на главную страницу

22 Июля 2005 года

Планета людей

Пятница

КЛЮЧИ ОТ ЗАКАВКАЗЬЯ

Кому их предлагает грузинское руководство

Беседовал Олег ГОРУПАЙ, «Красная звезда». Тбилиси.



Появление в средствах массовой информации публикаций с изложением основных положений концепции национальной безопасности Грузии вызвало неоднозначную реакцию как в самой республике, так и за ее пределами. Естественно, наше внимание привлек раздел, посвященный угрозам и вызовам безопасности этого небольшого закавказского государства. И прежде всего тем, что Российская Федерация в нем определяется как один из основных источников угрозы территориальной целостности Грузии и ее национальным интересам. За разъяснениями сути этой концепции «Красная звезда» обратилась непосредственно к одному из ее основных разработчиков - секретарю совета национальной безопасности Грузии Геле Бежуашвили.

     - Разработка концепции национальной безопасности Грузии заняла более 10 лет. В чем заключаются основные аспекты концепции, на каких «китах» она зиждется?
     - Разработанная нами концепция национальной безопасности Грузии - это, по сути, первый масштабный документ, подготовленный советом национальной безопасности за годы независимости нашего государства. Документ рождался трудно. Необходимо было учесть все аспекты развития грузинской государственности, ее институтов в совокупности с угрозами, вызовами и рисками национальной безопасности как уже существующими, так и перспективными.Хочу отметить, что при всем этом разработанная нами концепция не является догмой, а представляет собой, так скажем, «живой» документ, который со временем будет меняться столько раз, сколько этого потребует геополитическая ситуация, складывающаяся в регионе на каждом новом этапе развития страны.
     Что же касается «китов», на которых концепция зиждется, то могу отметить следующее. Первый – это угрозы нашей национальной безопасности. Второй – пути противодействия этим угрозам. И третий – реформа государственного устройства, которая позволит воплотить в жизнь разработанные нами практические меры по защите национальных интересов грузинского народа.
     - Вы сказали, что разработанная концепция способна изменяться в соответствии со складывающимися на каком-либо из этапов развития страны геополитическими условиями. Что вы под этим подразумеваете?
     - Еще не родившись, этот документ уже изменился. В первоначальном варианте, до момента достижения договоренности по вопросу вывода российских военных баз с территории Грузии, воинские соединения ГРВЗ, дислоцирующиеся в Ахалкалаки и Батуми, определялись концепцией как прямая угроза безопасности страны. В последней версии документа, переданной на утверждение в парламент, этого уже нет. Наши законодатели будут рассматривать российские военные базы уже в категории рисков. И я, поверьте, искренне желаю того, чтобы и все остальные проблемы, существующие между нашими странами, постепенно с учетом позитивной динамики развития взаимоотношений уходили бы из разряда угроз и рисков в другие категории, со временем полностью сойдя на нет.
     - В концепции идет речь о возможности и военной интервенции по отношению к Грузии, и обострения существующих на территории страны межнациональных конфликтов со стороны соседних государств. Многие политологи восприняли это как прямое указание на Россию. Опять Москва во всем виновата?
     - Давайте определимся сразу. В концепции говорится о том, что возможность военной интервенции со стороны соседних государств очень низка. Тем не менее в том, что подобная угроза все-таки зафиксирована, нет ничего удивительного. Почитайте концепции национальной безопасности государств, входящих в НАТО, и вы убедитесь в том, что многие из них не исключают такой возможности даже по отношению к себе. Так что в подобной постановке вопроса мы не одиноки и смотрим на жизнь трезвыми глазами. Мы не исключаем возможности того, что через некоторое время и этот пункт исчезнет из концепции национальной безопасности Грузии, но не сегодня. Посмотрите сами, существующие в настоящее время на территории нашего государства проблемные территории, я имею в виду Южную Осетию и Абхазию, могут стать не только гипотетическими, но и реальными источниками конфликта с Россией. Мы не имеем сегодня возможности контролировать транспарентную грузино-российскую границу (абхазский и югоосетинский ее участки) и влиять на процессы в этих пограничных зонах. Россия же такую возможность имеет и может влиять на события как в позитивном, так и в негативном ключе. Подобный опыт у нас уже был. Вероятно, многим еще памятна небезызвестная «Конфедерация горских народов». Поэтому исключать возможность проникновения на территорию Грузии различных экстремистских элементов, способных спровоцировать конфликт, мы не можем.
     - Я позволю себе не согласиться со многим из того, что вы сказали, в том числе по вопросу негативного влияния России в Абхазии и Южной Осетии. Тем не менее, это ваша точка зрения. Чем еще вас беспокоит нынешняя ситуация в регионе?
     - Нас, как и Россию, очень беспокоит ситуация, складывающаяся во всем Кавказском регионе, включая Северный Кавказ, особенно Северный Кавказ. Помимо Чечни, и нам доставляющей много неприятностей, здесь существует масса других проблем. Подконтрольна ли сегодня Москве ситуация в Дагестане, Карачаево-Черкесии, Кабардино-Балкарии? Особенно это актуально в настоящее время, когда на стратегическом уровне Тбилиси и Москва достигли взаимопонимания.
     - К чему вы клоните?
     - Для нас сильная, единая Россия, в которой центральная исполнительная и законодательная власть будет непререкаемо авторитетна в любом уголке вашей необъятной страны, является гарантией национальной безопасности Грузии.
     - Если я вас правильно понял, то, по вашему мнению, Россия сегодня слаба и неспособна контролировать Северный Кавказ. Вероятно, именно в связи с этим Грузия очень плотно занимается вопросом создания своей сильной, боеспособной армии...
     - Грузия расположена не в том регионе, в котором этот в принципе правильный постулат сегодня применим. Да, если бы Грузия не имела проблем с сепаратистами в Южной Осетии и Абхазии, то мы, наверное, могли бы обеспечить собственную безопасность путем позитивного развития взаимоотношений в первую очередь с Россией, а также с другими своими соседями. Может быть, это и было бы гарантом нашей безопасности.
     С другой стороны, Россия имеет на Южном Кавказе свои интересы, по крайней мере, так об этом она заявляет, но никак с ними не определится. К сожалению, мы не понимаем, к чему в действительности стремится Россия, чего она хочет добиться своим присутствием в регионе. У Москвы нет четкого обозначения своих национальных интересов в Закавказье. Из-за этого мы никак не могли скорректировать свою национальную внутреннюю и внешнюю политику для того, чтобы обеспечить или, по крайней мере, помочь обеспечить России ее политические, экономические интересы в регионе.
     - Этой точке зрения уже лет двадцать. Чего же вы конкретно ждете от нас?
     - Все время добиваться своих целей проведением жесткого внешнеполитического курса невозможно, а в последнее десятилетие Россия этим только и занимается. Если России нужна слабая, нищая, раздробленная Грузия, являющаяся источником проникновения на ее территорию международного терроризма, то тогда такой курс, может быть, и оправдан. Если же вам необходимы спокойствие на своих южных границах, стабильность в Северо-Кавказском регионе, то тогда принцип территориальной целостности Грузии должен быть поддержан Москвой не на словах, а практическими делами. Вам необходимо понять, что именно сегодня настал самый благоприятный момент, чтобы создать новые, самые дружественные отношения между нашими странами. Нынешнее правительство Грузии готово признать и признавать ошибки, допущенные как прежним руководством страны на заре нашей независимости, так и свои собственные, готово их исправлять. В настоящее время у него такой огромный объем народного доверия, что оно готово пойти и на непопулярные меры, нисколько не боясь того, что это может привести в итоге к потере властных полномочий. Но необходимо также понять, что народный вотум доверия непостоянен. Пройдет время, и нынешнее правительство его тоже может лишиться. Так воспользуйтесь благоприятным моментом, шансом для России, для Грузии, для Южной Осетин и Абхазии найти консенсус и распутать клубок терзающих нас противоречий! А пока сама Россия вынуждает Грузию искать себе партнеров за несколько тысяч километров от себя.
     - По всей видимости, этим вы и хотите объяснить ваше стратегическое партнерство с США и НАТО? Не так давно генсек альянса Яап де Хооп Схеффер еще раз заверил, что этот военно-политический блок не собирается размещать на территории Грузии свои военные базы. Об этом же неоднократно заявлял и ваш президент Михаил Саакашвили. Но почему-то я сомневаюсь в искренности этих слов, и не я один. Как вы думаете, почему?
     - На протяжении последних пяти - шести лет у вас в стране из Грузии активно выковывали образ врага. Я с удивлением просматривал данные опроса общественного мнения россиян, по которым выходит, что Грузия для них – это непримиримый и хитрый противник, этакий анклав, сосредоточивший в себе все мировое зло. Вы сами журналист и отлично понимаете силу пропагандистской машины. Вот вам и ответ.
     Что же касается размещения в Грузии военных баз НАТО, то могу ответственно заявить, что подобных планов у нас нет. Между нашими президентами существует договоренность, по которой мы не должны создавать друг другу лишних проблем. Отступать от нее мы не собираемся.
     Если вдруг у нас и появятся такие планы, то опять же в первую очередь мы оповестим об этом своих ближайших соседей, проконсультируемся с собственным народом. По-другому, могу вас уверить, не произойдет. Тем более что с Российской Федерацией есть у нас договоренность и о том, что после согласования всех блоков вопросов, связанных с подписанием рамочного договора о дружбе и сотрудничестве, и учитывая законную обеспокоенность России возможностью появления у ее непосредственных границ военных баз третьих государств, мы готовы принять соответствующий государственный законодательный акт о невозможности подобного шага с нашей стороны.
     - А не проще ли было закрепить данное положение в рамочном договоре?
     - Вопрос размещения или неразмещения на нашей территории военных баз третьих государств не является предметом двусторонних грузино-российских взаимоотношений. Грузия - субъект международной политики, и у нее есть определенные обязательства перед другими государствами. Отказываться от них мы не собираемся. Речь в первую очередь идет о наших договоренностях в рамках участия в международной антитеррористической коалиции в Афганистане и Ираке, о программе НАТО «Партнерство ради мира», в которой мы также участвуем, о программе индивидуального партнерства Грузии и НАТО. Статус войск НАТО в Грузии, таким образом, уже определен, и сделано это достаточно давно (более четырех лет назад). Поэтому мы не могли согласиться на ваши предложения, заключающиеся еще и в том, что Грузия не должна предоставлять силам НАТО для транзита свою территорию, воздушное пространство и морскую акваторию. Международные обязательства – это международные обязательства, но их выполнение совсем не значит, что перед Грузией стоит задача путем размещения на своей территории военных баз НАТО обеспечить чье-либо превосходство над Россией. Наша внешняя политика никоим образом не направлена на конфронтацию с Российской Федерацией.
     - Но есть еще и Соглашение между правительством Грузии и правительством США в сфере сотрудничества в области обороны от 10 декабря 2002 года, которое допускает в перспективе возможность дислоцирования на территории Грузии подразделений вооруженных сил США.
     - Это часто встречающаяся и неверно трактуемая версия данного Соглашения. Я осуществлял непосредственное руководство разработкой данного документа, будучи в должности заместителя министра обороны. Могу вас уверить, что речь в нем идет об облегчении порядка пребывания американских военнослужащих на территории Грузии, принимавших и принимающих участие в программах помощи, оказываемой США, в обучении и подготовке грузинских военнослужащих (программы «Обучение и оснащение» и «Операция по сохранению стабильности»), но никак не о базировании подразделений армии США.
     - А как же военный аэродром в Диди-Шираки (Восточная Грузия), который, по информации ваших же парламентариев, планируется передать под базирование американских ВВС?
     - Мне как секретарю совета национальной безопасности Грузии о подобных планах ничего не известно. Все это досужие разговоры. Подобных планов у Грузии нет. Еще раз повторюсь, если мы придем к необходимости подобного шага, то обязательно проинформируем об этом наших соседей и непременно постараемся учесть и их интересы.
     Что же касается выполнения наших обязательств перед партнерами по НАТО в рамках обеспечения деятельности международной антитеррористической коалиции, то мы остановились на аэродроме в Марнеули, который и дальше будем модернизировать и использовать также для собственных вооруженных сил. Но не более. Это я к тому, чтобы не сказали, что секретарь СНБ Грузии определил Марнеули как место дислокации чьей-нибудь военной базы. Возможно, опять же для нужд антитеррористической коалиции мы займемся модернизацией еще и аэродрома в Сенаки (Западная Грузия).
     - Гела Робертович, Южный Кавказ оказался в сфере интересов не только России, но и США, НАТО и Европы. Не станет ли он своего рода «яблоком раздора» в мировой политике?
     - Это самый худший вариант возможного развития событий. Мне бы этого очень не хотелось. Я позволю себе выразить свое личное мнение, мнение обычного человека, представителя грузинского народа, а не персоны, наделенной государственными полномочиями.
     Пятнадцать лет назад у России на Южном Кавказе, тем паче в Закавказье, не было соперников. Ни Турция, ни США не могли с ней серьезно тягаться. Если бы Россия проводила в жизнь более прагматичную внешнюю политику, то у нее не было бы конкурентов и сегодня. Но когда на протяжении всего этого времени допускаешь сплошные ошибки, вряд ли это возможно. Свято место пусто не бывает, правильно? Сейчас вопрос стоит таким образом – кто предложит Грузии наиболее выгодный и перспективный вариант ее дальнейшего политического, экономического, государственного развития, тот и будет солировать в регионе. Исправить ситуацию Москве еще не поздно. Для этого России необходимо проводить в жизнь такой вариант дальнейшего развития событий, который позволит стать Грузии местом соприкосновения интересов не только различных государств, но и ее многонационального народа. Зона возможностей для достижения взаимоприемлемых результатов в российско-грузинских взаимоотношениях довольно обширна и ее не только можно, но и нужно использовать. Для этого необходима всего-навсего политическая воля.
     В этом плане показателен вопрос вывода с нашей территории российских военных баз. Проявив волю, Москва приняла самое оптимальное решение и поставила точку в этой проблеме. Теперь необходимо продолжить начатое и не откладывать еще на пятнадцать лет решение других не менее, если не более значимых проблем. Иначе потеряет Россия, потеряем и мы. Вам необходимо занять четкую, не двузначную позицию по отношению к конфликтам на территории Грузии. Без поддержки единства грузинского государства России будет трудно сохранить и свое единство. Мы готовы к тому, чтобы ключи от Закавказья были в руках у России. Берите их, но пользуйтесь ими разумно.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex