на главную страницу

29 Июля 2005 года

Армия и общество

Пятница

Действовать, не ожидая указаний

Беседу вел Александр БОНДАРЕНКО, «Красная звезда». Черкесск – Москва.



Аббревиатура ГРОУ (в чем-то созвучная, кстати, легендарному «Смерш») известна не очень широко, хотя в Южном федеральном округе группы оперативного управления существуют почти год и сделали за это время немало. Однако, по понятным причинам, их работа в общем-то не афишируется и даже фамилии начальников ГРОУ гласности не предаются. Поэтому нашего собеседника, начальника Группы оперативного управления по Карачаево-Черкесской Республике, мы называем только по его инициалам: А.К., без уточнения, является ли это его именем и отчеством, именем и фамилией или наоборот. Зато мы можем уточнить, что в свое время он окончил Ташкентское ВОКУ, служил в Ленинградском военном округе, в 1991-м перевелся во Внутренние войска и все это время – за исключением обучения в Военной академии им. Фрунзе — служит на Северном Кавказе.

     -Товарищ полковник, начнем с самого начала: когда были созданы группы оперативного управления и что это такое?
     - ГРОУ были созданы распоряжением президента после событий в Назрани в июне прошлого года - распоряжение вышло 2-го августа. На должности начальников групп назначены старшие офицеры Внутренних войск, в группах находятся полномочные представители от силовых ведомств...
     - То есть во время захвата заложников в Беслане ГРОУ уже существовали?
     - Не только существовали, но и работали: первые наши подразделения были на месте через 45 минут после получения информации, полностью блокировали район через час 45. Группы оперативного управления приступили к исполнению своих обязанностей только 19 августа, а все это случилось уже 1 сентября, так что фактически действовали без подготовки.
     - Вы сказали о полномочных представителях от силовых ведомств. То есть каждое из них имеет в составе ГРОУ «своего человека»?
     - В каждом субъекте округа полномочные представители назначаются от тех силовых структур, которые являются основополагающими в данном регионе, в основном по одному человеку. Но, допустим, в Ставрополе от ГУВД назначены три человека - есть у них такая возможность; в Ростове же важнейшим является управление внутренних дел на транспорте... Вообще все определяется совместным приказом, подписанным всеми силовыми министрами.
     - Какие конкретно задачи возложены на ГРОУ?
     - Задача в общем-то одна: пресечение деятельности незаконных вооруженных формирований на территории субъектов Федерации. Мы должны действовать, не докладывая никому, не ожидая чьих-то решений: решение на уничтожение бандформирований принимает начальник ГРОУ. В основном же занимаемся планированием, боевой подготовкой, подготовкой объединенных сил и средств...
     - Вы говорите - объединенных сил. Почему? Ведь есть же контртеррористические спецподразделения, группы...
     - Ответственность за борьбу с террором на Северном Кавказе сегодня возлагается на Внутренние войска, однако, как свидетельствует практика, одними только нашими силами решать вопрос просто невозможно. В любом случае на месте происшествия первыми будут милиционеры – это мы знаем и по опыту всех событий, и по практике проводимых учений. Обязательно прибудут представители ФСБ, необходимо подтянуть и МЧС, и Центр медицины катастроф; если дело происходит в погранзоне, не обойтись без пограничников. При необходимости армия, Пограничные и Внутренние войска помогают нам силами и средствами - и вертолетами, и даже тяжелой техникой, чтобы можно было полностью уничтожить террористов. Так что по-настоящему эффективно можно действовать только общими усилиями.
     - А в чем заключаются именно ваши задачи?
     - Моя задача – отладить административную линию, чтобы все заработали – начиная с правительства и заканчивая последним участковым и бойцом Внутренних войск. Но организация боевой подготовки и проведение тренировок – это постоянно и обязательно. Вот, кстати, так получилось, что известным событиям в Черкесске, происшедшим в минувшем апреле, предшествовали крупномасштабные командно-штабные учения, которые на всей территории ЮФО проводил главнокомандующий Внутренними войсками, и это очень помогло нам при проведении спецоперации...
     - Вы можете рассказать о ней подробнее?
     - Могу, но не слишком подробно... Проводились оперативно-поисковые мероприятия силами и средствами ФСБ. Когда момент настал и появилась необходимость привлечения объединенных сил и средств, личный состав был приведен в готовность № 1, а затем выдвинулся на место проведения операции. Во взаимодействии с МВД республики личный состав блокировал на безопасном удалении район проведения операции для недопущения возможного прорыва боевиков и прохода за оцепление посторонних граждан. Когда операция перешла в темное время суток, пришлось подтянуть резервы: прибыли «скорая помощь», пожарные и спасатели. Они пригодились - пришлось эвакуировать людей во время пожара. Когда же боевики стали прыгать из окон, чтобы скрыться, у них это не получилось... Добавлю, что с нашей стороны потерь не было.
     - Вы говорите о совместных учениях всех ГРОУ по ЮФО. А в реальных условиях вам приходилось взаимодействовать с другими группами?
     - Если появляется необходимость, мы можем работать и в другом регионе. Так, в ноябре прошлого года, когда в Черкесске были массовые беспорядки, сюда были подтянуты все силы. Мы постоянно поддерживаем связь друг с другом, находимся во взаимодействии. Если мне куда-то быстрее добираться, чем соседям, пусть это их административная территория, поеду я.
     - Понятно, что достаточно тяжелым временем для вас явились майские праздники, особенно 60-летие Победы...
     - Где и для кого они были легкими днями? Оперативная информация о возможности проведения диверсионно-террористических актов проходила не только у нас, но и в Санкт-Петербурге, и в Москве... Естественно, мы не дремали - работали в усиленном режиме, проводили профилактические мероприятия. Например, во взаимодействии с пограничниками провели поисковые мероприятия в ряде ущелий. Особое внимание обращали на кошары, на летники – на то, что милиция в обыденной работе, будем говорить так, не проверяет... Внутренние войска находились в готовности № 1 во время проведения мероприятий по открытию мемориала, посвященного депортации карачаевского народа.
     - Но все прошло тихо, без происшествий?
     - Без происшествий – да, хотя боевая работа была, реально работали саперы. Перед открытием Аллеи Славы в парке Победы МВД проверяло все близлежащие дома. И оказалось, что прямо напротив Аллеи, через дорогу, у пятиэтажного дома строилось крыльцо - хозяин делал отдельный вход с торца. Самое интересное, что для работы взяли «лицо чеченской национальности» - без документов. А у этого «лица» все лицо было в белых шрамах, как от шрапнели. Пустили минно-розыскную собаку – она села. Сразу мне позвонили. Мы взяли саперов из отряда специального назначения, приехали туда, проверили, но миноискатель ничего не показал... А праздник-то уже начался! Люди идут, ветераны... Поставили офицеров милиции – извините, пожалуйста, обойдите. Ветеранам, вы понимаете, грубого слова не скажешь... Но крыльцо-то расположено таким образом, что направленный взрыв можно было провести как раз в тот момент, когда люди пойдут на возложение цветов... Поэтому разобрали полкрыльца, милиция быстро сработала, нашли хозяина квартиры, посмотрели – там ничего... Хотя на всякий случай были готовы пожертвовать двумя автомашинами милицейского батальона Внутренних войск: поставил одну так, чтобы двигатель на пути взрыва встал, - нет, думаю, улетит... Вторую машину поставил... Чтобы - не дай Бог! Но ничего не случилось...
     - А что вообще вы можете сказать об обстановке в Карачаево-Черкесской Республике?
     - Уточню сразу, что оперативной работой мы не занимаемся, мы действуем только по факту: если нам сообщили, что вот там-то есть группа боевиков. Тогда мы немедленно применяем силы и средства, для того чтобы их всех взять или уничтожить... Но я могу сказать, что в связи с социально-экономическим положением в республике, большим процентом безработицы здесь создалась очень благоприятная почва для вербовки людей, подготовки взрывчатых веществ, изготовления самодельных взрывных устройств - для дальнейшей переправки в другие регионы России, по Южному федеральному округу. В том числе - из женского населения, так называемых «шахидок». Хотя проведение масштабных террористических актов на территории Карачаево-Черкесской Республики маловероятно. Но повторю еще раз, это вопросы соответствующих служб.
     - Можно ли говорить о том, что ваххабистская идеология привлекает местное население?
     - Нет, ваххабизм здесь народ не привлекает. Более того, народ не приемлет ваххабизм, однако проповедники этой идеологии пытаются затянуть к себе как можно больше людей... У них это получается со скрипом, однако те причины, о которых мы уже говорили выше, сказываются…
     - Как вы считаете, можно ли остановить волну террора на Северном Кавказе? Каким путем?
     - Прежде всего для этого надо создать хорошую законодательную базу. Разговоры об этом ведутся на самом высоком уровне, но пока подвижек нет. Вот Аум-Сенрике в Японии поставили вне закона: электрический стул, пожизненное заключение – и все! Сейчас любят сравнивать фашизм и ваххабизм, но правильно говорят, что всякое сравнение хромает. Общее между ними есть, но если фашизм действует более открыто, прямо, то ваххабизм - более изощренно. Восток – дело тонкое! Это надо учитывать, создавая реальную законодательную основу борьбы с терроризмом.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex