на главную страницу

14 Июля 2005 года

Планета людей

Четверг

РЕАЛЬНОСТЬ ОТСТАЕТ ОТ ПРОПАГАНДЫ

Заместитель руководителя фракции «Единая Россия»,
член Комитета Госдумы по обороне Франц КЛИНЦЕВИЧ:

Подготовил Наиль ГАФУТУЛИН, «Красная звезда».
Фото Павла ГЕРАСИМОВА.



     - У вас образование спецпропагандиста, практика избирательных компаний... Деятельность в этих сферах не была бы успешна без понимания законов, по которым развивается и действует массовое сознание. Что, на ваш взгляд, надо понимать под имиджем армии?

     - Имидж - это явление внешнее. И сегодня имидж армии - это прежде всего ее качественные параметры. Чем больше в армии будет положительных явлений, тем выше мы получим позитивный результат.

     - В начале 1990-х в СМИ была развернута настоящая антиармейская кампания. Почему военные проиграли в той ситуации?

     - Министром обороны в тот период был Павел Сергеевич Грачев. Развязанная в СМИ против него лично и против Вооруженных Сил кампания была беспрецедентна. Уверен, что в любой другой стране такого не допустили бы: журналы и газеты закрыли, а журналистов затаскали по судам. Делать это в такой форме и масштабе, как было у нас, - это подрывать национальную безопасность страны.
     В то же время необходимо признать, что в тот период было достаточно оснований, чтобы критиковать и командиров, и армию в целом. Но Вооруженные Силы нуждаются в критике конструктивной.

     - Кинематограф влияет на массовое сознание подчас сильнее СМИ...

     - Массовое сознание формируется через книги, газеты, кино, телевидение... При этом важно учитывать настроения в обществе. К сожалению, мы многое уже упустили. У нас в стране на уровне ментальности было заложено, что мужчина должен служить. Ведь девушки когда-то считали, что раз парень в армии не служил, значит, он неполноценный.
     Вклад отечественного кино в это огромен. В 1979 году вышел в свет боевик «В зоне особого внимания», в котором Борис Галкин сыграл роль лейтенанта Тарасова. На этом фильме было воспитано огромное количество молодых людей. Авиаклубы и спортивные кружки оказались переполнены, все захотели служить в ВДВ. Авторитет десантных войск тогда возрос многократно, увеличилось количество желающих поступать в Рязанское воздушно-десантное училище. В ВДВ шли лучшие, и впоследствии Воздушно-десантные войска блестяще выполнили все поставленные перед ними задачи.
     Кстати, сейчас идет телесериал «Солдаты». Первые его серии - это было издевательство над Вооруженными Силами. Сейчас ситуация меняется, сериал в какой-то мере даже работает на армию. Там много юмора, который принято называть армейским, но там есть и позитив. В последнее время созданы также фильмы «Звезда», «Личный номер», «Честь имею» про ГРУ, «Родина ждет» про СВР. Это фильмы, которые военного человека показывают совсем с другой стороны. А сериал «Улицы разбитых фонарей» - о реальной жизни милиционеров, которые честно защищают Родину на своем посту. Поверьте, после таких фильмов отношение людей к человеку в форме меняется.
     Конечно, большое значение имеет и изменение ситуации в целом в стране. Когда параметры бюджета формируются по-другому, когда мы можем больше выделить средств на силовой блок, где начали просматриваться и аспекты социальной защиты военнослужащих... Но претензии со стороны военнослужащих к государству слишком большие. Слишком много было сделано ошибок, по-прежнему масса нерешенных вопросов, но положительная тенденция все же уже наметилась. И это, конечно, способствует формированию имиджа военнослужащего.

     - Вы перечислили фильмы, которые вышли в последние годы на экраны страны. Это результат саморегуляции кинорынка или государство должно принимать участие в поддержке патриотического кино?

     - Не все знают, но 27 августа 2005 года Российский союз ветеранов Афганистана вместе с Федором Бондарчуком широко презентуют фильм «9-я рота». Эта о роте 345-го отдельного парашютно-десантного полка, которая в 1988 году вела бой на высоте 32,34... В этом фильме война показана глазами солдата, и он, на мой взгляд, обречен на успех. Там есть нюансы, которые могут кому-то и не понравиться, но они были, это жизнь. Одновременно показана большая серьезная государственная позиция 18-летних мальчишек, которые сражались на чужой территории за свою Родину.
     Кинематограф обращался и будет обращаться к этим темам. Чечня, Афганистан, Великая Отечественная... «9-я рота» сегодня уже имеет заявки от ряда иностранных студий для зарубежного проката. Такие фильмы должны быть кассовыми, но основная их задача - воспитывать патриотизм. Не так, чтобы через пять минут просмотра зрители разбежались. Необходимы высокохудожественные картины, чтобы зритель шел на них. Кстати, в американском военном бюджете есть средства для размещения заказов в интересах минобороны на киностудиях. Такие деньги должны быть и у наших силовых ведомств на создание имиджевого и культового кино. Без этого мы никогда не построим имидж Вооруженных Сил, даже если решим все социальные вопросы.

     - Специалисты public relations порой очень критичны к информационной политике государства в целом. То есть недоработки в этой области - это общие проблемы для страны. И есть ли у Минобороны возможность первыми разрешить их в сфере своей ответственности?

     - Минобороны в состоянии и обязано это сделать. Взять вашу газету, другие армейские газеты и журналы. Удивляешься, как вы выживаете, выходите очень содержательными и с высоким качеством, несмотря на смешное финансирование...
     Но надо сказать, что мы зачастую не всегда полностью реализуем имеющиеся возможности. Возьмите происходящее в Чечне. Работа в информационно-психологической и социальной сферах должна постепенно вытеснять военные операции. Нужно бороться за людей, за умы, побеждать словом...
     Сегодня нужно, чтобы государство выделяло средства на создание и укрепление имиджа Вооруженных Сил, необходимо укреплять инструменты, способные улучшить ситуацию в этой области. В том числе и мы, депутаты, через Госдуму, через соответствующие комитеты должны проводить подобную работу. Потому что воспитать патриотов из людей, которые боятся службы в армии родной страны, очень сложно.

     На снимке: Спецпропагандистский опыт Франца КЛИНЦЕВИЧА
не раз оказывался востребованным в его политической биографии.



Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex