на главную страницу

9 Июля 2005 года

Лидеры «оборонки»

Суббота

«Сатурн» в небесах и на море



Второй Международный военно-морской салон IMDS-2005, прошедший в Санкт-Петербурге, привлек большое внимание специалистов. Перед его открытием эксперты заявляли, что в ближайшие годы доля продаж ФГУП «Рособоронэкспорт» по военно-морской технике увеличится до 51 процента. При этом прогнозируется уход фирм с авиационной тематикой на вторые роли. Однако уже первый день работы военно-морского салона внес в эти прогнозы неожиданные коррективы.


     На IMDS-2005 три генеральных директора: Юрий Ласточкин – от «НПО «Сатурн», Витольд Войтецкий – от «НПО «Аврора», Борис Лобода – от «Завода «Киров-Энергомаш» - подписали соглашение о создании российских газотурбинных корабельных агрегатов для ВМФ. Две трети работ по ним предполагается выполнить на предприятии, занимающемся разработкой и производством авиадвигателей, «НПО «Сатурн». Как заявил его гендиректор Юрий Ласточкин, подписанное соглашение открывает новые возможности по созданию конкурентоспособных на внутреннем и мировом рынках высокоэкономичных автоматизированных газотурбинных двигателей 4-го поколения для боевых кораблей. В настоящее время на головном предприятии компании в г. Рыбинске завершаются все необходимые для этого работы. Руководство Военно-морского флота и Федеральное агентство по промышленности завершают согласование решения о возложении функций комплексного поставщика газотурбинных корабельных агрегатов на ведущую российскую двигателестроительную корпорацию «НПО «Сатурн».
     Здесь необходимо пояснить, что ранее надводные корабли ВМФ СССР и России оснащались агрегатами украинского производства. Само принципиальное решение о налаживании аналогичного производства силами отечественных предприятий, по словам начальника управления заказов и поставок кораблей, морского вооружения и военной техники Министерства обороны РФ контр-адмирала Анатолия Шлемова, было принято еще тринадцать лет назад. Ведь с распадом СССР для российских военных Украина стала хоть и ближним, но все же зарубежьем. Требовалось наладить выпуск двигателей на территории России. В качестве единственного предприятия, где существовали потенциальные возможности для такого производства, выбрали «НПО «Сатурн».
     Однако в начале 90-х годов прошлого века, когда и экономика страны, и ее флот переживали не лучшие времена, переход от слов к делу был нереальным. Лишь со стабилизацией ситуации в промышленности, развитием производства и появлением четких перспектив поступательного развития ВМФ удалось вновь по-настоящему вернуться к этому вопросу.
     Как пояснил руководитель проекта газотурбинных двигателей и агрегатов надводных кораблей ВМФ «НПО «Сатурн» директор программы «Сатурн-ВМФ» Леонид Иванов, подписание соглашения стало закономерным итогом контактов с ведущими российскими судостроительными конструкторскими бюро. Надо особо отметить, что Россия не может идти по пути союзного государства и под каждый закладываемый корабль создавать уникальный агрегат. Таких ресурсов да и необходимости у нашей страны нет. Предложено было создать два-три унифицированных агрегата и в зависимости от типа корабля варьировать их количество. На сегодняшний день получены заявки на корабельные агрегаты в общей сложности для двадцати проектов кораблей.
     Сегодня научно-производственное объединение «Сатурн» вышло на новый уровень работ и готово начать изготовление продукции для военно-морских кораблей, не говоря об их гражданских «собратьях», уже серийно изготавливаемых по заказу Газпрома. Демонстрационный стенд «НПО «Сатурн» на IMDS-2005 вызвал большой интерес как у наших, так и зарубежных специалистов. Здесь были выставлены натурные образцы двигателей «Сатурн-М75РУ» мощностью 5-7 тыс. лошадиных сил и «Сатурн-М70ФРУ» мощностью 12-14 тыс. лошадиных сил. Они предназначены для установки на суда и корабли водоизмещением от 60 и 8000 тонн соответственно. И все же создание подобных агрегатов требует широкой кооперации российских предприятий, разрабатывающих и изготавливающих двигатели, редукторы, системы управления, другие узлы и комплектующие. Именно поэтому соглашение открыто для подписания другими российскими организациями.
     Насколько надежным и перспективным партнером является научно-производственное объединение «Сатурн»? Развивая деятельность по военно-морской тематике, предприятие уверенно расширяет позиции ведущей двигателестроительной корпорации, специализирующейся на разработке и производстве газотурбинных двигателей для военной и гражданской авиации, энергогенерирующих и газоперекачивающих установок.
     Недавно ФГУП «Рособоронэкспорт» и «НПО «Сатурн» подписали в Бангалоре контракт на разработку и поставку в Индию авиационных двигателей АЛ-55 для учебно-тренировочных самолетов HJT-36 индийских ВВС. Рассматривается возможность установки этого двигателя и на двухдвигательный самолет HJT-39.
     Контракт состоит из двух частей. Первая - это опытно-конструкторские работы по созданию двигателя. Вторая - это лицензия на производство около тысячи двигателей на предприятиях индийской корпорации Hindustan Aeronautics Ltd (HAL). Изготавливаться он будет в кооперации с Уфимским моторостроительным производственным объединением. «Горячая часть» двигателя будет производиться в Рыбинске, а сборка - в Уфе. Календарный ресурс двигателя рассчитан на 25-30 лет. При массе в 355 кг АЛ-55 будет иметь тягу около 2200 кг.
     «НПО «Сатурн» планирует предложить новую разработку также для российских учебно-тренировочных самолетов МиГ-АТ, Як-130 и беспилотных летательных аппаратов.
     Другим перспективным направлением работ в интересах российских ВВС является разработка двигателя для истребителя 5-го поколения. Недавно выполнен первый испытательный полет самолета Су-27ЛЛ, оснащенного двумя такими двигателями. Как пояснили специалисты, задание выполнено полностью. Средства объективного контроля зафиксировали устойчивую и надежную работу силовой установки.
     Как видим, «НПО «Сатурн», лидируя в авиационном двигателестроении, в дополнение к этому разработало корабельные агрегаты для ВМФ. Фирма применила передовые авиационные технологии и разработки в другой отрасли, еще более уверенно отстаивая статус абсолютного лидера российского двигателестроения.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex