на главную страницу

8 Июля 2005 года

Планета людей

Пятница

Океан без границ

Сергей ВАСИЛЬЕВ, «Красная звезда»,
при содействии Центра зарубежной
военной информации Северного флота.
Фото предоставлено аппаратом
военно-морского атташе Французской Республики
в Российской Федерации.



ВМФ России все активнее расширяет сотрудничество с флотами других государств, в том числе Франции. Достаточно сказать, что в позапрошлом году в Норвежском и Баренцевом морях состоялись первые совместные российско-французские учения, после чего эсминец УРО «Латуш Тревиль» и атомная субмарина «Касабьянка» зашли с визитом в Североморск. В 2004 году, после аналогичных учений в Атлантике, российские и французские моряки встретились уже в Бресте. Недавно в столице Северного флота с визитом находился эсминец УРО «Де Грасс», а только что БПК «Адмирал Левченко» вместе с ним, а также английским и американским кораблями провели учение у западного побережья Франции. Командующий ВМС Франции на Атлантике вице-адмирал эскадры Лоран МЕРЕР ответил на вопросы нашего корреспондента.

     


      Наша справка. Лоран Мерер родился в 1948 году в городе Ое-Пляж (департамент Па-де-Кале). В 1972 году окончил военно-морское училище. В течение двенадцати лет служил на надводных кораблях ВМС Франции. С 1985 года - начальник отдела противолодочного оружия штаба ВМС Франции. С 1988 по 1996 год чередовал командование надводными кораблями разных проектов со штабной работой. После окончания института высших исследований национальной обороны и центра высших военных исследований был назначен на должность офицера кабинета премьер-министра Франции. С 1999 года занимал руководящие посты в ВМС, был председателем постоянной комиссии по программам и испытаниям боевых кораблей. В январе 2004 года назначен командующим ВМС Франции на Атлантике и морским префектом Атлантического региона.
     

     - Господин вице-адмирал эскадры, недавно в Заполярье вы принимали участие в юбилейных торжествах, посвященных 60-летию Великой Победы…

     - Французы хорошо знают о важной роли, которую Советский Союз сыграл в победе над фашистами, и многомиллионных жертвах вашего народа, которые способствовали успеху союзнических сил. Это очевидно и потому, что президент Франции Жак Ширак стоял в Москве на Красной площади рядом с российским лидером Владимиром Путиным и главами других государств на великолепных церемониях юбилейных торжеств, которые я с удовольствием посмотрел в Мурманске вечером 9 Мая по российскому телевидению.
     Я по приглашению ВМФ России и лично вице-адмирала Михаила Абрамова, командующего Северным флотом, тоже участвовал в празднике Великой Победы. Более того, был искренне счастлив находиться в дни юбилейных торжеств в Мурманске и Североморске, куда с официальным визитом приходил эсминец УРО «Де Грасс» ВМС Франции. В нашей базе Брест также проходили официальные мероприятия в честь победы и в честь всех пропавших без вести во время войны моряков. Во Франции чтят память тех, кто погиб, защищая нашу свободу. И мы должны сохранить эти воспоминания для воспитания молодого поколения, чтобы подобное безумство не повторилось. В то же время и с вчерашними врагами, и с нашими друзьями мы должны строить дружественный мир, в котором сможем жить в мире и гармонии, в уважении к нашим культурам и различиям.
     
- В истории Франции и России есть множество примеров крепких связей между нашими военными флотами. И новое столетие не стало исключением. Какова, на ваш взгляд, квинтэссенция, суть российско-французского флотского взаимодействия?

     - Сотрудничество между двумя странами должно соответствовать политическим целям. Они обозначены нашими ведущими политиками. Море долгое время было ареной для столкновений, а должно стать местом обменов и сотрудничества. С военной точки зрения, вероятно, ему еще легче быть объектом сотрудничества, ведь у моря нет границ. Российский и французский военные флоты сумели воспользоваться этой ситуацией для развития показательного для остального мира сотрудничества. Нужно только действовать энергичнее и решительнее.
     
- Судя по вашей послужной биографии, а вы командовали четырьмя кораблями, морской зоной Ла-Манша и Северного моря, военно-морской зоной Индийского океана, а сейчас – командующий ВМС Франции на Атлантике, можно резюмировать, что, как говорят у нас в России, флотская судьба помотала вас по миру. Вы всегда верили в свою счастливую звезду и упорно шли к цели, или же были моменты разочарований?

     - Жизнь состоит как из хороших моментов, так и из сложных. У меня были и те и другие, впрочем, как у всех. Но когда я что-то вспоминаю, то только хорошее. Однако стараюсь не оглядываться назад, боясь, как жена Лота из Библии, превратиться в статую из соли. Предпочитаю смотреть вперед, как все хорошие моряки. Была ли удача? Думаю, да. Но также уверен, что удачу нужно, как птицу, схватить за крыло. А вообще, на мой взгляд, удача – это скорее склонность ума своевременно думать о будущем.
     
- Слышал, что французские моряки, как, впрочем, и их российские коллеги, - очень суеверные люди. Верите ли вы в приметы? Или же стараетесь свой день рождения, который выпал на 13-е число, отмечать в какой-то другой день?

     - Добавлю, что я не только родился 13-го числа, но еще и в пятницу. Вы можете заключить из этого, что я полностью верю в приметы! И особенно в суеверия. Но это не так. Я нахожу это скорее забавным. Любопытно, например, иметь глаза разных цветов. Это придает взгляду оригинальность, но не мешает же видеть! В действительности я не суеверен, но знаю, как нужно уважать обычаи, которых у моряков много. И они к ним привыкли! Я знаю, например, что не принято спускать на воду корабль в пятницу; на корабль не грузят кроликов и не едят крольчатину. Об этом даже не говорят! Эти традиции – часть нашей культуры. Уважать традиции – это значит в конечном счете уважать людей. И чтобы ответить на ваш вопрос полностью, отмечу: я всегда отмечаю свой день рождения 13 августа.
     
- Насколько могу представить, то, вероятно, ВМС Франции на Атлантике – достаточно большое и хлопотное «хозяйство». Если не секрет, что собой представляет подчиненная вам структура?

     - Это действительно важное и сложное, как вы выразились, «хозяйство», в котором я исполняю три типа обязанностей разного свойства. Но это единая организованная структура.
     Поговорим сначала о военных направлениях. Первое – оперативное. Я несу ответственность за управление французскими военно-морскими, в том числе авианесущими, силами в Атлантической морской зоне. Каждый корабль или летательный аппарат, появляющийся в Атлантике, попадает под мое командование, если это касается его применения для решения задач, возложенных на меня начальником штаба вооруженных сил. Для этого я располагаю командным пунктом с аналитическим центром, службой связи, разведывательной группой, группой информации и обмена с союзниками и так далее.
     Моя вторая военная обязанность территориального свойства: я ответственен за флот в западной части Франции. А это около 21 тысячи человек, 17 тысяч из которых – военные, и 4 тысячи – гражданские люди. Здесь мы располагаем главной военно-морской базой в Бресте и тремя пунктами базирования ВВС и сил флота. Такие территориальные командующие нужны для решения вопросов материально-технического обеспечения кораблей, флотской инфраструктуры, руководства личным составом, решением его социальных проблем. Здесь под моим началом сорок процентов нашего флота и более половины французских территорий.
     Моя третья должность более оригинальна: она гражданская, межведомственная. Ее я исполняю под руководством премьер-министра и именуюсь морским префектом, то есть командующим военно-морским округом. Я осуществляю всю государственную власть на море в трех областях. Это прежде всего функции главной морской полиции: я обязан уважать законы и предписания для всех морских пользователей, военных и гражданских – рыбаков, яхтсменов, коммерческой навигации, морской промышленности. Затем в моей компетенции - спасение человеческой жизни на море. И, наконец, – охрана окружающей среды и борьба против самовольных или случайных загрязнений. Мы внимательно следим и пресекаем все недозволенные сбросы отходов либо топлива с кораблей, которые входят в наши воды.
     Вы видите, что дел очень много и они довольно сложные. Однако я хорошо сплю, так как у меня очень хорошие команды, с которыми я работаю и которые мне доверяют.
     
- Что означает сбалансированные - в плане корабельного состава - ВМС по-французски? Какие задачи решают ваши подчиненные в Мировом океане?

     - Морские и воздушные атлантические силы участвуют в миссиях нашей страны, отвечающих стратегии обороны. Действия флота базируются на трех принципах. Первый принцип – это разубеждение, которое является фундаментом стратегии, основным показателем службы вооруженных сил стране. У нас нет врагов. Мы - мирная нация, на которой лежит международная ответственность, как и на России, внимательно следить за равновесием в мире, балансом сил. С этой целью Франция сохраняет ядерное оружие. И флот этому широко способствует, имея на вооружении подводные лодки с ядерными боезарядами и авианосцы.
     Миротворческая миссия – наша страна готова выступить посредником там, где она может быть полезной в соответствии со своими интересами и интересами сохранения либо установления мира между людьми. Флот является необходимой составной частью миротворчества наряду с наземными и воздушными силами. Охранная миссия – флот занимается спасением людей на море, защитой рыбаков и противодействует новым формам агрессии невоенного характера: загрязнению экологии, всевозможной контрабанде, подпольной иммиграции и так далее. Эти миссии мы выполняем как вблизи французских берегов, так и у дальних национальных территорий.
     
- Знаю, что во Франции постройка новых кораблей для ВМС – это государственная программа. Строительству каких кораблей страна отдает предпочтение?

     - Для большого флота в открытом море важны все составные части. Мы уже заменили три из четырех стратегических подлодок, четвертая – в стадии постройки. Также модернизируем их ракетные системы.
     Три года назад мы ввели в эксплуатацию авианосец с ядерной энергетической установкой «Шарль де Голль», и он уже демонстрировал военно-морское присутствие ВМС Франции в течение длительного времени - более семи месяцев! – в Индийском океане в рамках борьбы с терроризмом. В настоящее время он находится в Атлантическом океане под моим управлением.
     Сейчас мы обновляем флот фрегатами типа «Horizon», которые являются кораблями противовоздушной обороны. Особенно важна для нас программа создания многофункциональных фрегатов FREM, первые корпуса которых должны быть построены уже в этом году.
     
- Корабли-ветераны в ВМС – это во сколько лет? Вероятно, не особо спешите расставаться с ними? Каков французский рецепт продления жизни корабельному составу?

     - Нет французского рецепта, есть принципы, которые знают все моряки: нужно сочетать регулярность использования – корабль, который очень долго или очень часто остается у берега и не ходит в море, быстро стареет. Уход за ними должен быть регулярным и целенаправленным. Нужно также использовать корабли рационально исходя из условий или предельных норм эксплуатации, которые нужно регулярно переосмысливать. В этих условиях во Франции корабли могут служить до тридцати лет. Такие корабли, как авианосцы, - еще больше. Но согласитесь, даже тридцать лет – это солидный срок.
     
- Во Франции профессия военного моряка престижна. Что реально делает государство, чтобы в ВМС вливалась «свежая кровь», приходили на службу юноши и девушки? Какие льготы и гарантии получает каждый надевший флотскую форму?

     - Это правда, в нашей стране профессия моряка престижна, и мы не делаем различий между юношами и девушками при найме на службу. Что касается денежного содержания, нам созданы хорошие финансовые условия, если сравнивать с другими слоями общества. И, наконец, парламент принял новый статус для военных, который уточнил права и обязанности военнослужащих и который дает им прочные гарантии в общественной системе. Для командующих французским флотом вопрос персонала является важнейшим, потому что мы знаем: личный состав – это настоящее сокровище нашего флота. Сокровище, которое мы должны сделать полезным для государства.
     
- В чем залог успешного продвижения по ступеням служебного роста вверх? Все ли молодые офицеры ВМС, ступив на палубу своего первого боевого корабля, оказываются в равных условиях на пути к достижению адмиральских нашивок?

     - Поверьте, стать адмиралом – отнюдь не самоцель, так как на этом пути вас может подстерегать много разочарований. На мой же взгляд, главная цель карьеры – творить интересные и полезные для страны дела, развиваться как личность, чтобы стать лучше, получить новую должность. Удачная карьера та, когда человек счастлив служить в своей должности, даже если бывают трудные моменты.
     Я считаю, во французском флоте у всех равные шансы с момента набора. Наша организация подготовки и кадрового состава позволяет молодому человеку, не имеющему возможности учиться до поступления на флот, найти свое место на флоте и развиваться в профессиональном плане. Если он смел и решителен, у него все получится. Наша система это позволяет, и мы очень гордимся этой возможностью. Флот должен содействовать подъему каждого своего военнослужащего по социальной лестнице.
     Несколько дней назад я присутствовал на торжественном мероприятии в честь ухода в отставку одного из моих друзей, который покинул флот с адмиральскими звездами, а ведь он поступил в ВМС как матрос третьего класса! И это, поверьте, не единичный случай!
     
- Господин вице-адмирал эскадры, и последнее: что бы вы пожелали своим российским коллегам – морякам ВМФ РФ, а также читателям «Красной звезды»?

     - Русским морякам - больше визитов во Францию, а французским – в Россию. Моряки фрегата «Де Грасс» рассказали мне, с какой теплотой и непосредственностью их встречали жители Североморска и Мурманска. Такие сближения способствуют лучшему взаимопониманию, большей дружбе.
     Читателям «Красной звезды», не являющимся моряками, я посоветовал бы найти такое же взаимопонимание с армией, какое достигли русские и французские моряки в своем сотрудничестве. А своим российским коллегам желаю спокойного моря и попутного ветра. Таким напутствием провожают во Франции моряков, которые уходят в океан.

     На снимке: Вице-адмирал эскадры Лоран МЕРЕР.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex