на главную страницу

14 Июля 2005 года

Армия и общество

Четверг

«Стратегическая магистраль»
пролегла через Сибирь

Тарас РУДЫК, Евгений ШАЛЬНЕВ, «Красная звезда».
Фото ЮРИЯ ШИПИЛОВА.



Совместное специальное учение «Стратегическая магистраль-2005» подразделений Министерства обороны России с ОАО «АК Транснефтепродукт» состоялось в Западной Сибири. Здесь, в Новосибирской области, управленческие структуры Тыла Вооруженных Сил, Сибирского военного округа, соединения и воинские части СибВО и Железнодорожных войск отработали организацию получения и выдачи горючего прямо из магистральных нефтепродуктопроводов. В ходе учения был развернут Новосибирский временный перегрузочный район.

     Руководили учением начальник Тыла Вооруженных Сил РФ - заместитель министра обороны РФ генерал армии Владимир Исаков и президент ОАО «АК «Транснефтепродукт» Сергей Маслов. Не менее представителен и состав присутствовавших на мероприятии: командующий войсками СибВО генерал армии Николай Макаров, помощник полпреда Президента РФ в Сибирском федеральном округе Вадим Гончаров, губернатор Новосибирской области Виктор Толоконский, начальник департамента оборонно-промышленного комплекса Министерства экономического развития и торговли РФ Владислав Путилин, ряд других высокопоставленных представителей российских министерств и ведомств, более 250 представителей руководящего состава Вооруженных Сил РФ, МВД, ФСБ, МЧС. Они наблюдали за действиями более 20 соединений, воинских частей и подразделений специальных войск тыла, свыше 3.500 военнослужащих, которые были задействованы в учении.
     
«Пожар» на Сокуре


     …Серые штурмовики «противника» появились, как всполох молнии в грозовом небе, их ракеты «ударили» по 68-тонным цистернам и резервуарам с топливом. За короткие мгновения расчеты зенитных ракетных комплексов и зенитных установок открыли по самолетам огонь. Но над линейной производственно-диспетчерской станцией «Сокур» ОАО «АК «Транснефтепродукт» уже вздымались клубы дыма, разрастаясь до размеров гигантских грибов.
     Пожарные и санитарные машины летели по бетонке под разрывы гранат, грохот автоматов и крупнокалиберных пулеметов. Это разведывательно-диверсионная группа «противника», действуя под прикрытием дымов, открыла стрельбу по цистернам и местам выдачи горючего. Подразделения мотострелков, сотрудники службы охраны «Транснефтепродукта» ответили «диверсантам» шквальным огнем. Расчеты огнеборцев быстро разворачивали средства пожаротушения. Заработали насосные установки, и лавины воды и пенного раствора обрушились на «горящие» объекты…
     Через короткое время очаги огня были ликвидированы. Начались эвакуация «раненых» в санитарные машины и восстановление железнодорожного полотна поврежденного участка…
     В таких условиях подразделениям Минобороны и ОАО «АК «Транснефтепродукт» предстояло отрабатывать задачи учений.

     
Армия и рынок


     - Учения по организации выдачи горючего в различные виды транспорта Министерство обороны проводит раз в 2 года, - пояснил начальник Тыла Вооруженных Сил РФ - заместитель министра обороны РФ генерал армии Владимир Исаков, объясняя основную цель учения. - Для нас обеспечение горючим войск в любой обстановке – это очень важный вопрос, поэтому мы отрабатываем различные варианты взаимодействия с компанией «Транснефтепродукт». Сотрудничаем с ней давно по решению Правительства РФ и такую работу будем продолжать. Это выгодно как Министерству обороны, так и компании.
     Замминистра тут же объяснил, в чем выгода Министерства обороны от сотрудничества.
     - Передав на хранение определенное количество горючего в компанию «Транснефтепродукт», мы расформировали по Вооруженным Силам 39 складов ГСМ, - подчеркнул генерал армии Исаков. - Каждый такой склад обслуживали порядка 100-150 человек. Экономический эффект от расформированных складов ГСМ – около 220 млн. рублей ежегодно. В течение 15 лет мы должны за счет этих мероприятий получить 6 трлн. рублей экономии, которые обратим на развитие Вооруженных Сил, в особенности тех частей, которые стреляют, ходят в море, выполняют задачи в воздухе.
     Президент ОАО «АК «Транснефтепродукт» Сергей Маслов дополнил генерала:
     - Наша компания имеет двойное предназначение - работает в интересах экономики и обороны страны. Руководство и многотысячный коллектив постоянно совершенствуют материально-техническую базу, навыки и приемы работы, чтобы в угрожаемый период в кратчайшие сроки перейти на «военные рельсы». Темы, которые мы отрабатываем на учениях, ведут к дальнейшему слаживанию нашей совместной деятельности. Так, на предыдущем учении были нестыковки по организации связи, в особенности по частотам, по которым передавалась информация. Ошибки учтены, выводы сделаны, и сейчас связь нашей компании с Министерством обороны постоянная и устойчивая.

     
Работа на перспективу


     Трубопроводы – это перспектива для Вооруженных Сил. Так считает присутствовавший на учении заместитель командующего войсками СКВО по тылу генерал-лейтенант Александр Шерешков. «Надо уходить от складов, емкостей с ГСМ, - заявил генерал. - Все хранить в трубе, в любой момент имея возможность получить необходимое количество топлива. Трубопровод «Транснефтепродукта» совмещается с нашими армейскими полевыми трубопроводами, так же совмещены наши каналы связи».
     Отметим, что при разработке плановых документов по подготовке к «Стратегической магистрали-2005» руководящим составом Тыла Вооруженных Сил РФ был смоделирован вариант военно-политической и тыловой обстановки, которая может реально возникнуть в особый период, и в соответствии с ней определялся замысел и ставились задачи штабам, войскам и ОАО «АК «Транснефтепродукт». Практические действия отрабатывались в нескольких десятках километров от Новосибирска, в районах населенных пунктов Сокур, Плотниково, Мошково, в порту Ташара и на Шиловском полигоне СибВО.
     На одном из учебных мест была продемонстрирована сборка полевого магистрального трубопровода. Большой колесный тягач, на специальном прицепе которого были уложены трубы, двигался со скоростью приблизительно 10 - 15 км/час, трубы по направляющим приспособлениям скатывались вниз, состыковывались, и на землю ложился уже готовый полевой трубопровод. За короткое время личный состав отдельного трубопроводного батальона под командованием старшего лейтенанта Андрея Пупкова проложил более 40 километров полевого трубопровода - от места врезки на магистральный нефтепродуктопровод до населенного пункта Ташара.
     О работе на другом учебном месте рассказал начальник службы ГСМ СибВО полковник Валерий Лятыцкий. По его словам, одним из самых сложных элементов учений стала организация заправки танкера (его роль выполняла специальная баржа) с необорудованной причальной стоянки. Для этого использовался БЗРК-150 – береговой комплект заправки кораблей. Он предназначен для заправки и выдачи горючего на морском побережье, но впервые был отработан вариант его применения на реке. Баржа стала на якорь, специальный катер завез на нее рукав, его закрепили стальным тросом, и с берега началась перекачка топлива. Одновременно прокладывался трубопровод, совершенствовалась подача ГСМ на отделение склада горючего для налива танкеров…

     
Воины железных дорог


     По легенде учения «противник» разрушил два моста – железнодорожный и автомобильный. Восстановить их было поручено железнодорожному соединению под командованием полковника Андрея Варенцова. Особо были отмечены действия путевой роты отдельного путевого железнодорожного батальона при ремонте поврежденного участка железнодорожного пути. Однако перед этим потребовалось разминировать участки, прилегающие к железнодорожному мосту, организовать их техническую, радиационную и химическую разведку. В течение трех суток через водную преграду был сооружен краткосрочный железнодорожный мост с использованием инвентарных мостовых конструкций.
     Подразделения Железнодорожных войск также продемонстрировали наведение среднего автодорожного моста, и вскоре по нему под прикрытием армейской авиации к месту выполнения боевой задачи прошли колонны боевой и другой техники.
     Как рассказал начальник штаба железнодорожного корпуса генерал-майор Аркадий Воробкало, особенностью организации дорожного обеспечения на территории Сибири является низкая плотность дорог, наличие крупных рек – Иртыш, Селенга, Обь, Енисей, больших тоннелей на участках дорог. А значит, основная задача корпуса - восстановление мостов на крупных реках. Чтобы восстановить мост длиной до 800 метров, железнодорожникам требуются два понтонно-мостовых батальона и немало спецтехники – катера, автомобильные краны.

     
О тыле и денежном довольствии


     - Главная ценность этого учения – продолжение большой работы по переводу всей индустрии Тыла Вооруженных Сил для работы в рыночных условиях, - заявил начальник департамента оборонно-промышленного комплекса Министерства экономического развития и торговли РФ Владислав Путилин. - Вот уже 4 года действует Государственная программа перевооружения. Раньше было неполное, неритмичное финансирование. Сейчас армия получает все, что запланировано. Хотелось бы больше, быстрее… Но президентом поставлена задача в первую очередь улучшить социальное положение военнослужащих, в 1,5 раза увеличив их денежное содержание. Есть уже проект трехлетнего финансового плана, он сейчас согласовывается. Средства будут заложены очень большие, будут увеличены и пенсии уволенным в запас военнослужащим. Эта задача должна быть решена до 1 января 2008 года.

     Командующий войсками СибВО генерал армии Николай Макаров высоко оценил действия в ходе учений подразделений и частей округа, всех его участников:
     - Эта комплексная тема учений сегодня очень востребована, поскольку пропуск войск через барьерные рубежи, особенно крупные водные преграды, всегда являлся очень тяжелым элементом для любых учений. Солдаты и сержанты срочной службы, призванный из запаса приписной состав, офицеры и прапорщики получили обширные знания и соответствующие навыки именно в преодолении крупных барьерных рубежей, что является очень важным. Те задачи, которые были определены, решены. Я, как командующий округом, доволен действиями и навыками, которые показал личный состав в ходе этого совместного специального учения.
     Не менее лаконичен был и начальник Тыла Вооруженных Сил РФ - заместитель министра обороны РФ генерал армии Владимир Исаков:
     - Задачи, поставленные на учении, полностью выполнены. Проделана очень большая работа. Учебные места своевременно и качественно были подготовлены, все вопросы отработаны. Личный состав показал слаженность действий. Призванные из запаса полторы тысячи военнослужащих прошли необходимую переподготовку, обновили свои знания.
     Выявлен и ряд проблем. Нужно решать вопрос по средствам связи, усиливать трубопроводные роты. Недостаточен и состав транспортных подразделений тыла. К примеру, штатный транспорт подвоза во временном перегрузочном районе — автобатальон двухротного состава грузоподъемностью 1.600 тонн. На сегодня этого мало.
     Учение имело большое исследовательское значение. По его результатам будут приниматься решения по изменению организационно-штатной структуры ряда тыловых органов, в том числе и временных перегрузочных районов.



Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex