на главную страницу

14 Июля 2005 года

Блокбастер

Четверг

Война миров

Ярослав ЯСТРЕБОВ.



     Новый блокбастер Стивена Спилберга «Война миров» уверенно «делает кассу». И это лишний раз наводит на мысль о странностях предпочтений широкой аудитории. Понятно, что само имя Спилберга является лучшей рекламой, но нельзя же заставить людей за собственные деньги смотреть откровенно скучный фильм. А «Война миров» - фильм действительно тягомотный.
     Суть, однако, не в этом, а в особом подходе автора к проблеме глобальной войны. До сих пор все американские ленты о войне с «мировым злом» (Советский Союз, марсиане, арахниды, мировые террористы и т.д. и т.п.) выдерживались в духе марша «Гром победный, раздавайся, веселися, храбрый янки!» Сюжет сводился к тому, что после «временного периода отступления» Америка так давала прикурить проклятому супостату, что от того лишь мокрое место и оставалось.
     На этом фоне «Война миров» выглядит чем-то из ряда вон выдающимся. Американской победы как таковой нет. Марсиане, против которых оказалось бессильным людское оружие, как и в книге Уэллса, вымирают от какой-то земной заразы. По сути дела, новый фильм Спилберга - этакая «Ода микробу». Именно с изображения микроорганизмов, мириады которых копошатся в капельке росы на зеленом листке, начинается и завершается кинолента. Люди оказались не способны победить марсиан, зато с ними легко разделались те, кого без микроскопа и не увидишь.
     Так о чем же фильм? О тщете людских усилий? Вряд ли. Спилберг - это профессионал слишком высокого полета, чтобы предаваться отвлеченным рассуждениям. Но в чем же тогда состояла его сверхзадача?
     Если разобраться, то история, рассказанная в новом его фильме, есть некий новоамериканский эпос. Герой (Том Круз) отправляется в драматическое путешествие по войне (по сути дела, он бежит от войны, но как раз на войне и оказывается) в сопровождении двух своих детей (маленькой дочери и подростка-оболтуса). Фильм достаточно четко делится на три части по времени суток: в первой части - день, затем наступает ночь и с некоторыми перерывами длится практически до финала, когда марсиане белым днем начинают вымирать. На финише герой приводит дочку к своей бывшей жене и обретает потерянного на войне сына. Вот, собственно, и все. Но это ли главное?
     Как представляется, Спилберг попытался смодулировать ситуацию, в которой Америка действительно подверглась агрессии. Обращение к 11 сентября 2001 года здесь прямо-таки очевидно. Достаточно вспомнить эпизод с рухнувшим на землю авиалайнером, который и разрушил дом, приютивший героя.
     Режиссер настойчиво проводит мысль о беззащитности Америки перед лицом настоящего «взрослого» вторжения. При этом ему приходится нагромождать одну нелепицу на другую. Так, к примеру, для конца XIX века (роман Уэллса вышел в 1898 году) ходячие треножники, наверное, выглядели как последнее слово в науке и технике, но для начала XXI века предпочтительнее иные средства передвижения.
     Беспомощность же Америки в сражении с марсианами выглядит просто поразительно. По сути дела, Спилберг снял фильм «Если завтра война» с точностью до наоборот. Девизом к фильму можно было бы поставить известную фразу Сталина об отсталости России. Так и хочется сказать: «Вся история Америки состоит в том, что все ее били за отсталость!» Нет, авиация пару раз в кадре появляется. И даже появляются танки. Но в основном почему-то в подавляющем большинстве - БМП и «Хаммеры» с крупнокалиберными пулеметами. О применении оперативно-тактических ракет, конечно же, и речи нет, а про ядерное оружие никто из героев, похоже, и слыхом не слыхивал.
     Впрочем, это и неважно. Возможно, весь американский арсенал используют где-то вдалеке, а мы видим войну глазами главного героя. Этакая «полуокопная правда».
     Что же это за правда такая? Например, выстроившиеся в боевую линию (дистанция метра в 2—3) боевые машины. В полном смысле - в шеренгу. БМП, «Хаммеры», даже танки - все в одну линию. И пальба - по полной программе. И что же? Мы видим толпу беженцев, которая бежит... Нет, вовсе не прочь от поля боя - к боевым порядкам! Где Спилберг видел таких фантастических беженцев, сказать трудно. Но посмотреть на эту безумную картину стоит. Вытянутая до горизонта линия боевой техники, которая лупит из всех стволов по приближающимся треногам марсиан, а те, между прочим, жгут все на своем пути лазерами... и многочисленные фигурки людей, бегущих к полю боя!
     Психологическая, скажем так, достоверность никогда не была сильной стороной американского кинематографа, но в «Войне миров», похоже, в этом деле взяты новые высоты. Чего стоит эпизод, в котором главный герой воспользовался гостеприимством полубезумного старика, укрывшего его вместе с дочуркой от верной гибели. В дальнейшем, когда герою Тома Круза показалось, что стариковское безумие уже несет угрозу, он отправляет дедушку на тот свет. Такой вот простой американский парень...
     Конечно, можно возразить, что фильм Спилберга - это, по сути дела, путешествие героя не по Америке, а по закоулкам собственной души. Он, по замыслу автора, эгоист в полном смысле слова. Однако эгоизм этот прописан как-то не очень внятно. Когда родной сын обвиняет его в том, что он не идет сражаться с марсианами, то эти обвинения звучат, мягко говоря, дико: какая война, если у него двое детей на шее?! Ему от своих-то отбиваться приходится (когда у него отбирают машину, к примеру), ему нужно думать о спасении двух дюже умных детей, и он старательно это выполняет. И изображение его эгоистом на этом фоне приводит к совершенно бредовым поворотам сюжета, как то же убийство старика. Тем более что следом за этим марсиане обнаруживают героя и его дочурку (сын потерялся во время боя), так что они в результате оказываются в кровавой ловушке.
     После этого происходит «нравственное выздоровление» героя, который сумел подкинуть марсианам в кабину их трехногой машины несколько гранат. Механический монстр повержен, американцы освобождены! Правда, довольно-таки забавно выглядит примитивная клетка (в которую марсиане загружали людей) на фоне их «великих инопланетных технических достижений». Это все-таки какая-то особенная фантазия: с одной стороны, телепортация живых существ электрическим лучом, а с другой - клетка для размещения пленников. Впрочем, американский кинематограф никогда не утруждал себя следованием логике.
     А дальше наступает день. Герой с дочерью в толпе беженцев следуют по разрушенному городу, и здесь обнаруживается, что марсиане гибнут от какой-то заразы, что особенно наглядно демонстрируется после того, как одна из «треног» поражена американскими ПЗРК.
     Финал. Герой доставил дочку маме, у которой обрел и чудесным образом спасенного сына (заодно и тещу, но радость по этому поводу по понятным соображениям особо не демонстрировал). Все счастливы. Хэппи энд.
     Так о чем же, собственно, фильм? Да в общем-то, ни о чем. Вторглись на землю марсиане. Злодействовали-злодействовали да и померли. А герой шел путем страданий и духовно совершенствовался. Вот такое кино. Интересно было бы узнать: сам-то Спилберг понял, зачем он это снимал?

     К снимку: По сути дела, новый фильм Спилберга - этакая «Ода микробу».
А мытарства героя Тома Круза - это фон.



Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex