необходимого уровня военно-профессионального образования, дополнительных знаний, умений и навыков, необходимых при управлении воинскими частями и соединениями и их всестороннем обеспечении.


     Обучение офицеров в вузах проводится по очной (в течение 2 лет) и заочной (в течение 3 лет) формам. На очную форму обучения принимаются офицеры в воинском звании капитан и выше, занимающие воинскую должность со штатно-должностной категорией майор и выше, имеющие необходимое базовое образование. Заочная форма обучения предназначена для офицеров, занимающих воинские должности, подлежащие замещению офицерами, имеющими высшую военную оперативно-тактическую подготовку (иначе говоря, академическое образование), которые не получили такого образования по различным причинам. В порядке исключения на заочную форму обучения могут отбираться кандидаты из числа командиров батальонов (дивизионов) и им равных, занимающих указанные должности не менее трех лет и, как правило, не имеющие возможности обучаться по очной форме.
     В течение довольно длительного времени (уже более 8 лет) приемные комиссии, проводящие профессиональный отбор офицеров на учебу в вузы, работают не в военно-учебных заведениях (за исключением Военно-медицинской академии), а на местах – в военных округах, на флотах, в объединениях видов и родов войск Вооруженных Сил. Приемные комиссии формируются из представителей центральных органов военного управления, военно-учебных заведений, Спортивного комитета Вооруженных Сил, военных округов, флотов, объединений видов и родов войск Вооруженных Сил и являются независимыми органами, способными в сжатые сроки всесторонне оценить кандидатов на учебу.
     Такая форма профессионального отбора на учебу в вузы позволяет выявлять наиболее достойных, профессионально подготовленных офицеров, в максимальной степени учитывать мнение командиров, начальников о результатах служебной деятельности кандидатов и в значительной мере сокращать общие финансовые расходы на профессиональный отбор. Она активно применялась еще в Вооруженных Силах СССР, когда в группы войск, дислоцированные за рубежом, и в отдаленные военные округа (Дальневосточный, Забайкальский) направлялись для отбора офицеров на учебу выездные приемные комиссии.
     Профессиональный отбор офицеров на учебу в военно-учебные заведения, напомним, состоит из двух основных этапов: предварительного отбора и вступительных испытаний в ходе деятельности приемной комиссии. Профотбор включает в себя проверку кандидатов на соответствие их предъявляемым требованиям по воинскому званию и занимаемой должности, прохождению военной службы, возрасту, уровню и специализации профессионального образования, состоянию здоровья, социально-психологическим, психологическим и психофизиологическим параметрам, профессиональной и физической подготовленности.
     Результаты тут зависят в первую очередь от организации и качества проведения этапа предварительного отбора офицеров. Именно на этом этапе готовятся характеризующие материалы на кандидатов, осуществляется их последовательное всестороннее изучение, аттестование и проверка готовности для поступления в военную академию или университет. И в тех военных организациях, где эта работа выделена в разряд приоритетных, где командование и кадровые органы ответственно подходят к ней, срывов в поступлении кандидатов на учебу в вузы практически не бывает. Потому что, во-первых, отбираются дейсвительно наиболее достойные и всесторонне подготовленные офицеры, а во-вторых, им предоставляется в соответствии с действующими руководящими документами возможность основательно подготовиться к вступительным испытаниям.
     В военных округах, на флотах и в объединениях видов (родов войск) Вооруженных Сил реализован целый комплекс мероприятий по подготовке и организации работы приемных комиссий, что обеспечило их устойчивую и результативную работу.
     Для профессионального отбора кандидатов из числа офицеров, поступающих на учебу в вузы, в этом году было сформировано 20 приемных комиссий. В их состав были привлечены более 200 офицеров центральных органов военного управления, военных академий и университетов.
     Вступительные испытания проведены в строгом соответствии с требованиями Инструкции об условиях и порядке приема в военные образовательные учреждения высшего профессионального образования Минобороны РФ, утвержденной приказом министра обороны Российской Федерации 2002 г. № 205.
     Расчет комплектования военно-учебных заведений Министерства обороны Российской Федерации слушателями из числа офицеров в 2005 году в основном выполнен. Состоялись приказы министра обороны о зачислении офицеров, успешно прошедших профессиональный отбор и рекомендованных приемными комиссиями на учебу на первые курсы военно-учебных заведений в качестве слушателей.
     В лучшую сторону по организации дела можно выделить Московский, Дальневосточный и Северо-Кавказский военные округа. Профессиональный отбор 2005 года показал, что качество отбора кандидатов улучшилось. Офицеры отчетливее видят служебную перспективу, стремятся после окончания обучения продолжать военную службу на более высоких должностях, последовательно выстраивать свою служебную карьеру.
     Вместе с тем анализ результатов вступительных испытаний свидетельствует о недостаточном уровне профессиональной подготовленности офицеров. Практически все приемные комиссии отмечают слабую физическую подготовленность офицеров, особенно по показателю выносливости.
     Это связано в первую очередь с неэффективной организацией профессионально-должностной подготовки в войсках, недостаточной самодисциплиной некоторых офицеров, что не позволяет им индивидуально работать над повышением уровня профессиональных знаний и умений, своим физическим развитием. Ряд командиров, начальников не предоставляет кандидатам для поступления на учебу необходимое время для подготовки к вступительным испытаниям.
     Одной из основных проблем в деятельности по отбору офицеров на учебу в военно-учебные заведения видится низкий конкурс на очное обучение по многим специальностям. При этом желающих проходить обучение в военно-учебных заведениях по заочной форме в несколько раз больше, чем учебных мест в академиях и университетах. Особенно это характерно для Военно-морской академии в Санкт-Петербурге.
     В прошлые годы имел место недобор офицеров на первые курсы в Военную академию связи, Общевойсковую академию, Военно-инженерную академию. Такая ситуация объясняется в первую очередь социально-бытовыми и финансово-экономическими причинами. Не секрет, что во многих военно-учебных заведениях, особенно дислоцированных в Москве и Санкт-Петербурге, крайне сложное положение с предоставлением слушателям и их семьям служебного жилья на время обучения. В результате офицеры вынуждены снимать жилье и даже подрабатывать в свободное от учебы и службы время, чтобы хоть минимально обеспечить семью.
     Офицеры, проходящие службу в льготных регионах, как правило, относительно обустроены в социальном плане (имеют служебное жилье, повышенное денежное довольствие, жены трудоустроены) и не хотят ухудшать условия жизни своей семьи во время обучения.
     Такие выводы вытекают из итогов отбора офицеров на учебу в академиях и университетах в 2005 году. Что-то вызывает удовлетворение, что-то по-прежнему беспокоит, обязывает искать решение проблем. Задача остается неизменной: учебные аудитории должны заполнять люди ответственные и перспективные, цвет нашего офицерского корпуса.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex