на главную страницу

2 Августа 2005 года

С ПРАЗДНИКОМ, "ГОЛУБЫЕ БЕРЕТЫ" !

Вторник

ШКОЛА МУЖЕСТВА И ОТВАГИ

Андрей ПИЛИПЧУК, «Красная звезда».
Фото Андрея СТЕПАНОВА и Валентина БУЙСКОГО.



Когда пришедший из войск с должности начальника штаба воздушно-десантной дивизии полковник Владимир Крымский, едва став начальником училища, тут же начал наводить «свои порядки», многие местные старожилы из числа преподавателей и командиров курсантских подразделений встретили эти новшества, мягко говоря, с непониманием. Зачем, недоумевали они, что-то менять в системе подготовки курсантов столь прославленного училища, среди выпускников которого 44 Героя Советского Союза и 64 Героя России. Конечно, о боевом опыте Крымского, командовавшего в первую Чечню полковой тактической группой, а во вторую - бывшего начальником штаба Восточной группировки, были наслышаны все. Но его оппоненты считали, что одно дело - управлять войсками в бою, другое - руководить учебным процессом в военном вузе. Однако, уважая традиции прославленной офицерской школы ВДВ, которую сам когда-то окончил, генерал Крымский твердо решил, что подстраиваться под устоявшиеся стереотипы не будет…

     
Нет задач невыполнимых

     Первое, на что обратил внимание новый начальник училища, - отсутствие в типовых вузовских штатах должности начальника штаба. На заместителе по учебной и научной работе «висели» и учебный процесс, и служба войск, и еще целый пласт обязанностей и задач. Даже самый талантливый и исполнительный офицер тянуть все это не в состоянии. Без начштаба, решил Крымский, дела не будет. Надо отдать должное его настойчивости - в условиях повсеместного сокращения такой офицер в училище все-таки появился. Это позволило разгрузить заместителя по учебной и научной работе. А тот, освободившись от несвойственных ему функций, сосредоточился на организации учебного процесса.
     Не так давно на базе Рязанского гарнизона проходили сборы руководителей военного образования. Наличие у генерала Крымского начштаба начальники училищ восприняли «на ура» - назвали прецедентом. Но пока решить общую для всех вузов проблему никому, кроме Крымского, не удалось.
     А вот вторая инициатива генерала в учебных заведениях прижилась. Он и его единомышленники настояли, чтобы в название военных вузов вернулось привычное для многих офицеров Вооруженных Сил России слово «училище». Как известно, до этого все высшие офицерские «школы» именовались институтами и университетами. Правда, когда начали прорабатывать этот вопрос, столкнулись с юридическими тонкостями. Согласно российским законам слово «институт» давало преподавателям статус и ставку. Пришлось идти на компромисс - сохранить гражданское название военного вуза, но в скобках. Так Рязанскому институту Воздушно-десантных войск вновь была возвращена ставшая за многие годы легендарной аббревиатура РВВДКУ – Рязанское высшее воздушно-десантное училище (военный институт) имени генерала армии В.Ф. Маргелова. А вместе с ним в прошлом году вернули свое старое доброе имя и все другие военные вузы страны.
     

     
ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

     Рязанское высшее воздушно-десантное училище (военный институт) имени генерала армии В. Маргелова ведет свою историю от пехотных курсов командного состава Рабоче-Крестьянской Красной Армии.
     В 1918 году в Рязани были сформированы 1-е Рязанские пехотные курсы командного состава РККА. Заведующим курсами был назначен бывший полковник Генерального штаба Русской армии Троицкий Иван Александрович, комиссаром - Горюнов Алексей Иванович.
     День 13 ноября приказом Реввоенсовета республики в память об окончании формирования 1-х Рязанских пехотных курсов был объявлен ежегодным праздником личного состава. С тех пор эта дата празднуется как день рождения части, как профессиональный праздник личного состава РВВДКУ.
     С апреля по август 1919 года Рязанские курсы в полном составе участвовали в боях против белоказаков на Южном фронте. В 1920 году курсы были переименованы в Рязанскую пехотную школу, которая в 1937 году стала Рязанским пехотным училищем. В боях против японцев на Халхин-Голе и белофиннов его выпускники М.Ф. Терехин и Н.Н. Комаров первыми среди выпускников становятся Героями Советского Союза.
     Военные годы явились всесторонней проверкой жизнедеятельности училища, силы духа, мужества и стойкости личного состава. 13 выпускников училища были удостоены высшего звания - Героя Советского Союза.
     Весной 1953 года Алма-Атинское десантное училище, созданное в 1947 году, объединено с Рязанским училищем, и с этого момента Рязань становится кузницей командных кадров для ВДВ. В 1958 году училище было преобразовано в высшее общевойсковое командное. С 1964 года это учебное заведение страны стало называться Рязанским высшим воздушно-десантным командным Краснознаменным училищем.
     12 ноября 1996 года, учитывая многочисленные просьбы личного состава, ветеранов, Президент Российской Федерации присвоил училищу новое почетное наименование «имени генерала армии Василия Филипповича Маргелова».
     29 августа 1998 года в связи с реорганизацией военно-учебных заведений постановлением Правительства Российской Федерации училище переименовывается в Рязанский институт Воздушно-десантных войск.
     9 июля 2004 года этому вузу вновь вернули старое название. Распоряжением Правительства РФ № 937 он стал называться – Рязанское высшее воздушно-десантное училище (военный институт) имени генерала армии В.Ф. Маргелова.
     Среди выпускников РВВДКУ много прославленных военачальников и политических деятелей: Павел Грачев, Валерий Востротин, Александр Лебедь, Георгий Шпак, Владимир Шаманов, Александр Колмаков и другие.

     

     Есть и еще одна идея Владимира Крымского, которая реализована уже не только в Рязанском училище ВДВ. Он инициировал разделение обязанностей правоведа РВВДКУ и «пробил» вместо одной две должности. Теперь у начальника училища есть свой помощник по правовой работе. На него возложено решение служебных проблем юридического характера. А в учебном процессе наконец-то появился офицер, который не обременен никакими другими задачами, кроме одной - преподавания правоведения.
     Правда, как считает генерал-майор Крымский, для качественного освоения курсантами нюансов военной юриспруденции одного преподавателя явно недостаточно. А пригласить других - штат не позволяет. Однако, как показывает практика, офицер обязан быть юридически подкован. Особенно если ему приходится служить в дивизиях постоянной готовности, укомплектованных военнослужащими по контракту. Пришлось искать выход из щекотливой ситуации. Решили приглашать из войск помощников командиров дивизий и полков по правовой работе. Они по очереди стали приезжать в РВВДКУ. Эксперимент оправдал себя. Теперь вузовский преподаватель дает теоретические знания, а офицеры из войск – обучают практическим тонкостям работы с солдатами и по призыву, и по контракту.
     Впрочем, это лишь основные новшества, которые появились в РВВДКУ с приходом генерала Крымского. Есть еще много других. Все они, бесспорно, добавили работы офицерам училища, но зато у них появилось время для семьи и отдыха. Раньше преподаватели бегали кроссы каждые выходные. Теперь воскресная беготня прекратилась. По мнению Крымского, люди должны отдыхать. Ведь от их работоспособности зависит качество учебного процесса.
     
Учить тому, что необходимо на войне

     Учебный центр РВВДКУ. Переходя с бега на шаг, взвод курсантов пылит по дороге. До тира - с километр. Над полигоном нависли свинцовые тучи. Крупные капли дождя упали внезапно. Прибили дорожную пыль. Намочили курсантский камуфляж. Но ненастье, похоже, никак не сказалось на настроении пятикурсников.
     - Хорошая погода для занятий, - прибыв на полигон, поделился своим мнением заместитель начальника отдела воспитательной работы училища подполковник Сергей Воробьев. – Курсант должен уметь стрелять при любых обстоятельствах. Ведь на войне тепличных условий не будет.
     Подготовка офицеров для элитных частей и соединений ВДВ ко многому обязывает. Поэтому в училище не ждут указаний сверху. Сами изучают опыт последних локальных конфликтов. Внедряют новые методы. Взять хотя бы стрельбу из пистолета. Здесь за основу берут обычное упражнение учебных стрельб. Те курсанты, кому удалось выполнить его успешно, допускаются к следующему этапу, отрабатываемому пока только в РВВДКУ. А там требования не из легких.
     На расстоянии 15 метров – три мишени. «Враг» по фронту стоит в двух шагах друг от друга. У курсанта всего шесть патронов и три секунды времени, чтобы подавить сопротивление противника. Оценка «отлично» - поразить трех «боевиков». «Неудовлетворительно» - если хотя бы одна мишень осталась без дырки. В реальном бою такой промах может стоить жизни. По той же причине один балл снижается за каждую просроченную секунду или же если обучаемый в первый момент «зациклился» на поражении одной мишени.
     Курсант крепко держит ПМ двумя руками. Голова опущена. Команда. Взгляд метнулся в сторону противника. Молниеносно ушел влево. Два выстрела в крайние мишени. Пригнувшись, быстро переместился вправо. Пара пистолетных хлопков. Пули легли в центрального «бандита». Еще шаг. ПМ дернулся раз, другой и устало отбросил затвор назад. «Боевики» добиты. Упражнение закончено. Доклад. Оружие к осмотру.
     Видно, не прихоти ради в РВВДКУ решили доработать курс стрельб. Опыт войны в Чечне заставил. Все элементы нового упражнения тщательно продумали офицеры кафедры огневой подготовки во главе с начальником Вячеславом Чукановым. И прежде чем допустить курсантов к занятиям, начальник училища первым опробовал его в тире. Трудно. Зато эффективно.
     «Боевые операции в Чечне показали, что офицеру владеть такими навыками стрельбы жизненно важно, - рассказал руководитель стрельб, командир курсантского батальона подполковник Алексей Золотов. – Ведь главное в бою подавить сопротивление противника именно в первые секунды боя».
     Крымский считает Золотова настоящим профессионалом, первоклассным стрелком. Офицер пришел из войск, воевал в Чечне, получил ранение, имеет боевые награды, и будущим командирам взводов и рот есть чему поучиться у своего комбата. Сам же Алексей Золотов отшучивается. Говорит, что в свое время, видимо, плохо учился, раз получил ранение в бою.
     Что же касается дополнительного времени на такие вот «чеченские» упражнения, то и здесь в училище все продумано до мелочей. Их проводят, как правило, после обеда, когда уже все основные занятия завершены.
     - Только так мы можем найти лишние часы, необходимые для обучения курсантов тому, что действительно понадобится в войсках, - говорит генерал-майор Владимир Крымский.
     Кстати, начальник училища особое внимание продолжает уделять и ротации офицеров между училищем и войсками. Причем подбору командиров подразделений с боевыми навыками генерал придает не меньшее значение, чем привлечению офицеров-практиков на преподавательские должности. Он убежден, что в РВВДКУ должны служить только офицеры из войск. Кто лучше них подготовит курсанта к будущей службе? И чему может, например, научить командир, выросший в училище от курсанта до замкомбата? Тут с начальником не поспоришь.
     Уже два года в РВВДКУ, так же, как в других вузах, действует новый госстандарт. Крымский им доволен. В программе обучения, по мнению генерала, достаточно основательно учтен опыт боевых действий. 70 процентов учебного времени отдано непосредственно военным наукам.
     Бесспорно, все понимают, что офицер должен быть всесторонне образован. Но все же не в ущерб своему главному предназначению. Тем более что война в Чечне выявила ряд слабых мест в подготовке курсантов. В частности, в начале второй кампании молодые командиры взводного и ротного звена плохо ориентировались по карте на незнакомой местности. Это вело к неоправданным потерям. Взять хотя бы печально известный случай в ноябре 1999 года, когда под Харачоем погибла разведгруппа
     ульяновских десантников. Проскочив точку сбора и уйдя в глубь занятой противником территории, десантники попали в засаду.
     Сейчас топографические навыки в РВВДКУ курсанты приобретают уже с первого курса. Не один десяток лет в десантном вузе существует традиция: в учебный центр, что в 60 километрах от Рязани, курсанты ходят только пешком, вырабатывая маршевую втянутость. Традиция сохранилась. Только во время переходов теперь стали проводить попутные тренировки. Раньше построился батальон в колонну и побрел проторенной дорожкой. Теперь подразделение разбивается на учебные группы. Каждая идет по компасу и карте своим маршрутом по пересеченной местности. При этом периодически отрабатываются нормативы по тактике, защите от оружия массового поражения и физподготовке.
     По новой схеме стали проходить и прыжки с парашютом. Приземлившись, курсанты собираются в группы в установленных точках сбора и с помощью карты выходят в заданный район.
     И все же в связи с нарастающими темпами перехода частей и соединений постоянной готовности на контрактный способ комплектования в РВВДКУ начали латать дыры, найденные уже и в новой учебной программе. «Советов» сверху нет, а всеобщая контрактизация войск диктует свои условия. Пришлось вводить наспех разработанные методики, чтобы хоть как-то успеть подготовить своих выпускников к работе с солдатами-контрактниками.
     Правда, генерал Крымский считает, что этого явно недостаточно. Полумерами здесь не обойтись. Как бы ни старались преподаватели, молодому лейтенанту все равно будет трудно руководить умудренными жизненным опытом контрактниками.
     Раз руководством страны принято решение сделать армию профессиональной, необходимо в корне изменить и всю систему обучения. Перенацелить ее на подготовку офицерских кадров для службы в контрактных дивизиях. Для этого, по мнению начальника РВВДКУ, необходимо набирать в военные вузы не мальчишек после школы, а наиболее подготовленных военнослужащих из войск. Прежде чем попасть в военное училище, человек обязательно должен испытать на себе все тяготы службы солдата и сержанта. После этого он действительно осознанно выберет профессию военного. Свяжет с ней всю свою жизнь. Да и командовать профессионалами ему будет намного легче.
     Ну а пока, по мнению Крымского, в течение всего первого курса в военном училище вынуждены тратить время, чтобы превратить вчерашних школьников в суперсолдат. И только после этого им начинают преподавать азы командирского мастерства.
     Тем не менее, несмотря на все трудности, программа обучения в РВВДКУ продолжает работать на авторитет молодого офицера. Если лейтенант из пистолета поражает мишень в десятку, может стрелять из любого положения, крутит «солнце» на турнике, пробегает впереди взвода изматывающий марш-бросок, за рычагами боевой машины творит чудеса, то любой, даже самый опытный контрактник поймет – им командует профессионал.
     
Офицер ВДВ – профи «по умолчанию»

     Все же новый госстандарт оказал неоценимую услугу Рязанскому училищу ВДВ. Согласно его требованиям в дипломе выпускника уже нет гражданской специальности. А это перекрыло дорогу идущим в военные вузы за образованием, но не желающим после выпуска служить хитрецам.
     В то же время с авантюристами здесь начали бороться и своими силами. Группой офицеров-воспитателей были разработаны собственные методики профессионального отбора, эффективность которых, по мнению подполковника Сергея Воробьева, достаточно высока. «Профнепригодные» абитуриенты, по его словам, выявляются практически в 90 процентах случаев из ста. При этом он привел совсем свежий пример. На заседании мандатной комиссии в июле этого года был выявлен один из таких дельцов. Экзамены этот абитуриент сдал успешно, и, казалось бы, повода для его отчисления не было. Он должен был остаться учиться и получить специальность «Лингвистика и межкультурная коммуникация». Но анкетирование показало, что служить «лингвист» не собирается. Тогда его попросили ответить на вопрос: желает ли он связать свою судьбу с армией? Тот замешкался, но потом ответил честно – у него есть только одна цель: в совершенстве изучить иностранный язык, не более того. Потом абитуриент сам отказался от учебы в рязанском вузе. Попросил лишь справку с оценками вступительных экзаменов.
     Словом, серьезный отбор и конкурс при поступлении отсеивают случайных людей. Здесь остаются только те, кто действительно мечтает стать офицером-десантником и гордится службой в ВДВ.
     Однако принадлежность к элите Вооруженных Сил России ко многому обязывает. Чтобы держать марку, офицер «крылатой гвардии» обязан знать многое, а уметь еще больше.
     Итак, что должен уметь выпускник РВВДКУ? Эти моменты оговорены в предъявляемых к выпускникам так называемых квалификационных требованиях. Вкратце о самых важных из них.
     Во-первых, лейтенант-десантник обязан первоклассно стрелять из всех видов отечественного и основных образцов иностранного оружия. Уметь готовить комплекс вооружения боевой машины к стрельбе и применять ее на поле боя лично в качестве наводчика-оператора. Он также должен методически грамотно организовывать занятия с солдатами по огневой подготовке и, главное, уметь управлять огнем в бою. А по тактической подготовке — уметь управлять подразделением в различных видах боя.
     Во-вторых, офицер ВДВ должен быть «на ты» с техникой, устранять любые поломки, а также уметь виртуозно эксплуатировать БМД.
     В-третьих, в совершенстве владеть приемами рукопашного боя. Что это значит для десантника, думаю, пояснять не надо. По физподготовке все курсанты должны стать разрядниками. Причем преимущественно по военно-прикладным видам спорта.
     В-четвертых, 100 процентам выпускников предоставляется возможность уйти в войска инструкторами по ВДП. Они обязаны владеть навыками воздушно-десантной подготовки, на которую, кстати, в РВВДКУ отводится около тысячи учебных часов.
     Ну а еще офицер-десантник – это главный носитель особых традиций ВДВ. Главная из них - стойкость духа. Мужество «крылатой гвардии» восхищало многих и в первую, и во вторую чеченские кампании.
     Лучший пример того, как воевали выпускники РВВДКУ, говорит генерал-майор Крымский, - подвиг 6-й парашютно-десантной роты. Как ни старались наемники-отморозки и их чеченские приспешники, десантники не сдались. Они держались до последнего, нанеся противнику значительный урон. Заслуга в их несгибаемой воле к победе, бесспорно, принадлежит прежде всего офицерам. Все они — выпускники легендарного Рязанского высшего воздушно-десантного командного училища.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex