на главную страницу

12 Июля 2005 года

Наследие

Вторник

Душа Тихого Дона

Ярослав ЯСТРЕБОВ.



Кто такой казак? Один скажет, что храбрые люди эти - особый народ. Другой рассудит, что казаки - особое сословие русского корня. А кто-то помыслит иначе: казак - это состояние души... Когда говоришь о Михаиле Шолохове, то именно этот последний ответ и приходит на ум.


     Действительно, не был великий русский писатель казаком по рождению. Однако же именно он открыл и для России, и для всего человечества душу казачью. И сколь замечательно то, что журнал «Казаки» свой пятый номер за 2005 год посвятил столетнему юбилею Шолохова.
     «Тихий Дон». Удивительно, как имя казачьей реки стало одним из символов культурных вершин человечества. Сколько крови и слез пролито на берегах батюшки-Дона, сколько великих полководцев переходили донские воды, а человечество помнит не их - то, как Аксинья несет ведра на коромысле, а за нею вьется на коне влюбленный Григорий...
     Журнал «Казаки» достойно встретил шолоховский юбилей. Особо следует отметить разнообразие представленных материалов. Здесь и «Слово атамана» В.П. Володацкого, и воспоминания эмигранта казака Н. Келина, и размышления литературного критика П. Палиевского «Мировое значение Шолохова» и многое другое, что не оставит читателя равнодушным. Номер подобран поистине с душой и любовью к великому сыну Дона.
     При этом стоит признать особой находкой журнала размещение на его страницах старых, еще довоенных материалов. В них, помимо интереснейших фактов о Шолохове, мы находим еще и «жемчужинки» старого, еще и при советской власти сохранявшегося казачьего быта, и удивительное «вживание» вешенских казаков в саму ткань «Тихого Дона». Можно представить себе потрясение журналиста, встретившегося с «живым персонажем» романа:
     «Старуха-казачка с ярко-черными, диковинно-красивыми глазами, угощая теплым молоком, проникновенно говорит:
     - Гришку Мелехова знаете? Ну так вот, это мой племянник. Только его фамилия была Ермаков. Ну да! А Шолохов узнал про него и написал. И все в точности, ну до последней ниточки...»
     Особое значение личности Михаила Александровича раскрывает подборка материалов, которую можно было бы условно озаглавить «Исторический Шолохов». Да не тот Шолохов, которого мы знаем по школе, а тот, что являлся живым участником событий, определявших судьбу нашего народа.
     А в том, что Михаил Шолохов в полном смысле слова народен, вряд ли кто может сомневаться. Причем звание это даровано ему теми, кому и было посвящено его творчество. Вот что писал в 1940 году после поездки в Вешенскую спецкор «Комсомольской правды» А. Калинин:
     «Повстречавшийся нам на мосту пожилой седеющий казак сказал коротко, но выразительно:
     - Народный он человек. Будто и большой, и ум у него громадный, а свой человек. Верное слово – народный».
     И дело здесь не только в особой сердечности и общительности писателя. Для вешенцев Шолохов стал и надежным заступником. Во время коллективизации и массового голода он лично неоднократно обращался к Сталину с просьбой о помощи, и помощь была оказана. А в своих обращениях к вождю Шолохов не боялся говорить правду, как, к примеру, в письме от 16 апреля 1933 года:
     «Слов нет, не все перемрут даже в том случае, если государство вовсе ничего не даст. Некоторые семьи живут же без хлеба на водяных орехах и на падали с самого декабря месяца. А таких «некоторых» как раз большинство. Теперь же по правобережью Дона появились суслики, и многие решительно «ожили»: едят сусликов вареных и жареных, на скотомогильники за падалью не ходят, а не так давно пожирали не только свежую падаль, но и пристреленных сапных лошадей и собак, и кошек, и даже вываренную на салотопке, лишенную всякой питательности падаль...»
     И, что интересно: Сталин не только распорядился оказать продовольственную помощь Вешенскому району, но и письменно отвечал Шолохову. Кто-то скажет, что это был лукавый ход тирана, искавшего популярности. Может быть. Только вот в совсем иные времена обращения Шолохова должного ответа не получали. А обращался он к руководству Советского Союза с не менее важными, нежели голод, вопросами.
     Так, в 1978 году в письме к Л.И. Брежневу Михаил Александрович писал:
     «Одним из главных объектов идеологического наступления врагов социализма является в настоящее время русская культура, которая представляет историческую основу, главное богатство социалистической культуры нашей страны. Принижая роль русской культуры в историческом духовном процессе, искажая ее высокие гуманистические принципы, отказывая ей в прогрессивности и творческой самобытности, враги социализма тем самым пытаются опорочить русский народ как главную интернациональную силу советского многонационального государства, показать его духовно немощным, неспособным к интеллектуальному творчеству. Не только пропагандируется идея духовного вырождения нации, но и усиливаются попытки создать для этого благоприятные условия».
     Потрясающая прозорливость мастера на самом деле не должна удивлять. Тот, кто умел проникнуть в тайны души народной, умел увидеть и опасности, грозящие ей. И диагноз его исключительно верен: «стреляют» вовсе не в СССР, а именно в Россию, в русскую культуру, в русских. Ослабнет русская культура, ослабнут русские - рухнет Советский Союз.
     Судя по всему, письмо это вызвало шок у товарищей в ЦК КПСС: как это так, фундаментальной основой СССР является не учение марксизма-ленинизма, а русская культура?!
     Стоит ли удивляться, что спустя всего лишь тринадцать лет великое государство, ведомое слепыми поводырями, рухнуло? Да и как могло быть иначе, когда в ответ на отчаянный призыв Шолохова М. Зимянин рекомендует:
     «1. Разъяснить т. М.А. Шолохову действительное положение дел с развитием культуры в стране и в Российской Федерации...»
     Увы, гений не был услышан вождями. Его прозорливость оказалась не ко двору «верхам»...
     Шолохов остался до конца народным. Он просто был с Россией. Всегда и во всем. И остается вовеки. Как пишет на страницах журнала «Казаки» Войсковой атаман Всевеликого войска Донского Виктор Водолацкий:
     «И если спросится с нас, казаков, там, на том свете, как мы жили и что сотворили, необходимое всему человечеству, — мы скажем, что среди нас был и остается гений Михаила Александровича Шолохова, и представим его творение «Тихий Дон» в свое оправдание».


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex