Перейти на главную страницу

23 Июля 2005 года

Авиация России

Суббота




«Су» мевший обогнать время

    Созданная Павлом Осиповичем Сухим, 110-я годовщина со дня рождения которого отмечалась вчера, конструкторская школа и по сей день обеспечивает боевую мощь России. Многоцелевой всепогодный фронтовой бомбардировщик Су-24 с изменяющейся стреловидностью крыла, истребитель завоевания господства в воздухе Су-27, легендарный «Грач» – штурмовик Су-25… Без них невозможно представить современный облик наших Военно-воздушных сил.

    Конструкторскую деятельность Павел Сухой начал в начале 1920-х годов в ЦАГИ под руководством А.Н. Туполева, а в октябре 1930 года возглавил одну из конструкторских бригад. Его первой самостоятельной работой стал самолет РД (АНТ-25). Потом был построен АНТ-37бис (ДБ-2Б) «Родина», на котором в сентябре 1938 г. экипаж В. Гризодубовой выполнил рекордный перелет Москва – Керби.
    В 1936 году был объявлен конкурс по созданию многоцелевого двухместного самолета, который должен был воплотить в себе функции ближнего бомбардировщика, разведчика и штурмовика. Уже в середине 1937 года группа конструкторов, возглавляемая Павлом Сухим, построила опытный экземпляр самолета АНТ-51, на котором Михаил Громов выполнил первый полет. Конструкторский отдел выделили в самостоятельное КБ.
    Запущенный в серийное производство Су-2 с первых дней войны заработал у летчиков массу положительных отзывов за хорошую компоновку, небольшие размеры и хорошую управляемость. Самолет обладал необыкновенной живучестью и не горел даже при повреждении бензобака благодаря его протектированию и углекислотной защите.
    Всего до весны 1942 года было выпущено 910 самолетов Су-2. Они участвовали в боевых операциях до конца 1944 года. «Сушки» стояли на вооружении 17 ближнебомбардировочных авиационных полков, более 12 разведывательных и корректировочных эскадрилий и 18 звеньев.
    В ОКБ на базе штурмовика ОБШ был создан двухместный бронированный штурмовик Су-6, который по большинству параметров превосходил знаменитый «летающий танк» Ил-2. За создание штурмовика Су-6 в 1943 году П. Сухой был удостоен Сталинской премии I степени. Однако самолет в серию не запустили, так как переход на производство новой техники потребовал бы перепрофилирования ряда мощностей, что могло на первоначальном этапе привести к сокращению выпуска боевых самолетов для фронта. Это было невозможно: действующая армия, наоборот, нуждалась в увеличении поставок.
    В ноябре 1949 г. ОКБ П.О. Сухого закрыли и влили в ОКБ А. Туполева, а Павел Осипович стал одним из его заместителей. ОКБ было восстановлено только в 1953 г. и получило новую базу. Для ВВС и ПВО страны были сконструированы: фронтовой истребитель Су-7, перехватчики Су-9 (Су-11) и Су-15, истребитель-бомбардировщик Су-17. Они поставлялись на экспорт в 18 стран мира.
    Многие проекты, опытные образцы, разработанные в ОКБ, имели превосходные характеристики и в ряде случаев значительно опережали время. Павел Осипович Сухой всегда работал на грани технических возможностей, записав на свой счет немало конструкторских побед.
    Одна из разработок Павла Осиповича – легендарная «сотка» (Т-4) – только в начале этого века приоткрыла некоторые свои тайны. Этот дальний разведывательно-ударный самолет, имевший скорость более чем в три «маха», высоту полета более 20 км, предназначался для противодействия авианосным соединениям противника, оснащенным ядерным оружием, в акваториях Советского Союза. Его серийное производство не началось по банальной причине: обогнал свое время. Кстати, противодействие ему не разработано и по сей день.
    Главной заслугой Павла Осиповича стало создание конструкторской школы. Его ученики и последователи разработали ряд самолетов, ставших знаковыми для нашей авиации. Некоторые из них в различных модификациях и поныне стоят в боевом строю российских ВВС. Многоцелевой всепогодный фронтовой бомбардировщик Су-24 с изменяющейся стреловидностью крыла, истребитель завоевания господства в воздухе Су-27. Штурмовик Су-25 получил необычайную популярность в войсках. За весь период войны в Афганистане Су-25 выполнили около 60.000 боевых вылетов, а потеряно было всего 23 самолета. Если каждый вылет спас жизнь только одному нашему военнослужащему, то штурмовик с лихвой окупил затраченные на него средства.
    Сегодня идут работы по созданию истребителя 5-го поколения. Просчитаны все сильные и слабые стороны американских «невидимок», а вот с российским «Су» все еще впереди. Специалисты считают, что наработки одного из старейших ОКБ страны дают повод ожидать появления новой уникальной боевой машины, не имеющей аналогов в мире. Ведь самолеты бренда «Су» по многим своим показателям и параметрам являются эталоном, к которому стремятся зарубежные конструкторские фирмы.
    Параллельно с выполнением оборонных заказов ОКБ «Сухого» создало семейство одно- и двухместных спортивных самолетов Су-26, Су-29, Су-31 и их модификации, стараясь идти на шаг впереди западных фирм. На Су-31М впервые в мировой практике установлена система спасения экипажа. Ведется работа над проектом магистрального пассажирского самолета RRJ. И здесь ОКБ «Сухого» делает все, чтобы самолет не только соответствовал международным стандартам, но и превосходил их.

Во главе «Оборонпрома»

    На состоявшемся годовом общем собрании акционеров ОАО «Объединенная промышленная корпорация «Оборонпром» был избран совет директоров корпорации, в который вошли руководитель Федерального агентства по промышленности РФ Борис Алешин, генеральный директор ОАО «ОПК «Оборонпром» Денис Мантуров, премьер-министр Республики Татарстан Рустам Миниханов, помощник председателя Правительства РФ Александр Рыбас, генеральный директор ФГУП «Рособоронэкспорт» Сергей Чемезов, советник министра обороны РФ Владимир Чернов, другие лица. Собрание также переизбрало генеральным директором компании Дениса Мантурова на очередной срок в соответствии с уставом общества.
    Состоявшийся позже совет директоров корпорации председателем совета вновь избрал генерального директора ФГУП «Рособоронэкспорт» Сергея Чемезова. Также было принято решение о созыве 16 августа 2005 года внеочередного общего собрания акционеров компании, в повестку дня которого включен вопрос об увеличении уставного капитала корпорации путем размещения дополнительных акций. Увеличение уставного капитала ОАО «ОПК «Оборонпром» осуществляется в рамках реализации Указа Президента РФ и постановления Правительства РФ по созданию вертолетостроительного холдинга.
    Наша справка. ОАО «ОПК «Оборонпром» – многопрофильная Выборы промышленно-инвестиционная группа. Уставный капитал компании составляет 1 млрд. 442 млн. рублей и в равных долях распределен между ФГУП «Рособоронэкспорт» и Федеральным агентством по управлению федеральным имуществом.
    В соответствии с Указом Президента РФ от 29 ноября 2004 года и постановлением Правительства РФ от 6 мая 2005 года корпорация становится головной управляющей и владельческой компанией создаваемого вертолетостроительного холдинга, в состав которого входят ОАО «Московский вертолетный завод», ОАО «Улан-Удэнский авиационный завод», ОАО «Казанский вертолетный завод», ОАО «Роствертол» и ряд других предприятий милевской кооперации.
    ОАО «ОПК «Оборонпром» также контролирует более 75 проц. акций ОАО «Оборонительные системы», владеет 100 проц. акций ЗАО «Оборонпромлизинг» и др.
    

Новости авиапрома



Каким быть парку ВТА

    «В период до 2015 – 2020 годов основу парка ВТА как по численности, так и по боевым возможностям будут составлять самолеты Ил-76», – сообщил главнокомандующий Военно-воздушными силами генерал армии Владимир Михайлов. Средние самолеты Ан-12 и легкие Ан-26, составляющие часть парка ВТА, морально устарели и в ближайшее время выработают сроки службы и ресурсы. В связи с этим с 2007 года планируется завершить разработку и начать закупки легких транспортных самолетов нового поколения – Ил-112В, который по сравнению со своим предшественником (Ан-26), по мнению генерала армии Владимира Михайлова, обладает большими возможностями по перевозке и десантированию легких образцов вооружения и военной техники и экономичностью.
    Для замены Ан-12 ведутся проработки перспективного среднего транспортного самолета, интерес к разработке которого проявила Индия. Среди основных требований к будущему самолету названы возможность транспортировки перспективной боевой техники на базе боевой машины пехоты (БМП-3) и боевой машины десанта (БМД-3), использование 80 процентов аэродромной сети РФ, снижение времени доставки грузов, соответствие мировому уровню по топливной экономичности.

Новый «Купол»

    На летающей лаборатории Ил-76 завершились полномасштабные летные испытания нового пилотажно-навигационного комплекса (ПНК) «Купол-3», разработанного санкт-петербургской холдинговой компанией «Ленинец». Как сообщил генеральный директор Авиационного комплекса имени С.В. Ильюшина Виктор Ливанов, разработка ПНК «Купол-3», предназначенного для установки на самолеты Ил-76МД российских ВВС, велась в рамках государственного оборонного заказа. Пилотажно-навигационный комплекс «Купол-3», предназначенный для замены находящегося в эксплуатации ПНК «Купол-2», включает в себя новое информационно-управляющее поле с жидкокристаллическими индикаторами, которые образуют так называемую стеклянную кабину. В состав комплекса входят система предупреждения о столкновениях с землей и в воздухе, новый метеорадар и другое оборудование. Современный навигационный радар обеспечивает работу по данным как GPS, так и ГЛОНАСС.

Куб для «палубников»

    Поступление нового самолета Су-27КУБ для палубной авиации ВВС и ПВО Военно-морского флота России можно ожидать в 2007-2008 годах. Как заявил генерал-полковник Владимир Дейнека, командующий морской авиацией ВМФ в период 1994 – 2000 гг., Су-27КУБ успешно проходит летные испытания. Они начались еще 6 лет назад, и при условии нормального финансирования испытания завершатся через 1 – 2 года, а через 2 – 3 года машина может поступать в боевые части. Су-27КУБ является глубокой модернизацией находящегося сегодня на вооружении палубной авиации Су-33. По мнению Владимира Дейнеки, после выполнения работ самолет станет многофункциональным и даже межвидовым, нужны лишь деньги для завершения опытно-конструкторских работ и активизации работы КБ. На сегодняшний день построен и проходит испытания один самолет Су-27КУБ.

Наши бренды

    Руководители авиационных конструкторских бюро и серийных заводов поддерживают идею сохранения в создаваемой Объединенной авиастроительной компании (ОАК) брендов компаний, которые войдут в ее состав. К большинству российских брендов – разработчиков авиатехники в мире относятся с большим уважением. Как заявил генеральный директор Авиационного комплекса имени С.В. Ильюшина Виктор Ливанов, эти бренды имеют большую ценность и в формируемой ОАК, и они должны быть сохранены. Он не исключил, что в перспективе, лет через 50, в российском авиастроении, возможно, будет один бренд, но сегодня отказываться от таких брендов, как «Ильюшин», «Камов», «МиГ», «Миль», «Сухой», «Туполев», «Яковлев» и ряд других, было бы неразумно.
 ||  По материалам Интерфакс-АВН.



С божьей помощью


    На российском предприятии по разработке, изготовлению и сервисному обслуживанию авиадвигателей ФГУП ММПП «Салют», которое возглавляет Юрий Елисеев, прошло освящение сборочного цеха двигателей. Обряд освящения провел настоятель Боголюбского монастыря Владимирской области архимандрит Петр. На церемонии присутствовали представитель Администрации Президента РФ по г. Москве Игорь Абылгазиев, заместитель руководителя Федерального агентства по промышленности Станислав Пугинский, префект Восточного округа г. Москвы Николай Евтихеев, заместитель главкома ВВС генерал-полковник Анатолий Наговицин, заслуженный летчик-испытатель Герой России Анатолий Квочур.


Новый журнал

    Мал золотник, да дорог – именно так можно оценить значение вышедшего в свет пилотного номера научно-информационного журнала «Вестник метролога». При всей специфике нового издания можно с уверенностью сказать, что оно займет свою нишу среди печатных СМИ и будет пользоваться повышенным спросом среди специалистов.
    Идея создания нового журнала была поддержана департаментами технического регулирования и метрологии Минпромэнерго России, Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии, Метрологической службы Вооруженных Сил России, ЗАО «Супертехприбор», а также рядом предприятий «оборонки». Главной целью журнала является оперативное освещение вопросов метрологии в сфере обороны и безопасности Российской Федерации. Тематические разделы нового издания – от официальной хроники, проблем метрологии и новинок измерительной техники до вопросов обмена опытом, подготовки кадров, истории и многих других.
    На страницах пилотного номера опубликовано интервью с первым начальником Метрологической службы Вооруженных Сил генерал-майором Алексеем Петровым, в котором ветеран Великой Отечественной войны рассказал в том числе и об истории создания метрологической службы. О сегодняшнем дне военной метрологии статья начальника Метрологической службы ВС Российской Федерации генерал-майора И. Шайко. Проблемы российского рынка радиоизмерительной аппаратуры, его состояние и перспективы развития – в материале генерального директора ЗАО «Супертехприбор» Т. Лотарева. На страницах нового издания выступили также специалисты 32-го ГНИИИ Минобороны РФ и генеральный директор ФГУП «Нижегородский завод им. М.В. Фрунзе» Н. Воронов.
    На состоявшейся презентации журнала было сказано немало теплых слов в адрес учредителей журнала, благодаря которым в стране появилось новое и такое полезное издание. Без сомнения, оно станет печатным рупором новейших отечественных и зарубежных достижений и разработок в области метрологического обеспечения вооружения и военной техники, повышения эффективности их применения метрологическими подразделениями и службами.
 ||  Подготовил Юрий АВДЕЕВ.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex