на главную страницу

3 Августа 2005 года

Армия и общество

Среда

Всех - в правовое поле

Владимир МОХОВ, «Красная звезда».
Фото Андрея ПИЛИПЧУКА.



Теракт, совершенный недавно в чеченском райцентре Знаменское, был профинансирован неуловимым Шамилем Басаевым. Об этом сообщил в минувший понедельник министр внутренних дел ЧР полковник милиции Руслан Алханов. Спустя две недели преступление это фактически раскрыто.

     
Быть - были. Но не били?


     По словам министра, уже известна вся цепочка лиц, которые занимались планированием, организацией и исполнением теракта в Знаменском. Непосредственный исполнитель и два его подельника задержаны. Они и повесили всех собак на Басаева (на кого же еще?). В розыске находятся еще несколько человек. Очевидно, их имел в виду Президент РФ Владимир Путин, призвавший главу МВД Рашида Нургалиева довести до конца работу, связанную с раскрытием этого преступления, в результате которого десять милиционеров погибли, а семеро были ранены.
     Что касается другого нашумевшего преступления, то правы были те, кто полагал, что последствия неадекватно жесткой зачистки в станице Бороздиновской будут икаться чеченским властям еще долго. И не только в плане умиротворения и возвращения в свои дома местных жителей. Миной замедленного действия прежде всего можно считать определение лиц, виновных в бороздиновском шабаше. Не случайно, чем больше времени проходит с момента этих трагических событий, тем менее категоричными становятся заявления должностных лиц.
     Вот и командир чеченского батальона «Восток» (входящего в состав 42-й мотострелковой дивизии) подполковник Сулим Ямадаев признал, что его бойцы все-таки входили в Бороздиновскую. Однако он не может ни подтвердить, ни опровергнуть их причастность к убийствам, поджогам и похищению одиннадцати местных жителей. В заявлении Ямадаева, переданном на прошлой неделе в Интерфакс, сказано, что комбат своим солдатам верит, а те говорят, что никого не трогали.
     По словам Ямадаева, одно из его подразделений в первых числах июня действительно выполняло боевую задачу в лесистой местности на административной границе с Дагестаном. Как стало ему известно в ходе служебного расследования, дальше события развивались так. Внезапно ребятам из «Востока» поступила информация об убийстве бандитами отца одного из военнослужащих батальона, проживавшего в Бороздиновской. И те, не согласовав своих действий с командованием, на свой страх и риск вошли в станицу с благими, в общем-то, намерениями – найти и покарать убийц. При этом, если верить заявлению Ямадаева, действовали они корректно: «опрашивали местных жителей, пытаясь получить информацию о местонахождении бандитов, совершивших убийство», а «пожары, убийство, другое насилие - на совести бандитов». Каких, правда, непонятно. Надо полагать, параллельно с ямадаевцами в Бороздиновской в то время орудовала некая таинственная бандгруппа. И они в упор друг друга не видели.
     С этим делом (имеется в виду – вовремя увидеть, услышать, узнать) у чеченцев проблемы известные. Вот и Сулим Ямадаев жалуется, что «о самовольных действиях моих солдат мне своевременно доложено не было». Но все равно им верит. Иначе что ж он за командир? Однако и выгораживать никого не собирается. Напротив, намерен оказывать следствию необходимое содействие. «Если кто-либо из моих подчиненных причастен к преступлениям, он за это ответит по закону», - отмечается в заявлении, распространенном Интерфаксом.
     В общем, вся надежда на то, что «следователи объективно разберутся в случившемся». Судя по тому, что один из командиров среднего звена из батальона «Восток» уже арестован, за этим дело не станет. Понес батальон и боевые потери. В прошлую субботу в Веденском районе Чечни двое военнослужащих погибли, а шестеро получили ранения в результате внезапного обстрела. Незадолго до этого на окраине одного из сел в Шелковском районе также расстреляли военнослужащего этого батальона. Не хочется думать, что «Востоку» кто-то мстит, но слишком уж много совпадений. Кровную месть в Чечне пока никто не отменял.
     Да, и еще одна характерная деталь. Митинговавшие на прошлой неделе в знак протеста против похищения своего земляка беженцы из Ингушетии не удовлетворились перекрытием дороги в Старопромысловском районе Грозного. После того как их разогнала милиция, они сказали, что организованно покинут Чечню и станут лагерем на ее административной границе. Примерно так, как сделали это «смутьяны» из станицы Бороздиновской…
     
Что делать с Дагестаном?

     В последнее время кровавые сводки из Дагестана поступают едва ли не чаще, чем из Чечни. Даже в День Конституции республики, отмечавшийся на прошлой неделе, когда меры безопасности здесь были предприняты просто беспрецедентные, произошли новые теракты, направленные против сотрудников правоохранительных органов. Боевики из бандгруппы «Шариат», объявившие войну всем дагестанским милиционерам и их родственникам, опять сделали свое черное дело, и никто не смог им помешать.
     Ситуация в Дагестане настолько обострилась, что даже Президент Путин недавно вынужден был во всеуслышание заявить: мы знаем проблемы этой республики и будем их решать.
     Что это за проблемы?
     Заведующий отделом народов Кавказа Института этнологии и антропологии РАН Сергей Арутюнов, к примеру, считает, что нынешнее обострение вызвано долгим и никак не проходящим периодом застоя в общественной и экономической жизни Дагестана. Как заявил Арутюнов в интервью «Красной звезде», застой этот выражается в сильной коррупции и беспределе правоохранительных органов, которые не соблюдают никаких норм законности и прав человека. А также в том, что несколько полукриминальных мафиозных группировок поделили между собой практически всю экономику Дагестана. Одно время они были в определенном «консенсусе» между собой, но сейчас между ними усиливается раздрай.
     Усиливается он, по мнению ряда аналитиков, и в связи с тем, что решено изменить государственное устройство Дагестана, отказавшись от Госсовета. Тот же Арутюнов считает, что его, напротив, следовало бы расширить, усилив его полномочия. Конечно, это не стало бы панацеей, все равно туда пришли бы люди, так или иначе связанные с различными кланами. Но был бы хотя бы какой-то баланс. А сейчас противостояние группировок, этнически базирующихся на даргинской поддержке и на аварской поддержке, достигло опасного накала.
     - Весь Дагестан боится, что установится аварская власть, - говорит заведующий отделом народов Кавказа Института этнологии и антропологии РАН. - Нельзя сказать, что сегодня эта власть (поскольку глава республики Магомедали Магомедов даргинец) целиком даргинская. Ситуация несколько сложнее. Даргинцы – второй по численности народ в республике, а по экономической значимости – первый. Они более коммерчески ориентированы. Аварцы же ориентированы в основном на силовые методы решения своих проблем, упрочения своей власти и влияния.
     Только за первую половину нынешнего года в Дагестане совершено более 70 терактов. Львиная доля из них – против местной милиции. Но Сергей Арутюнов считает, что она сама во многом виновата. «Конечно, и по всей России милиция у нас не сахар, - говорит он. - Но дагестанская – в особенности! Она подчас вызывает огонь на себя, провоцируя людей на акты мести. Я не хочу оправдывать самосуд, но во всяком случае надо понимать его природу».
     И этим дело, увы, не ограничивается. Преступность в Дагестане слишком многолика. Вот и в последние дни из республики приходили сообщения не только о подрывах милиционеров, но и об изъятии этими милиционерами оружия. Например, в одном из сел Кизлярского района у местного жителя выудили автомат Калашникова, ПМ, пару гранат и около 200 патронов. Для чего ему все это? Да мало ли…
     Такие же тайники найдены в Новолакском, Ботлихском, Хасавюртовском районах и на окраине Буйнакска. А сразу в нескольких населенных пунктах Цунтинского района Дагестана, как сообщает Интерфакс-АВН, задержаны пятеро приверженцев ваххабизма, в домах которых были припрятаны и автоматы Калашникова, и СВД, и выстрелы к гранатомету, и ручные гранаты, и взрывчатые вещества…
     Преступность – прямое следствие отсутствия нормального правового поля. Если его установить, поставить заслон криминальному беспределу, положение наверняка начнет выправляться.
     Но беда в том, что у так называемых ваххабитов в Дагестане, по мнению большинства экспертов, есть социальная база. Не очень широкая, но она, к сожалению, растет. Прежде всего это неокрепшая в духовно-идейном плане молодежь. Это неудачники, бездарные интеллигенты, которые не смогли сделать карьеру писателя, поэта, художника, ученого. И это жители самых бедных, горных, деревень. Потому как в этих деревнях сегодня нет возможности соответствовать тем этикетным исламским нормам, которые существуют по традиционному адату и требуют больших финансовых затрат, – это свадьбы, поминки и т.п. Ваххабиты же призывают наплевать на дедовские обычаи, называя их язычеством и говоря, что «настоящий ислам» требует скромной жизни. Поэтому, дескать, незачем влезать и в неоправданные затраты. У бедных людей это находит сегодня понимание…
     Хотелось бы надеяться, что, говоря о необходимости всерьез заняться Дагестаном, федеральный центр имеет в виду борьбу и с нищетой, и с коррупцией, и с полицейским беспределом в республике. Тут нечего особенно мудрствовать. Главная задача сегодня – навести жесткий правовой порядок.
     - Межнациональный баланс в Дагестане в нынешних условиях можно обеспечить лишь таким образом, - продолжает Сергей Арутюнов. - С одной стороны, должно быть достигнуто определенное джентльменское соглашение. Оно не обязательно должно иметь силу закона, но его необходимо обнародовать: дескать, представители всех народов и общественно-политических движений Дагестана пришли к такому-то соглашению и намерены им руководствоваться. Главой республики при этом ни в коем случае не должен быть назначен ни даргинец, ни аварец. На мой взгляд, многие, едва ли не большинство населения, согласились бы с тем, чтобы президентом Дагестана стал русский. Вообще же идеален был бы на этом месте татарин или башкир – и мусульманин, и в то же время не дагестанец. Не связанный обязательствами родства, кумовства, взаимных услуг с какой-то местной группировкой. Это стало бы оптимальным со всех точек зрения решением.
     
Соизмерять амбиции с бюджетом

     Похоже, понимание этого приходит и к представителям федеральной власти, которые все чаще говорят о необходимости изменения формата руководства северокавказскими республиками и определенном ограничении полномочий дотационных регионов, коими являются и Чечня, и Ингушетия, и Дагестан, и Кабардино-Балкария. Например, по мнению полпреда Президента РФ в Южном федеральном округе Дмитрия Козака, уровень самостоятельности регионов должен зависеть от их дотационности.
     Думается, это единственно разумный и взвешенный подход. По меньшей мере странно, когда республика, давно и прочно сидящая на федеральной бюджетной «игле», грубо говоря, не способная себя поить и кормить, вдруг начинает требовать какой-то дополнительной политической и экономической самостоятельности, каких-то преференций.
     Перво-наперво здесь требуется сломать хребет насквозь коррумпированным верхушкам региональных элит, наладить работу правоохранительных органов, сделать так, чтобы задышала экономика. Когда же региональные амбиции затмевают решение этих первоочередных задач, мы получаем «черные дыры», где без видимых результатов способны растворяться самые внушительные денежные потоки из Москвы.
     Классическим примером этого является нынешняя Чечня, где не снижается безработица, не повышается уровень жизни населения. Зато попытки изыскать каналы поступления сюда дополнительных средств из федерального бюджета и крупных бизнес-структур, протащить идею создания особой экономической зоны в зоне проведения контртеррористической операции(!), прибрать к рукам местные природные ресурсы, и прежде всего нефть, предпринимаются постоянно. Быть может, все это в какой-то мере и оправданно. Быть может, в республике нужен сегодня и аквапарк, и респектабельный футбольный стадион на 25 тысяч мест, но сдается, что не это самое главное.
     Главное – дать людям другие места, рабочие. Дать хлеб вместе с крышей над головой. А со зрелищами они, пожалуй, подождут. Зрелищ этих и в других российских регионах не вполне хватает.
     
* * *

     И вот еще о чем. В последние дни было много шума, связанного с предоставлением американской телекомпанией ABC News слова террористу Шамилю Басаеву. Все политические оценки этому факту даны на самом высоком уровне, поэтому не станем повторяться. Интересно другое.
     Практически в тот же день в Грозном Верховный суд Чечни приговорил к пожизненному заключению троих боевиков, на совести которых – сбитый вертолет и тринадцать находившихся на его борту офицеров и генералов Российской армии. В основном это были представители Генштаба, в сентябре 2001-го прилетевшие в Чечню с проверкой.
     Сообщила ли об этом ABC News? А если сообщила, то кем были названы Шамсудин Салаватов, Дока Джантемиров и Султан Мациев? Может, тоже «бойцами чеченского сопротивления», какими они всегда были для взявшего интервью у Басаева господина Бабицкого?



Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex