на главную страницу

19 Июля 2005 года

Армия и общество

Вторник

В ПОСЕЛКЕ ТАНКИ ГРОХОТАЛИ

Юрий БЕЛОУСОВ, «Красная звезда».
Фото Юрия ПИРОГОВА.



     Поведением сельчинина, словно из-под земли возникшего на пути армейского КамАЗа, исполняющий обязанности заместителя командира полка по вооружению майор Руслан Карачурин был не на шутку обескуражен. С распростертыми руками и что-то крича, тот шел «лоб в лоб» на машину сопровождения колонны бронетехники. Лишь при заглушенном двигателе грузовика офицер разобрал претензии местного жителя:
     - А ну, стой! – то и дело повторял тот. – Здесь для вас проезд теперь закрыт!
     Тем временем к месту происшествия стягивался народ. Узнав от виновника поселковой «пробки» в чем, собственно, дело, местные жители тут же принимали сторону земляка. Вскоре их тихий ропот перерос в открытые возмущения.
     - В принципе претензии жителей поселка я разделяю, - прокомментировал ситуацию сутки спустя майор Карачурин. – Центральную и единственную дорогу в поселке Березит мы действительно разбили. Но иного и быть не могло. Ведь нам приходится направлять на станцию погрузки тяжелую бронетехнику. Под ее гусеницами даже асфальт перемалывается. А тут обычная грунтовка…
     - А что, к железнодорожной рампе нет иного подъезда?
     - В том-то и дело, что теперь уже нет. Поселковая улица как раз выводит к нашему традиционному месту погрузки. В свое время отсюда еще тридцатьчетверки отправляли. Правда, поначалу наши предшественники перегоняли технику к рампе по дороге за околицей Березита. Но места вокруг топкие. Был случай, когда танк ушел в трясину по самую башню. Боевую машину тогда еле вытащили. После того происшествия местная администрация и дала «добро» на прохождение бронемашин через поселок.
     С годами опасный для тяжелой военной техники земельный участок за околицей был передан в распоряжение частных садоводов. И сегодня на том месте – сплошь домики да грядки. То есть вернуться на трассу прежнего маршрута ввиду ее полного отсутствия невозможно. Обойти Березит с противоположной стороны также нельзя – болото…
     Впрочем, в сложившейся ситуации обвиняемыми военнослужащие танкового полка стали случайно. Что называется, под руку подвернулись. Их вина в порче поселковой улицы, как выяснилось, минимальна. Впервые в этом году танкисты взялись отправить на «капиталку» пять единиц бронетехники и сразу попали в историю. Зато «отстрадали» они в тот день за всех по полной программе: местные жители больше пяти часов удерживали колонну и допустили военных к месту погрузки лишь после того, как «героическое противостояние» сельчан отсняли все охочие до скандальных сенсаций городские телеканалы. Последние, кстати, продолжая отслеживать развивающиеся вокруг Березита события, по сей день поминают в новостях о том, как «безоружные крестьяне одержали победу над военными».
     Но, как говорится, языком молоть – не руками делать. А втянутым в историю официальным лицам и частникам сделать предстоит немало. Особая роль в конфликте отводится представителям центральной базы резерва танков Приволжско-Уральского военного округа, чьи боевые машины гораздо чаще, чем полковые, «терзают» единственную улицу поселка.
     - Правда, ставить и нас в одиночестве «к стенке» было бы несправедливо, - отмечает в разговоре исполняющий обязанности командира ЦБРТ подполковник Игорь Дюканов. – Хотя бы потому, что, во-первых, представители Министерства обороны пользуются данным маршрутом не по собственному усмотрению, а на основании продленного в мае прошлого года согласования с хозяином территории - администрацией Орджоникидзевского района города Екатеринбурга. Что само по себе свидетельствует: у дороги есть тот, кто за нее отвечает. Во-вторых, никто и нигде до сих пор не напомнил, что было время, когда вслед за прогонами гусеничной техники силами личного состава ЦБРТ поселковая улица возвращалась в «эксплуатационное состояние». Наконец, третье, и самое важное: все упорно замалчивают тот факт, что в 2002 году Министерство обороны по судебному решению на счет администрации района перечислило 2 миллиона 660 тысяч рублей в качестве компенсации за нанесенный ущерб. Казалось бы, вот она, сумма, на которую можно было и гравий прикупить, и выполнить последующие дорожные работы. Но не тут-то было. На березитскую улицу из тех денег никто копейки не истратил. Ни тогда, ни позже, вплоть до нынешнего дня.
     Прошлый и позапрошлый год с разбитой дорогой под окнами домов жители Березита еще мирились. Сухие лето и осень также спасали положение. В нынешнем году терпение сельчан иссякло. Затянувшиеся «мокрые» месяцы - и гусеницы танков превратили выбитую за несколько лет в земле колею в непросыхающее месиво. Из-за проблемной дороги личный автотранспорт сельчан оказался на вынужденном приколе. Да и сам подполковник Дюканов признался, что в эти дни он оставляет служебный уазик на въезде в Березит и следует дальше к станции погрузки через поселок пешком.
     - Направь администрация района своевременно и справедливо отсуженную сумму по предназначению, сегодня не о чем было бы вести речь, - считает подполковник Дюканов. - За прежние десятилетия эксплуатации дорога сама сформировала низовую «подушку» из ранее отсыпавшегося на нее гравия. Теперь ей нужен только верхний прочный слой. А им, как видим, заниматься никто не хочет.
     Так что-ж, выхода из положения нет? Оказывается, есть. И даже два. Но оба, что называется, упираются в обстоятельства. По словам Игоря Дюканова, переброску боевой техники можно осуществить «по железке» непосредственно с территории ЦБРТ. Но стоить это будет очень дорого. В основном потому, что часть пути железнодорожной ветки пролегает через территорию комбината «Уралэлектромедь». Что в свою очередь предполагает аренду заводского тепловоза, оплату «тягового» топлива, труда заводских машинистов, амортизации колейного пути на территории предприятия, а также влечет сопутствующие «таможенные» проблемы на входе и выходе с комбината.
     Другой путь – отработка нового маршрута перегонки танков своим ходом вокруг березитских топей. Трасса, кстати, уже намечена. Но и она не дешева. Более того, ее отдельные участки сопряжены с реальным риском. В частности, на одном из отрезков бронетехнике придется пересекать междугородную автотрассу. А ближе к станции погрузки – железнодорожную магистраль. Для чего необходимо прокладывать как минимум тоннель, дорогой по себестоимости и трудоемкий по исполнению. Обойтись без него, конечно, можно, но вряд ли руководство Свердловской железной дороги пойдет на то, чтобы разрешить эксплуатацию еще одного нерегулируемого переезда.
     Ситуация патовая. И, судя по количеству сопутствующих проблем, затяжная. Будет ли из нее найден выход, покажут не месяцы, а, видимо, годы. Пока же, по словам подполковника Дюканова, в округе начато формирование пакета документов с вариантами приемлемых, с точки зрения военных, предложений.
     Но и гражданским чинам самое время поломать голову над проблемой: танкисты ведь занимаются отнюдь не самодеятельностью, для них выход к железной дороге – элемент боеготовности.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex