на главную страницу

15 Июля 2005 года

Тема номера

Пятница

Мост в будущее

Юрий СПИРИДОНОВ.



Военные железнодорожники очередной раз доказали, что в создании некоторых видов вооружения идут «впереди планеты всей». Они разработали и создали новый наплавной железнодорожный мост-ленту МЛЖ-ВТ, аналогов которому на сегодняшний день в мире не существует. Как не существует и альтернативы мосту для восстановления прерванного движения через крупные водные преграды в короткие сроки.

     Вчера на реке Волга под Ярославлем состоялись заключительный этап испытания и прием моста-ленты госкомиссией. О значимости мероприятия свидетельствовал факт присутствия на нем министра обороны России Сергея Иванова и министра транспорта Игоря Левитина. Разъяснения по ходу государственных испытаний давал командующий Железнодорожными войсками генерал-полковник Григорий Когатько.
     Место действия было выбрано не случайно. Рядом - капитальный железнодорожный мост, который связывает крупный железнодорожный узел Ярославль с сетью железных дорог страны. Осуществлять его техническое прикрытие поручено Железнодорожным войскам.
     Государственные испытания нового наплавного моста проходили в условиях, максимально приближенных к боевым. По сценарию 800-метровый капитальный железнодорожный мост через реку Волга был «разрушен» диверсионными группами «противника». Сообщение на данном участке Северной железной дороги было прервано. В задачи военных железнодорожников входили наведение 760-метрового наплавного моста, обеспечение пропуска воинского эшелона, автомобильной и бронированной техники, а также защита и охрана объекта от диверсионных групп.
     - В случае разрушения железнодорожных мостов для быстрейшего открытия движения поездов через водные преграды, - сказал командующий Железнодорожными войсками генерал-полковник Григорий Когатько, - используются наплавные железнодорожные мосты, которые позволяют сократить сроки открытия движения в 5—6 раз. В настоящее время на базах хранения ОАО «Российские железные дороги» и Железнодорожных войск содержатся 53 комплекта наплавных железнодорожных мостов НЖМ-56. Эти мосты были спроектированы еще в 50-е годы прошлого столетия и отражают уровень технического развития того времени. Нормативный срок их хранения (20 лет) давно истек. Имущество морально и физически устарело. И главным недостатком НЖМ-56 является их несоответствие возросшим современным требованиям по пропуску поездной нагрузки.
     

     Наша справка. По оценкам Генерального штаба ВС РФ, в условиях военного времени устойчивая работа железнодорожного транспорта приобретает жизненно важное значение. На его долю будет приходиться до 90 процентов основных объемов снабженческих, мобилизационных и оперативных перевозок. В то же время на сети российских железных дорог, имеющих общую протяженность около 87 тыс. километров, насчитывается свыше 90 тыс. искусственных сооружений, разрушение или повреждение которых может прервать движение поездов от нескольких часов до десятков суток. Одна из самых сложных и ответственных задач, порученных Железнодорожным войскам, - наведение всех двадцати восьми наплавных железнодорожных мостовых переходов через крупнейшие реки страны.
     

     По плану испытаний правобережная часть наплавного моста длиной 542,7 метра наводилась из инвентарного имущества нового моста-ленты МЛЖ-ВТ, а вот левобережная часть длиной 215,2 метра наводилась из старого наплавного моста НЖМ-56. Это было сделано не случайно. Во-первых, в ходе их наведения отрабатывался вопрос сопряжения мостов НЖМ-56 и МЛЖ, так как накопление новых мостов может длиться годами, а на многих объектах технического прикрытия применяются два и даже три комплекта мостов. Во-вторых, для сравнения огромных преимуществ нового моста-ленты перед своим предшественником НЖМ-56.
     Что и было наглядно продемонстрировано. К примеру, при наведении нового моста-ленты трудоемкость его сооружения снизилась в 2,5 раза, а количество личного состава, который использовался при его наведении, сократилось втрое - с 650 до 220 человек. Кстати, масса и металлоемкость комплекта уменьшились в 1,4 раза, а необходимость подвижного состава для перевозки комплекта имущества сократилась в 1,5 раза (с 264 до 17 единиц), автотранспорта - почти в 2 раза (с 334 до 170 автомобилей). За весь период испытаний по мосту было пропущено более 70 тыс. тонн (брутто) нагрузки.
     Мост-лента МЛЖ-ВТ собирается из двух типов понтонов и может пропускать все виды подвижного состава, а также колесную и гусеничную технику. Для сокращения времени и трудоемкости сборки понтоны оснащены специальными замками, которые закрываются непосредственно с палубы понтона.
     Сами условия наведения были крайне сложны. При наведении наплавного моста необходимо было учитывать не только скорость течения реки до 1,0 м/с и глубину воды в фарватере - 14 метров, но и судоходность реки. Ежесуточно в месте мостового перехода проходит до 65 судов.
     Для обеспечения пропуска судов в конструкции моста-ленты МЛЖ-ВТ предусмотрен выводной паром. На завершающем этапе испытаний и была показана постановка в линию моста выводного парома длиной 92 метра и весом около 500 тонн при помощи 14 толкачей командой из 26 человек. Были и другие сложности. Достаточно сказать, что попутно военным железнодорожникам приходилось отражать «нападение» диверсионно-разведывательной группы «противника».
     В завершение государственных испытаний по новому мосту-ленте прошел состав весом 3.000 тонн, состоящий из двухсекционного тепловоза 2ТЭ10В с двадцатью гружеными вагонами. А через короткий промежуток времени на другой берег Волги прошли десять танков Т-80 и 70 грузовых автомобилей, в том числе 18 топливозаправщиков.
     «Сегодня мы завершили государственные испытания этого моста по полной программе и со следующего года начинаем принимать его на вооружение, - сказал министр обороны РФ Сергей Иванов. - Мы часто в последние годы говорим о том, что у нас старая техника, старое вооружение, но вот мы начинаем закупать новую технику». По его словам, наплавной мост МЛЖ-ВТ будет находиться в Вооруженных Силах примерно 50-60 лет. «Это мост двойного назначения, он действует не только в военном, но и в гражданском секторах, поэтому в первую очередь Министерство обороны поддержало в его финансировании Министерство транспорта», - сказал он, отметив, что мост может быть предложен и зарубежным покупателям. При этом Сергей Иванов высказал сомнение в том, что разработкой моста могли заинтересоваться западные разведслужбы. «Я, как старый разведчик, могу сказать, что визуально разведка не могла обнаружить ноу-хау, которое вложено в этот мост», - сказал министр.
     По словам министра обороны, «новый мост будет строиться и за счет гособоронзаказа, и за счет других структур, не только Минтранса, таких как различные акционерные общества». Он также отметил, что Железнодорожные войска в последнее время все чаще привлекаются к ликвидации последствий различных катаклизмов. «Батальоны Железнодорожных войск привлекались к ликвидации подрыва поезда Грозный - Москва и катастрофы под Ржевом», - сказал Сергей Иванов.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex