на главную страницу

3 Августа 2005 года

Планета людей

Среда

Славное прошлое и невнятное будущее

Алексей ЛЯЩЕНКО.



30 лет назад в Хельсинки руководители 35 государств мира подписали Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ), с которого началась история Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). Эта юбилейная дата – повод вспомнить, что дал миру и Европе хельсинкский процесс, и оценить нынешнюю ОБСЕ.


     Хельсинкский процесс начался 22 ноября 1972 года, когда в пригороде столицы Финляндии Диполи открылись первые консультации дипломатов из 35 стран Европы и Северной Америки по подготовке общеевропейского совещания. Само Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе, стартовавшее в Хельсинки 3 июля 1973 года и продолжавшееся в Женеве с 18 сентября 1973 года по 21 июля 1975 года, завершилось в Хельсинки 1 августа 1975 года. Именно тогда «Высокие Представители» Австрии, Бельгии, Болгарии, Венгрии, ГДР, ФРГ, Греции, Дании, Ирландии, Исландии, Испании, Италии, Канады, Кипра, Лихтенштейна, Люксембурга, Мальты, Монако, Нидерландов, Норвегии, Польши, Португалии, Румынии, Сан-Марино, Святейшего Престола, Соединенного Королевства, США, СССР, Турции, Финляндии, Франции, Чехословакии, Швейцарии, Швеции и Югославии подписали Заключительный акт.
     Подлинник документа, составленный на английском, испанском, итальянском, немецком, русском и французском языках, был передан правительству Финляндии, которое хранит его в своих архивах. Каждое из государств-участников получило от официального Хельсинки заверенную копию Заключительного акта. Отметим, что сам документ был полностью опубликован в каждом государстве – участнике СБСЕ (в СССР текст Заключительного акта был напечатан в центральных газетах и журналах, отдельными брошюрами, причем на языках всех союзных республик, общим тиражом 20 миллионов экземпляров), – его распространение для максимально широкого ознакомления населения было одним из условий Заключительного акта.
     Это было оправданно – все страны – участницы СБСЕ в то время считали документ настоящим «прорывом». Шла «холодная война». И в сложных условиях блокового противостояния СБСЕ стало постоянным каналом взаимного общения между представителями Востока и Запада, при этом внеся элемент многосторонности в биполярный мир. Такого механизма общеевропейских переговоров и сотрудничества никогда ранее не было.
     СБСЕ расширило понятие «безопасность», превратив его из сугубо военно-политического в многомерное, – заключительный акт включал в себя три основные группы («корзины») рекомендаций: по военно-политическим вопросам, по сотрудничеству в экономике, науке и технике, взаимодействию в гуманитарной области.
     В документ были включены десять принципов, которыми государства-участники должны руководствоваться в своих взаимоотношениях – так называемый хельсинкский декалог. Это неприменение силы или угрозы силой, нерушимость границ и территориальная целостность государств, мирное урегулирование споров, уважение прав человека и основных свобод. Вместе с тем в Заключительном акте СБСЕ были зафиксированы и такие принципы, как суверенное равенство государств и уважение прав, присущих суверенитету, невмешательство во внутренние дела, равноправие и право народов распоряжаться своей судьбой. То есть весь процесс строился на фундаменте равноправного политического диалога без «ведомых» и «ведущих».
     В очевидную заслугу СБСЕ можно поставить также снижение прямой военной напряженности в Европе. Страны-участницы Совещания разработали меры доверия, направленные на предотвращение вооруженных конфликтов в условиях «холодной войны». Например, механизм уведомлений государств—участников СБСЕ о крупных передвижениях войск или военных учениях, которые проводятся в Европе, на территории какого-либо государства-участника, а также в прилегающих морском районе и воздушном пространстве. Именно в Хельсинки было зафиксировано положение и о военных наблюдателях, которые страны—участницы СБСЕ могли приглашать на крупные учения.
     Хельсинкский процесс сделал также возможными переговоры об обычных вооруженных силах в Европе, которые начались в конце 1970-х годов. Завершились они на первом после хельсинкского саммите СБСЕ в ноябре 1990 года в Париже, на котором была принята Парижская хартия и подписан Договор об обычных вооруженных силах в Европе, адаптированный на встрече в верхах в Стамбуле в 1999 году.
     1 января 1995 года СБСЕ была переименована в Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе. К этому времени расстановка сил на континенте изменилась – распались Советский Союз и Варшавский Договор, стали меняться межгосударственные границы, незыблемость которых была закреплена в заключительном акте. Сама организация стала переживать негативные процессы, переключать свое внимание с проблем межгосударственных отношений, чем успешно занималась прежде, на проблемы, возникающие внутри государств, причем далеко не всех, а преимущественно бывших югославских и советских республик. Именно там сегодня работают почти все миссии, информационные центры, группы присутствия ОБСЕ.
     В деятельности ОБСЕ, в которой стали преобладать «двойные стандарты», произошел не только географический, но и функциональный перекос. Подсчитано, что практически 80 процентов усилий ОБСЕ сконцентрировано на гуманитарно-правозащитной - третьей - «корзине». А сотрудничество, например, в военно-политической, где у ОБСЕ имелись в прошлом реальные крупные достижения, и экономической областях попросту застопорилось.
     Страны – члены альянса уже годами, по существу, блокируют ратификацию адаптированного Договора об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ), который является краеугольным камнем европейской безопасности и положения которого Россия полностью реализовала. Как известно, НАТО увязывает его ратификацию с выполнением так называемых стамбульских договоренностей России с Грузией и Молдавией, которые не имеют никакого отношения к договору. И на этом фоне в НАТО вступили не присоединившиеся к документу страны Балтии, на территории которых по большому счету может вестись неконтролируемая военная деятельность, угрожающая России. Москва постоянно подчеркивает, что если в ближайшее время не ввести в действие Соглашение об адаптации ДОВСЕ, то весь договор может достаточно быстро оказаться безвозвратно устаревшим. Но пока изменений нет.
     С большим трудом удалось прийти к согласию относительно проведения семинара ОБСЕ по военным доктринам. Форум будет проведен в Вене 14 – 15 февраля 2006 года на уровне начальников генеральных и главных штабов и станет пятым в истории СБСЕ/ОБСЕ семинаром. В ходе него предполагается обсудить широкий спектр проблем военно-политического измерения ОБСЕ с упором на реализацию положений Стратегии ОБСЕ по противодействию угрозам безопасности и стабильности в XXI веке.
     Адаптация ОБСЕ к новым историческим реалиям не завершена до сих пор. Ее роль и стратегические ориентиры оказались размыты, а в целом ряде стран, в том числе в России, звучат сомнения в полезности ее дальнейшего существования.
     Вместе с тем Москва исходит из того, что при условии серьезного реформирования политической повестки дня и структур ОБСЕ, возвращения ее к собственным основам эта организация способна продолжить играть существенную и полезную роль в сегодняшней системе координат евробезопасности. Ведь преимущества ОБСЕ никуда не исчезли – их только надо полнее задействовать. Наиболее широкий из всех европейских организаций географический охват (55 государств-участников), всеобъемлющий подход к безопасности, равенство участников, реализуемое через правило консенсуса, - все это формирует уникальный потенциал ОБСЕ как форума для широкого политического диалога, сверки и согласования позиций, выработки коллективных решений. Важно, однако, чтобы этот диалог велся государствами-участниками в их национальном качестве (именно так, кстати, и подписывался Заключительный акт), без зафиксированных в иных - более узких - организациях позиций (к примеру, 25 стран ЕС выступают в ОБСЕ одним блоком), регулярное внесение которых в ОБСЕ создает новые разделительные линии.
     Несмотря на внутреннюю напряженность последних лет в ОБСЕ, российские дипломаты считают, что организации удается вырабатывать конкретные, практически значимые договоренности, в том числе в сфере новых вызовов и угроз безопасности. К приоритетным направлениям деятельности ОБСЕ сегодня относятся раннее выявление и предупреждение конфликтов; постконфликтное восстановление; контроль над вооружениями и меры укрепления доверия и безопасности; борьба против терроризма, экстремизма и организованной преступности; помощь в подготовке полицейских кадров и управлении границами; верховенство закона и демократический контроль за вооруженными силами; поощрение регионального экономического сотрудничества; развитие толерантности и недискриминации, включая соблюдение прав лиц, относящихся к национальным меньшинствам; наблюдение за выборами и выполнение рекомендаций по их итогам. ОБСЕ способна найти свою нишу в решении глобальных проблем нераспространения оружия массового поражения.
     Москва выступает за трансформацию нынешней «аморфной» структуры, доставшейся ОБСЕ от ее конференционного прошлого, в полноценную международную организацию с собственным уставом, правосубъектностью, четкими правилами процедуры, более внушительной ролью генерального секретаря, подотчетностью коллективным руководящим органам, создание комитетов, соответствующих трем традиционным «корзинам» ОБСЕ. При этом Россия надеется, что государства-участники, проявив политическую волю, подобную той, которая 30 лет назад дала Европе хельсинкский Заключительный акт, смогут принять первый набор решений, повышающих эффективность ОБСЕ, договориться и зафиксировать алгоритм и график дальнейшей всесторонней работы по реформированию организации уже до конца этого года. Ведь без этого, считает Россия, у ОБСЕ просто нет будущего.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex