на главную страницу

9 Июля 2005 года

Специальный репортаж

Суббота

Жизнь под катком

Что такое ЗАТО, и как их судьба отражается на судьбах людей и военных городков

Геннадий МИРАНОВИЧ, Александр ДОЛИНИН, «Красная звезда».
Ракетные войска стратегического назначения.



Известно, что в настоящее время в Российской Федерации функционирует более 40 закрытых административно-территориальных образований (ЗАТО). На территории большинства из них градообразующими являются объекты Минобороны. Это ракетные дивизии, космодромы Плесецк и Свободный, флотилии атомных подводных лодок и надводных кораблей. Естественно, вопросы, связанные с управлением такого рода образованиями и их развитием, занимают далеко не последнее место в процессе реформирования военной организации государства. Тем более что в перспективе часть из них подлежит упразднению, а это, как показывает практика, не всегда проходит безболезненно. Сегодня мы рассказываем о том, как решаются проблемы ЗАТО в Ракетных войсках стратегического назначения.


     Для начала, уважаемый читатель, обратим ваше внимание на такой нюанс. Не надо путать понятия: закрытое административно-территориальное образование и закрытый военный городок. Это, как говорят в Одессе, две большие разницы, ибо в отличие от закрытых военных городков, где обеспечение жизнедеятельности и решение жилищных проблем целиком и полностью возложены на Министерство обороны, закрытые административно-территориальные образования финансируются непосредственно из федерального бюджета. Так, федеральные трансферты ЗАТО в 2005 году должны составить около 14,9 млрд. рублей. В том числе предусмотрено финансирование мероприятий, связанных с отселением граждан, потерявших связь с Вооруженными Силами. Общий объем субвенции бюджетам закрытых административно-территориальных образований на отселение граждан, утвержденный законом о федеральном бюджете на 2005 год, составляет 1.016,9 млн. рублей.

     Предусмотрено также целевое финансирование программ социально-экономического развития ЗАТО, что позволяет обновлять и совершенствовать их жилищный фонд, социальную инфраструктуру, создавать новые рабочие места и т.д. То есть планомерно улучшать качество жизни обитателей гарнизонов. Как подчеркнул в беседе с нами начальник строительства, инженерно-технического обеспечения и расквартирования РВСН генерал-майор Андрей Хворостьянов, это особенно заметно там, где администрации ЗАТО возглавили опытные руководители (кстати, многие считают, что целесообразнее было бы перейти от системы их выборов к назначению), способные работать в тесном взаимодействии с командованием частей и соединений. В их числе Анатолий Сергеевич Королев, Валентина Ивановна Махринская, до недавнего времени бывший на этой должности Николай Николаевич Курин и другие главы закрытых административно-территориальных образований, которых хорошо знают и ценят в войсках.

     И в самом деле. Взять, скажем, ЗАТО Светлый в районе дислокации самой перспективной в РВСН Таманской ракетной дивизии, где администрацию возглавляет Тамара Николаевна Каширина. Это единственное на сегодня муниципальное образование в Саратовской области, в котором рождаемость превышает смертность. И неудивительно. Дети здесь, а их в поселке более трех тысяч, что называется, с пеленок окружены заботой и вниманием администрации. Малыши до года получают бесплатное детское питание, до трех лет при необходимости - лекарства. Семьи, имеющие детей-инвалидов, также за счет администрации ЗАТО обеспечиваются путевками на санаторно-курортное лечение. Плата за детский сад (в Светлом их три: на 148, 163 и 219 мест) в два с половиной раза меньше, чем в Саратове. Горячее питание учащихся, стоимость учебников (две средние общеобразовательные школы на 1,5 тыс. мест), отдых детей в летних оздоровительных лагерях - все это оплачивает администрация.

     А в уникальном, можно сказать, подростковом центре «Форсаж», где нам довелось побывать, под руководством опытных наставников в различных секциях занимаются более 150 мальчишек, которых принято называть трудными. Основное направление - спортивно-техническое. С помощью администрации поселка создана соответствующая база: учебный класс, станочная, слесарная и малярная мастерские, ремонтный бокс, два автопарка (для картов и мотоциклов). Особая гордость ребят - восстановленные ими старые отечественные автомобили, среди которых есть прямо-таки выдающиеся экземпляры. Воспитанники «Форсажа» регулярно участвуют в городских и областных соревнованиях по картингу, во всероссийских соревнованиях по мотоспорту (мототуризм и эндуро), в приключенческом ралли-рейде «Караван». Каждое лето на базе подросткового центра работает военно-спортивный лагерь.

     Между тем проблемы семьи и детства - далеко не единственная забота Кашириной и ее «команды». На балансе ЗАТО десятки жилых домов, более 30 километров теплотрассы, 42 километра дорог. И все это благодаря слаженной работе администрации и командования дивизии содержится в приличном состоянии.

     Подобных примеров, когда с обретением статуса ЗАТО (в РВСН их 14) наши военные городки при поддержке государства как бы обретают второе дыхание, можно привести немало. И это нормально: кому же, как не государству, в первую очередь позаботиться о своих защитниках. В целом на балансе ЗАТО сейчас находится более 90 процентов фондов РВСН. А это сотни жилых домов, объектов соцкультбыта, тысячи километров инженерных сетей и многое, многое другое. Вместе с тем и над этими, назовем их так, островками относительного благополучия на фоне нерадужной, что греха таить, картины бытия наших военных сгущаются тучи.

     Как известно, в соответствии со статьей 80 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» с 1 января 2006 года ЗАТО поменяют статус. Они станут муниципальными образованиями со статусом городского округа и, естественно, со всеми вытекающими из этого последствиями. Формирование их бюджетов теперь будет осуществляться в соответствии с общим порядком, предусмотренным для городских округов, что, по мнению специалистов, может не только привести к несбалансированности бюджетов ЗАТО (у региональных властей своих проблем хватает), но и не лучшим образом сказаться на управлении территориями с объектами, представляющими особую опасность.

     Впрочем, не будем опережать события. Как говорится, поживем - увидим. А вот что касается ЗАТО, подлежащих упразднению в связи с расформированием ряда частей и соединений, то здесь проблемы уже налицо, и по мере углубления этого процесса их, похоже, не станет меньше.

     Первыми, можно сказать, во всеуслышание заявили о них жители ЗАТО Кедровый Красноярского края, обеспокоенные своей судьбой в связи с расформированием в 2004 году дислоцированной там базы хранения боевых железнодорожных ракетных комплексов (БЖРК). Некоторые бывшие военнослужащие, чтобы привлечь внимание к своим социальным проблемам, даже грозили прибегнуть к голодовке. До голодовки, правда, не дошло, но факт остается фактом - впервые плановое мероприятие, связанное с реформированием войск, вызвало столь негативную реакцию в ракетном гарнизоне.

     В чем же дело? Ведь такие вопросы, как ликвидация градообразующего объекта оборонного значения, решаются не с бухты-барахты. И не на уровне командования РВСН. Это компетенция высших органов власти. Согласно Закону РФ «О закрытом административно-территориальном образовании» решение о создании (об упразднении) ЗАТО принимает глава государства. Да и не первый уже год идет у нас этот процесс. Начиная с 2000 года выведены из боевого состава РВСН и сокращены две дивизии, управление ракетной армии в Чите. Недавно мы наблюдали по телевизору, как под звуки марша навсегда покидал свою боевую позицию полк дивизии БЖРК, дислоцировавшейся в окрестностях Костромы. Покидал, отметим, спокойно, с достоинством.

     Правда, костромским ракетчикам полегче: у них не было ЗАТО, они как жили, так и остаются, кто не уехал к новому месту службы, жить в областном центре. Хотя было видно, что и они расстаются со своими поездами не без грусти в глазах. К тому же, как рассказал нам присутствовавший при этом начальник пресс-службы РВСН полковник Александр Вовк, около 200 семей военнослужащих здесь остаются пока без квартир. Есть, по его словам, некоторые проблемы и в других бывших ракетных городках. Но, как бы там ни было, нигде еще не наблюдалось ничего подобного тому, с чем столкнулось командование РВСН в Кедровом.

     Многие из тех, с кем мы затевали разговор на эту тему, критически высказывались в адрес администрации ЗАТО: мол, к такому всплеску социальной напряженности в поселке привела нераспорядительность местных чиновников во главе с Александром Мериновым. Возможно, доля правды здесь есть: что-то там недоделали, что-то недоглядели чиновники районного масштаба. Бог им, как говорится, судья. Но главная-то причина разгоревшихся страстей не в них!

     Выше мы упоминали о расформировании ракетных дивизий в Алтайском крае и Читинской области. Почему тогда обошлось без такой нервотрепки? Потому что все военные городки этих дивизий в целости и сохранности были переданы войскам Сибирского военного округа, в составе которого они исправно функционируют и по сей день. Более того, в осевших в них общевойсковых и танковых соединениях оказались востребованными многие военные пенсионеры, специалисты из числа гражданского персонала, работавшие там ранее, что уменьшило расходы государства, связанные с их отселением. Кедровому же в этом отношении сильно не повезло.

     - Здесь мы впервые столкнулись с проблемой, когда высвобождаемый казарменно-жилищный и специальный фонды оказались невостребованными ни военным ведомством, ни другими силовыми структурами страны, - пояснил ситуацию главный инженер управления начальника строительства, инженерно-технического обеспечения и расквартирования РВСН полковник Петр Эндзинь. – Перспективы же, а главное, правовая база иных способов использования фондов и обеспечения занятости обитателей военного городка не были четко определены. В результате имеем то, что имеем.

     Наша справка
     ЗАТО Кедровый - военный городок в 60 км восточнее Красноярска. Население - более 5,5 тыс. человек, в том числе более 1,4 тыс. детей и 400 пенсионеров. Средний возраст обитателей городка - 34 года. На балансе ЗАТО 29 жилых домов, 3 детских садика, военный госпиталь, более сотни других объектов.


     Нельзя сказать, что случившееся явилось такой уж неожиданностью для всех. Еще в 2001 году в органы государственной власти начали поступать обращения руководителей субъектов РФ, глав и жителей ЗАТО с предложениями по вопросам, связанным с расформированием градообразующих объектов. Но опять же все эти вопросы бумерангом возвращались в Министерство обороны.

     Между тем вскоре стало ясно, что ни РВСН, ни военному ведомству в целом не справиться в одиночку с комплексом возникающих проблем, находящихся к тому же в компетенции Правительства Российской Федерации. В августе 2003 года по инициативе командования РВСН состоялось заседание коллегии Министерства обороны, которая рассмотрела вопросы, касающиеся передачи жилых городков и фондов подлежащих сокращению ракетных дивизий в ведение федеральных министерств и ведомств, местных органов власти и обеспечения социальных прав военнослужащих и членов их семей. В заседании приняли участие представители заинтересованных министерств и ведомств. Было решено: в связи с тем, что многие из этих вопросов выходят за рамки компетенции Министерства обороны, инициировать создание комиссии Правительства РФ по проблемам закрытых административно-территориальных образований.
     


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex