на главную страницу

23 Июля 2005 года

Продолжение темы

Суббота

ЗАТО, да не то!

Сергей КНЯЗЬКОВ.



     В «Красной звезде» 9 июля с.г. была опубликована статья о проблемах закрытых административно-территориальных объединений (ЗАТО). Сегодня она получила новое продолжение.

     К уполномоченному по правам человека в Российской Федерации Владимиру Лукину поступают многочисленные коллективные жалобы граждан, проживающих в ЗАТО, на нарушение их жилищных прав. Главным образом ветераны военной службы жалуются на запрет приватизировать занимаемые жилые помещения, невозможность отселиться из закрытых военных городков и получить жилье по избранному постоянному месту жительства.
     Проблема настолько острая, что Владимир Лукин посчитал необходимым информировать о ней председателя Правительства РФ Михаила Фрадкова. В письме, адресованном премьер-министру, в частности, подчеркивается, что в соответствии со статьей 40 Конституции РФ и действующим законодательством ветераны военной службы имеют право на получение жилья в собственность от государства. Однако реализовать это право они не могут, поскольку приватизация жилых помещений в ЗАТО законом запрещена, а вопрос отселения из них и предоставления жилья по избранному постоянному месту жительства решается крайне медленно.

     Количества выделяемых на эти цели жилья и государственных сертификатов явно недостаточно. Общая численность подлежащих отселению семей уже несколько лет не меняется и составляет около 60 тысяч. Несмотря на масштабность этой проблемы, какой-либо нормативный правовой акт, комплексно регулирующий вопрос отселения из закрытых военных городков, отсутствует.

     Кроме того, размер субсидий по сертификатам ниже реальной рыночной стоимости жилья практически во всех регионах России, что не позволяет военнослужащим приобрести жилье в избранном месте жительства.
     По изложенным причинам после увольнения с военной службы военнослужащие и члены их семей вынуждены годами проживать в закрытых военных городках.

     Проживание в ЗАТО с учетом специфики их правового режима связано с определенными ограничениями прав граждан на свободу передвижения, использование и распоряжение жилыми помещениями, другими дополнительными трудностями, подчеркивает в письме Владимир Лукин. В военных городках, расположенных в отдаленных местностях, положение их жителей усугубляется отсутствием рабочих мест, медицинских, образовательных, культурных и других учреждений.

     В жалобах жителей некоторых военных городков утверждается, что эти городки необоснованно отнесены к закрытым, поскольку не исполняют своего предназначения по размещению военнослужащих, а значительную часть квартир в них занимают граждане, не являющиеся военнослужащими.

     Проверки, проведенные органами военной прокуратуры по запросам уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, показали, что в военном городке Чебаркуль-4 из 2.888 квартир 1.280 квартир (44 процента) занимают граждане, не имеющие отношения к Министерству обороны Российской Федерации. При этом 80 квартир незаконно заняты лицами, никогда не имевшими отношения к Вооруженным Силам. В закрытом городке № 1 (Пенза-5) из 1.094 квартир лицами, не состоявшими на военной службе, заняты 867 квартир (79 процентов).

     Судя по обращениям граждан и публикациям средств массовой информации, аналогичная ситуация сложилась во многих военных городках, утверждает Владимир Лукин.

     Такое положение обусловливает и нарушения жилищных прав действующих военнослужащих, многие из которых жилыми помещениями по месту службы не обеспечены. Им приходится снимать квартиры за пределами военных городков. При этом немалую часть платы за жилье военнослужащие оплачивают за свой счет, поскольку установленный Правительством РФ размер денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений понесенных ими реальных расходов не покрывает.

     Необходимо также отметить, что ряд военных городков, расположенных в отдаленных местностях, в последние годы решениями Правительства РФ исключен из перечня закрытых. В связи с этим проживающие в них граждане считаются обеспеченными постоянным жильем и фактически утратили право на отселение. Они полагают себя незаслуженно брошенными в «медвежьих углах», а подобные правительственные решения - несправедливыми.
     Отсутствие перспектив в разрешении подобного рода проблем вызывает обеспокоенность граждан. Их обоснованное возмущение наряду с многочисленными обращениями в различные государственные органы находит отражение и в массовых публичных акциях протеста, как это было, например, в г. Екатеринбурге.

     Реализуя предоставленное статьей 31 Федерального конституционного закона «Об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» право, Владимир Лукин обратился к Михаилу Фрадкову с предложением о принятии необходимых мер по разрешению затронутой проблемы. В частности, он полагает, что необходимо провести проверку обоснованности включения военных городков в Перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил РФ, органов Федеральной службы безопасности и Пограничных войск, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 1 июня 2000 г. № 752, а также рассмотреть вопрос о принятии федеральной целевой программы отселения из закрытых военных городков граждан, утративших связь с Вооруженными Силами и другими воинскими формированиями. Представляется справедливым, считает Владимир Лукин, распространить действие такой программы и на жителей военных городков, которые расположены в отдаленных местностях и утратили в последние годы статус закрытых.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex