на главную страницу

15 Июля 2005 года

Планета людей

Пятница

ТОРГ ПРОДОЛЖАЕТСЯ

Беседу вела Марианна ГРИШИНА.



В последние дни ядерная программа КНДР вновь на слуху. С одной стороны, Пхеньян заявил о своей готовности возобновить в ближайшее время шестисторонние переговоры по ядерной программе КНДР. С другой – палата представителей конгресса США принимает резолюцию, в которой призывает американскую администрацию увязать эти переговоры с вопросом о соблюдении прав человека в Северной Корее. А госсекретарь США Кондолиза Райс в ходе только что состоявшегося ее азиатского турне вновь потребовала от Пхеньяна безусловной ликвидации его ядерной программы. О том, как развивается обстановка вокруг этой серьезной для всего мира проблемы, наш корреспондент беседует с руководителем Центра корейских исследований ИДВ РАН кандидатом политических наук Александром ЖЕБИНЫМ.

     - Пхеньян то заявляет о выходе из шестисторонних переговоров и наличии в стране существенного ядерного потенциала, то выражает согласие на возобновление переговорного процесса. Александр Захарович, на ваш взгляд, какие цели преследует Северная Корея таким образом?
     - В феврале этого года Пхеньян объявил о приостановке участия в шестисторонних переговорах и наличии у него ядерного оружия. Поднятый вокруг этого демарша ажиотаж исходит в основном от американцев, остальные участники переговорного процесса восприняли северокорейские декларации гораздо спокойнее.
     Я бы выделил следующие причины, побудившие КНДР предпринять столь демонстративный шаг. После третьего раунда шестисторонних переговоров в июне 2004 года, на котором США вроде бы пошли на уступки КНДР, американцы фактически не смягчили, а ужесточили свою позицию. Выступая 15 июля 2004 года в сенатском комитете по иностранным делам, глава делегации США на переговорах Джеймс Келли заявил, что даже выполнение Северной Кореей требований Вашингтона в области ядерного разоружения не побудит США нормализовать отношения с КНДР. Для этого надо, мол, еще решить проблемы с правами человека в КНДР, поставками оружия неугодным США режимам, торговлей наркотиками, сбытом фальшивых долларов, которыми якобы занимаются северокорейские власти.
     В октябре 2004 года Джордж Буш подписал единогласно принятый в сентябре того же года обеими палатами конгресса США закон о правах человека в КНДР. Этот шаг был воспринят в Пхеньяне как еще одно свидетельство того, что многосторонние переговоры - всего лишь ширма, за которой Вашингтон пытается сколотить антисеверокорейскую «коалицию желающих» помочь или уж по крайней мере не мешать США добиться смены еще одного не устраивающего их режима.
     Уже в 2005 году Кондолиза Райс включила КНДР в перечень «аванпостов тирании», которые Джордж Буш в свою очередь пообещал ликвидировать путем распространения демократии. Северокорейское руководство после анализа этих первых выступлений Буша и Райс о внешнеполитической программе второго срока нынешней администрации США сделало вывод о том, что нормализация отношений с США в ближайшие четыре года не представляется возможной.
     Последующие попытки американцев несколько, что называется, «отыграть назад» были предприняты лишь после серьезного давления китайцев и южнокорейцев, справедливо указывавших Вашингтону, что такие выпады не помогают возобновлению переговорного процесса. Именно из-за этих акций и заявлений американцев северокорейцы потеряли интерес к продолжению переговоров. КНДР заявила, что в результате действий США исчезла сама основа для их проведения. Ведь главная цель Пхеньяна, несмотря на всю его воинственную риторику, заключается в обеспечении своей безопасности и стабильности в стране. Пропагандистски драматизируя обстановку, Пхеньян рассчитывал оказать давление на партнеров по переговорам, вынудить их занять более определенные и активные позиции. Вялое течение переговорного процесса не устраивает КНДР, так как отодвигает на неопределенное будущее получение гарантий безопасности и экономических выгод.
     Не нужно забывать, что решение руководства КНДР официально объявить страну ядерной державой имело и сильную внутриполитическую мотивировку. Сделанное в обстановке сохраняющихся серьезных экономических трудностей и порожденных ими социального напряжения, оно было призвано послужить морально-психологической компенсацией населению за переживаемые тяготы, способствовать укреплению режима, сплочению вокруг него номенклатуры и народа, укреплению чувства национальной гордости и, наконец, престижа самого Ким Чен Ира. Не случайно указанное заявление было сделано за неделю до его дня рождения.
     - Как вы считаете, та жесткая позиция, которой придерживаются Соединенные Штаты в отношении КНДР, способствует разрешению или, напротив, усугубляет ядерный кризис на Корейском полуострове?
     - Американцы требуют от северокорейцев «полного, необратимого и проверяемого демонтажа» всех их ядерных программ, в том числе и мирных. Лишь после этого США обещают «рассмотреть» возможные шаги навстречу КНДР. Северокорейцы предлагают решать проблему поэтапно: сначала лишь заморозить плутониевую программу в обмен на меры по нормализации межгосударственных отношений с США, помощь и отмену американских экономических санкций.
     «Зацикленность» США на своей позиции привела к тому, что вместо изоляции КНДР, которой американцы добиваются уже несколько лет, с опасностью изоляции на переговорах столкнулся сам Вашингтон. Растет понимание того, что глубокое недоверие, сохраняющееся между КНДР и США, видимо, не оставляет другого пути к решению проблемы, кроме реализации целой серии тщательно увязанных и синхронизированных шагов, призванных поэтапно и одновременно снижать уровень их взаимных озабоченностей. Такой подход начинает получать поддержку даже у союзников США. Японцы и южнокорейцы готовы предложить КНДР помощь уже на этапе «замораживания» ее ядерных программ, если этот шаг приведет к их полному демонтажу. С этим в ходе третьего раунда переговоров, состоявшемся в июне 2004 года в Пекине, пришлось согласиться и США.
     «Демонизация» КНДР нужна США, потому что сейчас, как и в начале 1990-х годов, продолжение разрядки в Корее, начатое межкорейским саммитом 2000 года, неизбежно поставило бы под вопрос мотивы сохранения военного присутствия США на юге полуострова. Вывод американских войск из Южной Кореи выбил бы краеугольный камень из-под всей стратегии США в Азиатско-Тихоокеанском регионе, которая основывается на двусторонних военных альянсах с Японией и Республикой Корея и передовом базировании американских войск в этих странах.
     Американцам выгодно либо поддержание определенного уровня напряженности в Корее, либо «разоружение» КНДР по «иракскому сценарию». Последнее позволило бы США установить полный контроль над уникальным по военно-стратегическому значению районом Азии, находящимся на стыке границ России, Китая и Японии. Выход американских вооруженных сил с их высокоточным оружием нового поколения на сухопутные границы с КНР и Россией на континентальной части Азии привел бы к кардинальным изменениям военно-политической обстановки в этом регионе.
     Хочу также подчеркнуть, что утверждения же американцев о «северокорейской угрозе» выглядят малоубедительными. Специалистам ясно, что при нынешнем соотношении сил на полуострове и в мире с учетом состояния армии и экономики КНДР сознательное инициирование какого-либо крупного конфликта Пхеньяном было бы равносильно самоубийству режима.
     - Недавно министр Южной Кореи по делам объединения Чон Дон Ен заявил о намерении убедить руководство США смягчить свою позицию в отношении КНДР. Чем вы это можете объяснить?
     - В свете вышеуказанной позиции США южнокорейцам есть о чем беспокоиться. Ведь в случае вооруженного конфликта война придет в каждый корейский дом. Большинство южнокорейцев, особенно молодое поколение, выросшее в эпоху экономического процветания, отнюдь не готовы рисковать своим столь тяжким трудом заработанным благосостоянием. Поэтому южнокорейцы настойчиво призывают своего заокеанского союзника «пройти свою часть пути» навстречу КНДР и конкретизировать свои встречные шаги по устранению озабоченностей КНДР, а не отделываться обещаниями рассмотреть этот вопрос лишь после ликвидации Пхеньяном своих ядерных программ и соответствующей инфраструктуры. К сожалению, у миссии Чон Дон Ена, которого американские неоконсерваторы обвиняют чуть ли не в симпатиях к Пхеньяну, мало шансов на успех.
     - Американская разведка сейчас ведет мониторинг тех мест, где КНДР может проводить ядерные испытания. Однако существует мнение, что Пхеньян блефует, заявляя о наличии ядерного оружия…
     - На этот счет существуют различные мнения. В настоящее время в Москве, похоже, не склонны всерьез воспринимать претензии КНДР на право называться ядерной державой. Так, заместитель главы Росатома Сергей Антипов высказал мнение, что «КНДР не обладает ядерным оружием, несмотря на ее уверения в обратном». На нынешнем этапе, сказал он, «у Пхеньяна нет возможности производить боевые (атомные) заряды». Он не исключил вероятности того, что КНДР завершила процесс получения плутония из имеющихся у нее 8 тысяч ядерных топливных стержней, однако «наличие материалов не означает того, что КНДР создала из них атомное оружие», поскольку технология его производства «на порядок сложнее использования атома в мирных целях».
     Что же касается американского мониторинга территории КНДР, то, по некоторым сведениям, просочившимся в печать, он заключается не столько в стремлении определить место весьма гипотетического, по крайней мере на данный момент ядерного испытания, сколько в попытках установить место расположения командных пунктов и укрытий высшего военно-политического руководства КНДР в рамках опробованной в ходе последней войны в Ираке концепции «обезглавливания противника». Такой «мониторинг» по сути своей провокационен, так как, держа под постоянным психологическим прессом руководство КНДР, вынуждает Пхеньян в ответ делать заявления вроде того, что право на превентивный удар - это отнюдь не монополия США.
     - Каковы, на ваш взгляд, роль России и роль Китая в северокорейском урегулировании?
     - Корея на протяжении тысяч лет находилась в сфере китайского влияния. Китай утратил контроль над ней лишь около ста лет назад. С точки зрения китайского понимания исторического процесса этот период ничто по сравнению с минувшими тысячелетиями. В Пекине не могут себе позволить равнодушно взирать на то, как весь Корейский полуостров превратится в плацдарм США для давления на Китай в уже разворачивающемся соперничестве этих двух мощных держав мира. Потеря КНДР серьезно подорвала бы престиж и внешнеполитические позиции КНР в Азии и во всем мире. Кто бы из соседей Китая стал полагаться на него как на надежного союзника, если бы он без боя уступил такую свою традиционную сферу влияния, каким является Корейский полуостров? Утрата Кореи практически ставила бы крест и на планах Пекина присоединить Тайвань.
     Таким образом, для КНР как по военно-стратегическим, так и престижно-политическим соображениям ликвидация КНДР силовым путем совершенно неприемлема. И все та же осторожность, с которой американцы пока ведут себя в Корее, объясняется именно тем обстоятельством, что в отличие от Ирака там ощутимо присутствует китайский фактор. Как мне кажется, в Вашингтоне также опасаются, что даже небольшая силовая акция США против Кореи может подтолкнуть Китай к созданию военно-политического союза с Россией.
     В свете указанных интересов в Корее Пекин, несмотря на недовольство ядерными амбициями и другими действиями Пхеньяна, по-видимому, и впредь будет стараться использовать все имеющиеся в его распоряжении политико-дипломатические методы и экономические ресурсы для обеспечения выживания КНДР. В то же время китайцы будут всячески побуждать северокорейцев к сдержанности во внешней политике и к экономическим преобразованиям, которые облегчили бы бремя Китая по поддержке режима.
     В этих обстоятельствах для России вполне допустимо и даже выгодно соизмерять свою реакцию на происходящее там с действиями Китая. Тем более что на данном этапе интересы России и КНР в Корее в основном совпадают - приоритетом для обеих является дипломатическое урегулирование возникшей ситуации. И это было подтверждено на недавней встрече Владимира Путина и Ху Цзиньтао в Москве.
     В России, в частности, высоко ценят усилия КНР по налаживанию и поддержанию многостороннего переговорного процесса. Москва и Пекин, как представляется, далеко не исчерпали имеющиеся возможности для координации своих действий. Возможны, на мой взгляд, и совместные инициативы, которые, вписываясь в общий контекст урегулирования, были бы более приемлемы для КНДР, чем, скажем, исходящие от Японии или Южной Кореи.
     Предлагаемое Россией пакетное решение проблемы предусматривает, с одной стороны, предотвращение появления ядерного оружия на Корейском полуострове, а с другой - гарантии безопасности и создание условий для развития расположенных в этом регионе стран, в том числе КНДР. Активные и настойчивые усилия Москвы с целью мирного разрешения ядерных проблем в Корее подтверждают, что российская политика является важным фактором обеспечения мира и стабильности на полуострове и создания новой архитектуры безопасности в регионе.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex