на главную страницу

9 Июля 2005 года

Культура

Суббота

Кино «космического масштаба»

Ирина ПАВЛЮТКИНА, «Красная звезда».



     

     «На столичные экраны выходит фильм Алексея Учителя «Космос как предчувствие». А как вы оцениваете эту «золотую ленту» на фоне других номинантов ХХVII Московского международного кинофестиваля? И чем этот форум вошел в историю кинематографии?»
     
Капитан Алексей НЕЕЛОВ.



     Уж чего было в достатке на завершившемся недавно ХХVII Московском международном кинофестивале, так это интриги. Из пяти-шести интересных фильмов (а всего в основном конкурсе их было представлено 17) одна должна была взять главный приз: золотого «Святого Георгия». Из отечественных лент в этом году была лишь заранее пропиаренная картина Алексея Учителя (на снимке) «Космос как предчувствие». Еще как-то отнести к российскому формату, ностальгируя по былому размаху советского кинопроизводства, можно было узбекский фильм Юсупа Разыкова «Девичий пастух». По результатам фестиваля он удостоился спецупоминания Федерации киноклубов России.
     Учитывая прошлый фестиваль, когда явным фаворитом стали «Свои» Дмитрия Месхиева (впрочем, вполне заслуженно), все с нетерпением ждали и нынешнего триумфа «наших». Но, как бы ни мотивировало свой выбор маститое жюри, возглавляемое сценаристом Валентином Черных (те же «Свои», «Москва слезам не верит» т.д.), объявление фильма Учителя главным номинантом оставило чувство неловкости. Ну не дотягивает он до золотого «Святого Георгия»! И режиссер «с именем», и актеры великолепные - Евгений Миронов, Ирина Пегова, Евгений Цыганов, Елена Лядова, и работа оператора Юрия Клименко выше всяких похвал, но - не «цепляет» картина.
     Краткий сюжет: 1957 год. Кажется, вот оно - светлое будущее. Мечты, надежды, вера. Узкий мир просторов огромного государства и непознанный «космос» стран, его окружающих. Он так же манит «политически незрелые» души, как и тайна мироздания. Кажется, что некое «предчувствие космоса» разлито в самом земном пространстве советского приграничного портового города. Притягательного и не такого уж и недостижимого...
     Кино - оно само, как космос. Загадка великая, и правильно ее отгадать удается не всем. Потому что есть в ней свой особый закон предчувствия успеха. И здесь на первое место выходит «Чамскраббер» (США) режиссера Арье Посина. Кстати, его отец был русским, и родители режиссера познакомились в 60-х годах на Московском кинофестивале. Именно «Чамскраббер» получил приз зрительских симпатий и приз Федерации киноклубов России. Эта же федерация отметила фильм «Удаленный доступ» Светланы Проскуриной, показ которого прошел в рамках «Российской программы». Почему жюри международной кинокритики (ФИПРЕССИ) отдало свой голос конкурсной ленте из Швеции «Гитара-монголоид» Рубена Остлунда, зрители не поняли. Это еще одна загадка из серии «кино не для всех», некой лоскутной экранной мозаики жизни ребенка со странностями и с музыкальным инструментом в руках.
     Приз жюри российской кинокритики «уехал» в Чехию. Его получил фильм Петра Зеленки «Хроники обыкновенного безумия». Это некий синтез мелодраматичной комедии и ностальгии по социалистической предсказуемости быта. Люди - как маленькие пазлы, попробуй найди свое место в непредсказуемом жизненном пространстве. Дипломы российской кинокритики - у фильма «Российской программы» «Пыль» Сергея Лобана и у конкурсных лент «Фарфоровая кукла» Петера Гардоша (Венгрия) и «Балканкан» Дарко Митревского (Италия, Македония, Великобритания). Лично мне последний фильм понравился необычайно.
     Специальный приз журнала Vogue за лучшее стилевое решение фильма (декорации, костюмы, грим) достался конкурсной датской картине «Дорогая Венди» Томаса Винтерберга. Могу отметить, что эту ленту высоко оценила молодежная аудитория. Приз программы «Перспективы» - у картины режиссера Джорджина Гарсиа Ридель «Как девушки Гарсиа провели лето» (США).
     Специальный приз жюри серебряный «Святой Георгий» присудили конкурсному финскому фильму «Вечная мерзлота» Аку Лоухимиеса. Не знаю, закупят ли у нас его для кинопроката, но в домашней фильмотеке я бы его оставила. Это формат компьютерного хакера, который жестко и конкретно столкнулся с реальной жизнью. Жаль, остались «за бортом» конкурсные греческие «Невесты» Пантелиса Вулгариса и «Добро пожаловать домой!» Андреаса Грубера (Австрия). Если будет где-то показ, настоятельно рекомендую не пропустить. А вот фильм закрытия ХХVII ММКФ открытием не стал. Французских «Красоток» Седрика Клапиша можно и не заметить.
     Призом жюри за лучшее исполнение женской роли серебряный «Святой Георгий» будет гордиться Весела Казакова («Украденные глаза» Радослава Спасова, Болгария - Турция), за лучшее исполнение мужской роли - Хамид Фаранеджад («Левой, левой, левой!» Казема Маасуми, Иран). Лучшей режиссерской работой жюри признало фильм «Дорогая Венди» Томаса Винтерберга (Дания - Германия - Франция - Великобритания).
     ...«Звездоманы» тосковали, что маловато в этот раз их кумиров приехало в Москву, но к закрытию многие все-таки показались на столичном небосклоне. Хладнокровная одноглазая убийца из фильмов Квентина Тарантино «Убить Билла» актриса Дерил Ханна, французский режиссер армянского происхождения Робер Гедигян, бельгийские режиссеры братья Дарденн («Золотая пальмовая ветвь» Каннского кинофестиваля, фильм «Дитя»), культовый Питер Гринуэй со своими «Чемоданами», великолепная и нестареющая Анни Жирардо привезла в Москву привет из Франции. Как и многие именитые гости, она представляла фильм. На этот раз «Скрытое» Михаэля Ханеке.
     Любимая актриса Франсуа Озона Жанна Моро еще и получила специальный приз жюри за достижение вершин актерского мастерства и верность традициям школы Станиславского «Верю. Константин Станиславский». Она привезла на ММКФ новый неоднозначный фильм Озона «Время прощания». Как и многие фильмы, показанные на фестивале, картина выйдет в российский прокат нынешней осенью.
     Как всегда, ММКФ - это не только «поточный» просмотр фильмов. В его рамках прошло открытие мемориальной доски легендарному кинооператору и режиссеру Сергею Урусевскому. В будущем может быть на территории «Мосфильма» ему поставят памятник. В Доме кино в рамках «Российской программы» прошла презентация книг военных кинооператоров Владислава Микоши и Михаила Посельского. На фестивале были две внеконкурсные программы, так или иначе связанные с Великой Отечественной войной. При поддержке группы компаний «Держава» - «Хроника военных премьер», в которую вошли 9 советских фильмов о войне. Среди них шедевры отечественного кинематографа «В 6 часов вечера после войны», «Небо Москвы», «Антоша Рыбкин» и другие. Что интересно, в программе «Вторая мировая: взгляд из ХХI века» ведущее место заняли фильмы, произведенные в Германии.
     Слова «надо помнить прошлое» звучали на нынешнем ММКФ постоянно. А поездка в Сергиев Посад гостей и участников фестиваля вообще натолкнула президента кинофестиваля Никиту Михалкова на мысль об учреждении нового приза специального жюри, которое будет оценивать картины с точки зрения «их философской ценности и религиозного воздействия».
     Такое вот кино с «космическим» наполнением.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex