на главную страницу

30 Июля 2005 года

Без камуфляжа

Суббота

Сергей КОНДРАТЬЕВ:
Смешно о серьезном

Мария ПЕРЕПАДА.



В наше время смех - самое надежное средство избежать стресса. Вряд ли кто-то из нас выключит телевизор, увидев на экране хорошую юмористическую программу. И заслуга в этом не только артистов разговорного жанpа, которые мастерски исполняют монологи, делятся с нами шутками, но и авторов. Один из них - писатель-сатирик заслуженный артист России Сергей Кондратьев. Помните рассказ о «шпингалетах из Нижнего Тагила»?.. А о сантехнике, «который оказывал интимные услуги женщинам любого возраста»?.. Так вот он и создал эти замечательные творения. Причем Сергей Львович, наряду с тем что пишет монологи для Евгения Петросяна, Ефима Шифрина и других звезд российского юмора, сам с успехом исполняет собственные произведения на сцене.


     - Ваши миниатюры «Сашок», «Сантехник», «Шпингалеты» стали чуть ли не классикой разговорного жанра. А назовите, пожалуйста, три составляющие успеха писателя-сатирика.

     - Прежде всего нужно, чтобы то, о чем говоришь, было интересно, естественно, смешно и, наконец, подано в такой форме, которую зрителю легко и приятно воспринимать.

     - Чем вы руководствуетесь, подбирая репертуар? Ведь зрители на концерт приходят разные: то, что смешно одному, будет скучным другому. Существует ли «универсальный» вариант?

     - Уверен, что существует. Есть темы, которые волнуют каждого человека, во всяком случае в нашей стране. Их, наверное, не так много, но они есть. Например, все, что связано со здоровьем, волнует всех. Все, что связано с сиюминутной ситуацией – политической, экономической, тоже интересует. Естественно, эти моменты учитываются и репертуар подбирается так, чтобы зрителю было интересно. Прежде чем будет смешно, нужно, чтобы человек заинтересовался темой. Помимо всего прочего, репертуар также проверяется методом проб и ошибок. Когда материал принимается в работу, то реакция зрителя подсказывает, что и как надо менять в нем. Зритель в нашем жанре, подчеркиваю, становится в буквальном смысле слова соавтором. Зритель откликается – значит, ты сумел затронуть его. Нет – значит, говоришь что-то не то.

     - Существуют ли темы, над которыми вы никогда не станете шутить?

     - Безусловно. Что не обсуждаемо, так это вещи, связанные с серьезными болезнями, со смертью… Помимо всего прочего (сейчас многие эту грань перешли), это еще, например, наркомания. Это не тема для смеха, потому что это действительно страшно. И если, не дай Бог, кто-то подвержен этому пороку, так его надо спасать всяческими способами, а шутить над ним, я считаю, просто бесчеловечно. Физические недостатки человека. Допустим, сидит в зале некоторое количество людей (а раньше концерты проходили во дворцах спорта, было по четыре, по шесть тысяч зрителей), и наверняка среди них присутствуют те, у кого есть какие-то физические недостатки. Просто так, походя, взять и коснуться темы, связанной с этим, – значит обидеть, оскорбить человека. Он заплатил деньги, он выбрал время. Он выбрал именно это представление, а не другое, пришел на него, а здесь его унижают. Это, конечно, безнравственно.

     - Чувство юмора помогает вам в повседневной жизни?

     - Дело в том, что чувство юмора профессиональное и бытовое – это немножко разные вещи. Когда после института я пришел работать в организацию, которая называлась «Гостелерадио», была популярнейшая передача «С добрым утром!» (лет сорок под нее завтракала вся огромная советская страна). Принимают на работу, я сижу в приемной главного редактора Главной редакции пропаганды «Гостелерадио СССР» – все очень серьезно. Редактор со мной побеседовал и говорит: «Прямо не знаю, как таких на работу брать – двадцать минут с ним разговаривал, а он ничего такого не «отмочил». Я вчера в гостях был, так
     там один…» Профессиональное чувство юмора совсем не связано с бытовым. Поэтому тот человек, который в компании острит, может совсем не иметь успеха на профессиональной линии, и наоборот.

     - На ваш взгляд, отличается ли русский юмор от того, что считают смешным в других странах? С чем это связано?

     - Безусловно, отличается. Если взять американские комедии – самый близкий пример, потому что все мы их смотрели, то я вообще их юмора не понимаю: просто, по ходу дела, кто-то кому-то дает затрещину, тот падает – предполагается, что над этим можно смеяться. На мой взгляд, это неправильно: ну упал человек, что тут смешного? Везде свой юмор. Однажды мне перевели французскую юмористическую передачу о какого-то знаменитом местном артисте. И в том, что там происходило, я не нашел ничего смешного. А вот самым интересным для меня было то, что французские зрители с удовольствием воспринимают уже знакомые им монологи. Русский зритель не будет смеяться над одной шуткой дважды. А они воспринимают это как любимую песню: с радостью встречают и с удовольствием слушают. Принципиально другой подход к юмору. Наш куда более интеллектуален.

     - В настоящее время две первые ассоциации, возникающие при словах «юмор на ТВ»: «Аншлаг» и «КВН». Участники последней программы нередко позволяют себе ироничные высказывания в адрес «Аншлага». Что это? Соперничество? Желание «задеть»?

     - Вы не все перечислили. Есть еще «Кривое зеркало», «Смехопанорама» и другие программы… Но вопрос интересный. Дело в том, что «КВН» - это молодые, азартные ребята, которые хотят быть профессионалами. Кто-то из них ими и станет, кто-то – нет, но пока они ими не являются. Естественно желание каждого начинающего «тявкнуть» на «слона». И я в этом ничего плохого не вижу, хотя и не всегда приятно. Это как человек, только что получивший права на вождение автомобиля и еле научившийся им управлять, тут же стремится обогнать другого, показать свое мастерство. Но время проходит, и человек успокаивается. Так и у этих ребят – болезнь роста.

     - Зритель идет на ваш концерт, чтобы расслабиться, получить позитивные эмоции, отдохнуть. А что является лучшим отдыхом для вас?

     - Для меня лучший отдых - времяпрепровождение на любимой даче, где я с большим удовольствием занимаюсь хозяйством, гуляю с собакой, переключаюсь с будничной суеты на общение с природой.

     - Есть ли у вас кумиры?

     - Ну, кумиры – это сильно сказано… А вот авторитеты есть. В жизни для меня всегда был непререкаемым авторитетом мой, уже ушедший от нас, к сожалению, папа, он очень многое мне дал, хотя к профессии моей никакого отношения не имел. А профессионально – тут я очень многому научился у Евгения Вагановича Петросяна, который меня на эстраду привел, и все, что умею сегодня, я взял у него. Он настоящий профессионал.

     - Ваш любимый жанр кино – комедия? Ваши любимые актеры – российского кинематографа? Зарубежного?

     - Наиболее близки мне французские комедии. Я без ума от Луи де Фюнеса, Пьера Ришара, Жана Рено. Последний из фильмов, который мне понравился, – «Корсиканец». Что касается российского кино, то это комедии Гайдая. Очень много у нас было и есть замечательных артистов, трудно перечислить: это и Крамаров, и Демьяненко, и, естественно, Никулин, Вицин – величайшие артисты, каждый из них в нашей памяти прекрасен по-своему.

     - Я знаю, что вы записываете непридуманные смешные истории. Есть ли среди них связанные со службой в армии?

     - Миллион. К примеру, веду как-то концерт в подмосковной войсковой части. Только концерт начался, как появляется командир части, очень суровый, грозного вида, с громовым голосом. И говорит: «Надолго у вас тут все? Конец скоро?» Я отвечаю: «Только начали, часа через полтора…» - «А что? Короче нельзя?» Я подумал, мало ли что, может, у них какие-то планы, учения… «Хорошо, если надо, то сократимся», - говорю. Даю команду сокращаться. Минут через двадцать он подходит с тем же вопросом. Снова сокращаемся. И так несколько раз. Концерт заканчивается, и ожидаю, что погонят сейчас солдат куда-нибудь… А тут снова грозный голос командира: «Уже все? Тогда быстро ко мне в кабинет, стол накрыт давно!» Вообще о курьезах, связанных с армией, есть смысл сделать отдельный материал…

     - Ловлю вас на слове. И спасибо за беседу.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex