на главную страницу

26 Июля 2005 года

Военно-политическое обозрение

Вторник

КАК РАЗВЯЗАТЬ КОРЕЙСКИЙ УЗЕЛ

Владимир КУЗАРЬ.



Сегодня в Пекине должны возобновиться шестисторонние переговоры по ядерной программе Северной Кореи. Они были приостановлены в июне прошлого года, когда Пхеньян заявил о нецелесообразности продолжать переговорный процесс, в котором помимо КНДР принимают участие Южная Корея, Россия, Китай, США и Япония, поскольку Вашингтон проводит в отношении него «враждебную политику». По сообщениям из Пекина, новый раунд переговоров намечено провести в несколько измененном формате, согласно которому их участникам будет предоставлено больше времени на обсуждение волнующей проблемы. Однако более существенное изменение заключается в другом – КНДР возвращается в переговорный процесс уже в качестве ядерной державы, объявив в начале 2005 года об обладании ядерным оружием. И это самым серьезным образом меняет ситуацию как на самих переговорах, так и в регионе в целом.

     
Расползание ядерного оружия


     Сразу отмечу, что достоверных сведений о наличии у Пхеньяна ядерного оружия нет. Как нет и единого мнения на этот счет у специалистов и аналитиков. Одни из них, в том числе и в Вашингтоне, утверждают, что Северная Корея создала несколько ядерных боезарядов. Их количество при этом называется разное – от одного-двух до десятка. Эти оценки даются, исходя из разведданных и показаний перебежчиков из Северной Кореи, а также на основании того, что Пхеньян располагает запасами обогащенного урана, достаточными для создания ядерных боеприпасов. Вот и французская «Монд» на днях написала, что Северная Корея сделала атомную бомбу весом в одну тонну, для чего использовала 4 кг плутония, и что об этом рассказал некий перебежчик, который назвал себя Ким Ир До.
     Другие же вообще отрицают возможность создания Северной Кореей собственного ядерного оружия. Для этого, кроме запасов обогащенного урана, нужны, по их словам, еще высокая технология и соответствующая производственная база, которыми КНДР на сегодня не располагает. А кроме того, не были проведены ядерные испытания, без которых нельзя убедиться в том, что действительно создано ядерное оружие. Ссылки же на то, что Пхеньян где-то воровал или покупал ядерные технологии, как утверждают эти специалисты, сути не меняют.
     Наконец, третьи допускают возможность, что Северная Корея сделала некое ядерное устройство, но оно пока еще не является оружием. Чтобы стать таковым, необходимо, по их мнению, с одной стороны, миниатюризировать это устройство для того, чтобы его можно было бы монтировать на ракетах, с другой – иметь эти самые ракеты в качестве средств доставки ядерных боезарядов к намеченным целям. Но эта оценка, наверное, логична, лишь рассматривая возможные ответные действия Пхеньяна в отношении Соединенных Штатов. Что же касается таких американских союзников в регионе, как Япония и Южная Корея, то доставить в случае необходимости на их территорию свое ядерное устройство Пхеньян может с помощью тех же подводных лодок и даже простейших плавсредств. Или подвергнуть эти страны радиоактивному заражению, взорвав ядерное устройство при соответствующей розе ветров на своей территории.
     Однако на данный момент все эти рассуждения не имеют смысла, поскольку нет возможности проверить, чем в действительности обладает Пхеньян. А поэтому в своих действиях надо исходить из того, что у КНДР есть ядерное оружие, как она сама об этом и утверждает. Между тем этот факт открывает еще одну неприятную для мирового сообщества сторону – он может спровоцировать расползание ядерного оружия по региону. И в первую очередь такая опасность может исходить от Тайваня и Японии.
     Тайбэй занимался разработкой военной ядерной программы в 60 – 80-х годах прошлого столетия и прекратил эту деятельность под давлением США, которые опасались ответных мер со стороны Китая. Однако, учитывая серьезность намерений Пекина вернуть, вплоть до применения силы, остров в лоно страны и имея перед собой пример Северной Кореи, власти Тайваня могут пойти на крайнее средство. Тем более что они располагают развитым промышленным и научно-техническим потенциалом для создания ядерного оружия и средств его доставки. В Японии, единственной стране в мире, подвергшейся атомным бомбардировкам, создан достаточно крепкий иммунитет против ядерного оружия. Тем не менее и там в последние годы раздаются голоса, свидетельствующие о возможности появления у Японии собственных средств массового уничтожения. Например, в апреле 2003 года лидер влиятельной либеральной партии 59-летний Ичиро Одзава, говоря о растущей военной мощи Китая, заявил: «Если Япония захочет, то сможет произвести тысячи ядерных боеголовок. В Японии достаточно плутония на АЭС для создания трех - четырех тысяч боеголовок. Если это произойдет, с точки зрения военной мощи нас никто не сможет одолеть». По мнению экспертов, Стране восходящего солнца достаточно шести недель, чтобы произвести ядерное оружие. Учитывая же, что между Японией и Китаем все больше обостряются территориальные претензии друг к другу, в том числе связанные с нефтью, в которой обе страны испытывают возрастающие потребности, исключать такой поворот событий нельзя.
     
Хороший знак Пхеньяна

     Распространение ядерного оружия в регионе, где между многими государствами еще до конца не урегулированы отношения, существуют противоречия и даже конфликтные ситуации, чревато серьезными последствиями для дела мира. А посему надо убедить Пхеньян отказаться от ядерной программы, превратить Корейский полуостров в безъядерную зону и на этой основе поставить заслон расползанию ядерного оружия в регионе. И первый шаг на этом пути – шестисторонние переговоры в Пекине. Правда, ожидать прорыва на открывающемся сегодня их четвертом раунде не приходится. Хотя надежды на достижение определенных подвижек в развязывании корейского узла есть. Все зависит от того, с какими целями возвращаются на переговоры их участники, и в первую очередь главные оппоненты – Северная Корея и Соединенные Штаты, насколько они готовы к компромиссам в поиске взаимоприемлемого решения.
     То, что Пхеньян вновь за столом переговоров, хороший знак. Он демонстрирует заинтересованность северокорейских властей в разрешении кризиса с помощью дипломатии. И вовсе не жесткая позиция, занятая США в корейском вопросе, как это пытаются показать в Вашингтоне, не давление мирового сообщества на КНДР заставили их вернуться на переговоры. Полностью не исключая этот фактор, все же главными побудительными мотивами для Пхеньяна в таком шаге были внутренние причины. Это и политико-идеологические аспекты. Надо было показать северокорейскому народу, что, «несмотря на агрессивные происки американского империализма, КНДР демонстрирует добрую волю и возвращается на переговоры», и тем самым еще теснее сплотить его вокруг правящего режима. Это и экономические трудности, которые переживает страна. По данным Всемирной продовольственной программы ООН, в КНДР усиливается нехватка продуктов питания и угроза массового голода, связанная с сокращением потоков иностранной гуманитарной помощи. В нынешнем году эта организация получила всего 15 тысяч тонн продовольствия для КНДР, в то время как необходимо еще как минимум 215 тысяч тонн.
     Поэтому надо полагать, что Пхеньян на переговорах будет стремиться к компромиссу. Правда, прозвучавший на днях и по-человечески легко объяснимый и понятный призыв КНДР к США заключить мирный договор до начала переговоров по своей ядерной программе как бы свидетельствует об обратном. Ведь Северная Корея уже неоднократно предлагала США заключить мирный договор, и всякий раз американская администрация отвечала отказом. Такой ответ был предсказуем и ныне. Тем не менее Пхеньян посчитал необходимым вновь обратиться к Вашингтону с подобным предложением, подчеркнув, что подписание мирного договора положит конец враждебной политике США в отношении КНДР и автоматически приведет к тому, что на Корейском полуострове не будет ядерного оружия. Возможно, северокорейские власти руководствовались при этом известным правилом: требуй большего – получишь необходимое. А они, как известно, за отказ от ядерной программы хотели бы получить гарантии безопасности и помощь начатым в стране рыночным реформам.
     В случае же неудачного исхода нынешних переговоров КНДР, по словам ее представителей, откажется от их продолжения и сосредоточится на проблеме объединения с Южной Кореей. Тем более что на юге полуострова наблюдается заметная активизация встречного движения. Этот процесс начался еще при президенте Ким Дэ Чжуне, который пять лет назад побывал в Пхеньяне и выработал нынешнюю «солнечную политику», направленную на максимальное примирение с КНДР. Состоялся и ряд официальных межкорейских переговоров, которые были прерваны в 2004 году, когда Пхеньян обвинил Сеул в похищении граждан КНДР. Контакты возобновились лишь спустя 10 месяцев, в мае 2005 года.
     Так, на днях в местечке Пханмунджом в разделяющей Север и Юг демилитаризованной зоне состоялась встреча по подготовке новых межкорейских военных переговоров на уровне генералов. Они запланированы на август и будут посвящены, как предполагается, обсуждению вопросов устранения оставшихся вдоль 249-километровой зоны средств пропаганды, а также согласованию мер по предотвращению возможных столкновений в спорных участках морской границы в Желтом море. Набирает темп и экономическое сотрудничество. В частности, Южная Корея согласилась увеличить размеры гуманитарной помощи Северу. Основная часть помощи – 500 тысяч тонн риса, который и должен быть отправлен в КНДР в самое ближайшее время. Кроме того, Сеул готов предоставить Пхеньяну сырье для производства одежды, обуви и мыла. Со своей стороны руководство КНДР согласилось предоставить Южной Корее право инвестировать средства в добывающую отрасль страны – в добычу цинка, карбоната магния и угля. Сеул также пообещал Северной Корее в случае ее отказа от ядерного оружия поставлять 2 млн. кВт электроэнергии ежегодно.
     Эти факты дают основание утверждать, что Южная Корея демонстративно отказывается от «автоматической солидарности» с США и Японией в вопросах урегулирования ситуации вокруг КНДР. Что, собственно говоря, и подтверждено сделанным на днях заявлением президента Южной Кореи Но Му Хёна о том, что главный ключ к успеху пекинских переговоров лежит в Вашингтоне.
     
Готов ли Вашингтон к компромиссам

     Что это так, очевидно для всех. Как и то, что США и спровоцировали без особых на то оснований «корейский кризис». Вопрос лишь в том, готова ли Америка воспользоваться этим ключом, отойти от прежней жесткой позиции, при которой компромисс, по сути, подменялся капитуляцией Северной Кореи. Недавняя поездка госсекретаря США Кондолизы Райс по нескольким азиатским столицам оставила достаточно намеков на этот сдвиг. В частности, Вашингтон, по ее словам, намерен признать Северную Корею как суверенное государство и гарантировать, что США не будут вторгаться в эту страну. Поменял Белый дом и представителя США на переговорах. Вместо Джима Келли, отличавшегося тем, что отказывался идти на любые уступки, им стал помощник госсекретаря Кристофер Хилл, который, как считается, будет более гибко реагировать на требования Пхеньяна. Наконец, официальный представитель госдепартамента США Адам Эрели заявил, что «если переговоры будут эффективными, то мы готовы оставаться за столом переговоров настолько долго, сколько потребуется».
     Анализируя эти подвижки, некоторые специалисты приходят к выводу, что пойти на них Вашингтон вынудили обстоятельства. Увязнув в Ираке, где американцы несут большие потери, США, провозгласившие себя мировым лидером, столкнулись и с другими вызовами - терроризмом, распространением ядерного оружия, протекционизмом в торговле, изменением климата, инфекционными болезнями, с которыми они не в состоянии справиться в одиночку. То же самое и ядерный вызов Пхеньяна. Соединенные Штаты не способны своими силами заставить Северную Корею отказаться от ядерной программы, у них не хватает средств для осуществления в Северной Корее смены режима, кроме разве что открытой агрессии, как это было в Ираке. Но именно оккупация Ирака отобрала у США военные возможности даже для того, чтобы рассматривать подобную политику. А кроме того, в таком случае им пришлось бы преодолеть сопротивление Южной Кореи, Японии, Китая и России. И не случайно Джордж Буш заявляет, что многосторонний формат переговоров кажется ему перспективным потому, что «не один, а несколько голосов в регионе, выражающие разные интересы», могут прозвучать более убедительно для Пхеньяна.
     Вместе с тем в США сильны позиции «ястребов», которые не могут забыть, что 52 года назад Америка по сути получила от северокорейского режима «щелчок по носу», так ничего не добившись в развязанной тогда войне. Да и нынешнее нежелание Пхеньяна уступить могущественной державе их тоже не оставляет в покое. Этим силам Северная Корея с ее проблемами нужна и для разворачивающего между США и Китаем соперничества за роль ведущей державы в регионе. Поэтому они продолжают настаивать на смене режима в КНДР и вставляют палки в переговорный процесс. Свидетельством тому стала резолюция палаты представителей, рекомендующая администрации обсудить в ходе предстоящих шестисторонних переговоров вопрос о статусе японских и южно-корейских граждан, похищенных спецслужбами Северной Кореи. В документе роль северокорейского правительства в тех событиях расценивается как «акт терроризма и серьезное нарушение прав человека». Кстати, на рассмотрении этого вопроса в Пекине настаивает и Япония. А это не только отвлекает внимание от главной проблемы, вынесенной на переговоры, но и создает на них негативный фон.
     Чья линия победит в американской делегации на переговорах, покажут ближайшие дни. Что же касается еще двух их участников – России и Китая, то они в целом выступают с единых позиций и считают, что существуют реальные возможности выхода на взаимоприемлемые компромиссные решения на основе учета интересов всех сторон. «Нынешний формат переговоров позволяет участникам ставить и решать любые вызывающие у них озабоченность вопросы, связанные с урегулированием ядерной проблемы, - подчеркивается в заявлении МИД России. - Критерием для существенного продвижения на переговорах будет являться общее понимание его участниками того, что обеспечение безъядерного статуса полуострова остается конечной целью».


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex