на главную страницу

22 Июля 2005 года

Юбилей

Пятница

Генерал и его книги

Беседу вел Александр БОНДАРЕНКО, «Красная звезда».



Сегодня генералу армии Владимиру Николаевичу ЛОБОВУ исполнилось 70 лет. Военачальник высокого ранга, он известен читателям «Красной звезды» и как участник наших редакционных «круглых столов», посвященных различным проблемам отечественной истории, а также как автор книг по военно-теоретическим и историческим вопросам. Наш разговор в канун юбилея коснулся именно этой стороны деятельности генерала армии Лобова.

     - Владимир Николаевич, когда именно и как началось ваше увлечение военной историей?
     - Думаю, что со школьной скамьи. Там, где я жил, было три библиотеки - я их буквально исползал, все перечитал по мере возможностей. Было интересно, с чего все начиналось, как было когда-то... В роду военные у меня были: достаточно сказать, что девять братьев моей матери воевали, из них пятеро погибли на фронте. Мои дяди немало рассказывали мне о войне... Очень много дала мне учеба в военном училище, в академиях.
     - А когда вы сами начали выступать уже в роли автора?
     - Во время учебы. В училище начинал с маленьких статеечек, в академии печатался в газете «Фрунзевец». После этого был перерыв, но когда я оказался в Ленинграде, все опять пошло словно бы само собой... Вернувшись в ЛВО заместителем командующего войсками округа, я опять стал печататься в газете «На страже Родины» - были статьи по боевой подготовке, по Петсамо-Киркенесской операции, по военной хитрости... Можно сказать, меня это дело затягивало.
     - Вообще в Ленинграде такая атмосфера – творческая. А еще - большие возможности для расширения кругозора.
     - Да, этот город мне очень много дал. Прежде всего - замечательный Артиллерийский музей... Общение с учеными, военачальниками, ветеранами... Там я очень много читал, к сожалению, признаюсь, без особой системы. Начал с Драгомирова, всего его перечитал и даже сейчас еще могу цитировать. Вот, например: «Велика и почтенна роль офицера... и тягость ее не всякому под силу. Много души нужно положить в свое дело для того, чтобы с чистой совестью сказать: «Много людей прошло через мои руки, и весьма мало было между ними таких, которые от того не стали лучше, развитее, пригоднее для всякого дела. Ни одного я не сделал негодяем; ни одного не заморил бестолковой работой или невниманием к его нуждам; ни в одном не подорвал доверия к собственным силам». Видите, все сказано об офицере!
     - В Москве, как понимаю, военной историей, наукой вы занимались уж и, так сказать, по должности...
     - Конечно, как первый заместитель начальника Генштаба, я был членом редколлегии «Военно-исторического журнала», журнала «Военная мысль». Ну а дружба с «Красной звездой» - это прежде всего от сердца, от души. Где-то с 75-го, 76-го года.
     - Спасибо! Вы вспомнили свою статью о военной хитрости. По-моему, ее можно назвать «первым кирпичиком» в фундаменте большого здания...
     - Да, у меня серия книг по военной хитрости. Ведь война в первую очередь борьба интеллектов, а уже потом – соревнование сил. На эту тему у меня есть книги, сделанные в форме учебника, есть и какие-то исторические экскурсы, ее я продолжаю разрабатывать и расширять и сегодня. Вот на днях выйдет книга «Военная хитрость по взгляду зарубежных военных специалистов». В ней используется более шестисот источников.
     - Напомните, пожалуйста, какие у вас еще книги?
     - «Роль и место информации в экономическом противоборстве сторон». Опять-таки серия - «Кавалеры ордена «Победа»: одна – фундаментальная, вторая - обзорная, третья, изданная буквально ко Дню Победы, - биографического плана. Есть еще книга «Генеральный штаб российских Вооруженных Сил», где представлены все начальники Генштаба, дан экскурс в его историю с основания до наших дней...
     - У вас есть альбом, посвященный Георгию Константиновичу Жукову. Скажите, чем именно вас привлекает маршал Победы?
     - Жуков для меня - неоднозначная личность! Мы знаем его поверхностно: по «Воспоминаниям и размышлениям», отзывам его товарищей. А что было у него в душе? Что это за знаменитый «жуковский характер»? Почему судьба подняла его на такие высоты? Мне кажется, он умел аккумулировать энергию и решения как выше стоящих над ним людей, так и ниже стоящих – по-моему, это главная черта его интеллекта и характера: уметь полностью воспринять решения и старших, и младших, а затем увидеть здесь одно свое стратегическое решение. Он превращал это решение в сгусток энергии, который потом, приезжая на фронты, передавал тем, с кем общался. Струна как бы натягивалась, он ее отпускал – и операция шла... Но как он мог это сделать, для меня загадка! И другая большая загадка – первые дни войны. Как это допустили?
     - Владимир Николаевич, думаю, что это будет тема нашего большого разговора на страницах «Красной звезды». Согласны? Тогда традиционный вопрос о творческих планах.
     - Кое о чем я уже сказал. Собираю также материал для книги по проблемам внезапности и неожиданности, которые у нас слишком часто смешивают или путают… Есть также разработки по военной реформе, ведь это вопрос очень интересный. Реформа – это дословно смена формы, а форма меняется тогда, когда в нее не вмещается содержание, когда оно ее буквально разрывает...
     - Еще что-то пишете сейчас?
     - Перечисленного вам мало, что ли?
     - А вам много?
     - Мне всегда мало! Всегда что-то видится, чего-то хочется... Могу сказать о такой задумке: Клаузевиц писал, что «война – это продолжение политики иными средствами». Я задаю вопрос: «А где силы?» Самое главное - сила - остается за кадром. А сила – это человек в первую очередь! С этой темой я и хочу разобраться.
     - Интересно... Тогда не буду отвлекать вас от ваших дел и от имени «Красной звезды», ее коллектива и читателей желаю успехов и поздравляю с юбилеем!
     - А я в свою очередь хочу поблагодарить своих учителей, начальников, старших товарищей, сослуживцев, подчиненных – всех тех, кто был и есть со мной рядом, за то хорошее, что от них получил и получаю, за то, чего сумел достичь в жизни!
     
На снимке: Начальник Генерального штаба Вооруженных Сил СССР генерал армии Владимир ЛОБОВ, 1991 год.



Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex