на главную страницу

4 Августа 2005 года

Армия и общество

Четверг

СОБЫТИЕ №1

Классность летчика «куется» в полете

Подполковник Тарас Рудык.
Фото автора и Юрия ШИПИЛОВА.



     За прошедшую неделю в Западной Сибири звонкие ливни напоили землю. Влага оживила измученную зноем растительность. На летном поле вертолетного полка трава ярко-зеленая, какой ее рисуют в детских книжках. Наверное, именно такой ее представляли исполнители популярной песни «И снится нам…» группы «Земляне». Но о летней идиллии заставляет забыть рокот вертолетных двигателей, который поглощает все звуки. Из-за него все здесь разговаривают громко, иначе невозможно услышать собеседника.
     
* * *


     - Девять полсотни два, борт шестьдесят второй. Запуск!
     - Девять полсотни два, запуск разрешаю! Ветер на старте…180 градусов, три метра в секунду. Направление ветра…
     Заместителю командира эскадрильи по воспитательной работе кавалеру ордена Мужества капитану Рафаэлю Латыпову предстоит выполнение полетного задания. Информация руководителя полетов подполковника Эдуарда Марцинкевича о скорости и направлении ветра – пища для анализа последующих действий командира Ми-8.
     Так ли важно, куда там дует? Еще как важно! Зная направление ветра, летчик определяет, какой двигатель он запустит первым – левый или правый. Такова «просьба» машины, поскольку технические рекомендации по ее эксплуатации учат: если ветер с правой стороны – следует запускать левый… Пальцы авиаторов касаются тумблеров и кнопок – идет включение «энергетики». С каждым щелчком и нажатием звучат голоса членов экипажа – зачитывается карта контрольных докладов включения приборов.
     - Девять полсотни два, вырулить в разлетный. Карту выполнил…
     Ми-8 подрагивает от мощи заработавших газотурбинных двигателей. Капитан Латыпов направляет вертолет к пункту технического осмотра. Через несколько минут один из инженеров машет флажком командиру вертолета: все в порядке. Латыпов разворачивает «восьмерку» на курс взлета и прослушивает радиообмен. Он должен знать окружающую обстановку, какой из экипажей - за ним, какой - перед ним. Для чего? Чтобы не осложнять жизнь себе и другим. Безопасность прежде всего, и в ответе за нее многие должностные лица.
     Ми-8 выезжает в разлетный квадрат:
     - Девять полсотни два, взлет в девятую зону!
     - Понял, в девятую!
     Вертолет отрывается от земли, слегка покачиваясь, поднимается на несколько метров и на какое-то время зависает. Это всего лишь несколько секунд. Взгляд летчика-штурмана не отрывается от карты.
     Ми-8 набирает высоту и выходит на курс. Что ждет капитана Латыпова в отведенные для полета сорок минут? Проведение радиационной или химической разведки? Подбор или высадка десанта на площадке подскока? А может, вертолет отправится на перевозку боевой техники или негабаритных грузов? Таковы типовые полетные задания для вертолетчиков. И выполнять их Латыпову приходилось многократно.
     Ему на роду написано быть летчиком - человек вдумчивый, целеустремленный, смелый. В 1996 году окончил Уфимское высшее военное авиационное училище летчиков по специальности «командно-тактическая авиация; летчик-инженер». Службу начинал в отдельной эскадрилье аэродрома Толмачево в г. Новосибирске и вот уже семь лет в этом полку. Кроме ордена Мужества награжден медалью «За боевые заслуги». После очередной «горячей точки» друзья Рафаэля, смеясь, говорили ему: «Тебе легко будет проходить реабилитацию. У тебя ведь жена психолог». Эльза – преподаватель психологии в экономической школе.
     …Еще минута-другая — и «восьмерка» исчезнет за горизонтом. Возможно, когда Рафаэль установит режим горизонтального полета, он на короткое время вздохнет спокойнее и мысленно обратится к своей восьмилетней дочери Эльвине: «Моя маленькая крошка, папа любит тебя. Папа скоро вернется».
     
* * *

     В этот день в отдельном вертолетном полку, которым командует полковник Евгений Яворенко, проводились командирские полеты. Даже для опытных воздушных асов такое мероприятие в профессиональной подготовке – это всегда событие № 1. Простите за банальность, но летчик живет небом. И если по каким-то причинам он не может подняться над нашей грешной землей, душа у него от тоски ноет. Еще пару лет тому назад из-за катастрофической нехватки горючего сибирские авиаторы летали куда реже, чем требуется для поддержания их мастерства. Сейчас налет часов под личным контролем командующего объединением ВВС и ПВО Сибири и Забайкалья генерал-лейтенанта Николая Данилова.
     - Топливо нам выделяют, - с удовлетворением говорит заместитель командира полка по воспитательной работе подполковник Виктор Деляев. – Это значит, у наших летчиков происходит продвижение вперед согласно Курсу боевой подготовки, многие повысят классность.
     О мастерстве ветерана афганской войны и «горячих точек» орденоносца подполковника Деляева можно написать документальную повесть. Один мой знакомый майор-танкист до недавнего времени наивно полагал, что в арсенале замполита в каких бы войсках он ни служил, все больше конспекты по ОГП, зычные призывы и убедительные речи к нарушителям воинской дисциплины. Все это, бесспорно, тоже нужно. Но в армейской авиации заместитель командира эскадрильи или полка по воспитательной работе садится в боевой вертолет, берет ручку управления и летит в тридцати метрах над землей со скоростью 220 км/ч. Здесь замполиты летают наравне с другими, и никто в полку не осмелится бросить в их адрес хоть слово упрека.
     

     ИЗ ИСТОРИИ ЧАСТИ
     Отдельный вертолетный полк был сформирован 15 декабря 1978 года в н.п. Добрынское Московского военного округа. В 1979 году перебазирован на аэродром Мальвинкель Группы советских войск в Германии и передан в состав 16-й воздушной армии.
     В 1984 году 1-я эскадрилья в полном составе убыла в Афганистан для выполнения интернационального долга.
     В составе ГСВГ, а затем ЗГВ полк занимал передовые места по итогам боевой учебы авиационных частей группы войск.
     В 1994 году директивой министра обороны РФ полк перебазирован в Сибирский военный округ и по настоящее время находится в составе объединения ВВС и ПВО Сибири и Забайкалья, которым командует генерал-лейтенант Николай Данилов.
     С августа 1996 года по февраль 1997 года отдельная эскадрилья под командованием подполковника А. Золотухина выполняла миротворческие задачи в Грузии. По итогам полугодовой командировки командующий ГРВЗ поощрил всех авиаторов.
     На протяжении последних лет полк в составе армейской авиации регулярно участвовал в проходящих в соединениях и частях СибВО тактических учениях с боевыми стрельбами, выполнял транспортные перевозки и санитарные рейсы. В числе задач авиаторов – вылеты по проверке Западно-Сибирской зоны ПВО, взаимодействие с МЧС по ликвидации чрезвычайных ситуаций и техногенных аварий и катастроф, обеспечение дежурства в общей системе поисково-спасательной службы страны, подготовка сборной СибВО по парашютному спорту.
     С января 2000 года по настоящее время офицеры и прапорщики выполняют боевые задачи в Чеченской республике, а также участвуют в миротворческих операциях в Республике Сьерра-Леоне.
     В коллективе более сорока офицеров и прапорщиков, воевавших в Афганистане, ликвидировавших последствия аварии на Чернобыльской АЭС. За проявленное там мужество и героизм 22 авиатора награждены государственными наградами.
     Более 200 военнослужащих полка участвовали в наведении конституционного порядка в Чеченской Республике, из них 43 офицера и прапорщика награждены орденами и медалями.

     

     
* * *

     В организации полетов принимают участие десятки должностных лиц. У каждого из них свой круг обязанностей, свои задачи, которые в конце концов вытекают в одну общую – чтобы офицер поднял машину в небо, выполнил упражнение и благополучно совершил посадку.
     - Задача метеослужбы - обеспечение полетов в метеорологическом отношении, - с азов объясняет дежурный инженер-синоптик майор Игорь Михно. - Предоставленные нашими специалистами данные учитываются при планировании и проведении полетов. Метеослужба объявляет прогноз погоды, предупреждает о ее опасных изменениях. Существуют явления, влияющие на безопасность полетов, например облачность кучево-дождевая, сильный ветер.
     На вооружении метеорологической службы разнообразные технические средства, начиная от простейших термометров и заканчивая измерителями облаков, дальности видимости и метеорологическими радиолокаторами. Кроме того, с летчиками проводятся занятия, в ходе которых они учатся визуально определять основные изменения погоды и в соответствии с этими изменениями действовать. Это когда экипаж в воздухе, а небо меняется буквально на глазах, что характерно для Сибири и Забайкалья с их резкоконтинентальным климатом.
     В ходе полетов обучаемые выполняют не одно и то же упражнение, а каждый свое по мере профессионального роста в соответствии с требованиями Курса боевой подготовки армейской авиации. Если летчик не выполнил одно упражнение, его не допустят к другому. Словом, учеба авиаторов носит последовательный планомерный характер. Освоение новых упражнений Курса боевой подготовки начинается с вывозных полетов. Это когда обучаемый летит «пассажиром» и наблюдает за действиями инструктора в полете. Инструктор объясняет, рассказывает, показывает, предостерегает. Следующее упражнение – контрольное. Только теперь уже в качестве «пассажира» инструктор. Обучаемый выполняет несколько таких контрольных, инструктор оценивает его действия и после крайнего контрольного дает добро на самостоятельный тренировочный полет - с правым летчиком, со своим штатным экипажем или с другим экипажем.
     Вожделенная мечта каждого летчика - налетать за год хотя бы 50 часов, иначе ему могут не засчитать год службы за два.
     
* * *

     - Руководство инженерно-техническим составом, организация подготовки авиационной техники, оперативное управление по устранению отказов, - перечисляет свои обязанности старший инженер полетов майор Владимир Семенов. – Иными словами – выполнение предполетной и послеполетной подготовоки.
     В полетах участвуют три Ми-8 и три Ми-24. Шесть вертолетов - шесть борттехников плюс 22 человека наземного состава по специальностям. Поскольку проводятся командирские полеты, в них принимают участие все четыре инженера по специальностям. Но и они здесь не главные в том смысле, что не на их плечи ложатся основные обязанности. Эти обязанности – на начальниках ТЭЧ (технико-эксплуатационная часть) звеньев, начальниках групп обслуживания. Прежде всего начальники ТЭЧ звеньев майоры Сергей Гаврилей, Александр Комов и капитан Сергей Митявин допускают машины к полетам. Под ответственностью этих людей законность и полнота выполнения работ. В распоряжении данных офицеров три группы специалистов – авиационного и радиоэлектронного оборудования и авиационного вооружения. Каждый выполняет объем работы по своей узкой специальности. И, чтобы подготовить, например, один вертолет, необходимо как минимум семь «технарей».
     Чем армейская авиация отличается от истребительной и вообще от любой другой авиации? Здесь летный и наземный состав – почти единое целое. Хозяин вертолета – бортовой техник. Он и летает, и вся подготовка техническая проходит при непосредственном контакте с наземным составом. В «горячих точках», где бы то ни было, наземный и летный составы проживают вместе, в одних казармах. И праздники отмечают эти ребята, как правило, вместе, и в баньку ходят. Одним словом – дружная боевая семья.
     Вертолеты одной модели и года выпуска ведут себя в воздухе по-разному. Есть машина, которая, как говорят летчики, летит, «как утюг». То есть там все стабилизировано, и, условно говоря, полагаясь на автопилот, летчик мог бы читать книжку. А бывает, при той же стабилизации попадается вертолет «виловатый», в полете уходит на два-три градуса влево или вправо. Как это становится заметно? По указателям приборов. Причем на одном приборе может быть три параметра, на другом – два, а если все параметры посчитать, то их наберется до сотни. Прибавьте сюда еще различные сигнализации, дублирующиеся речевой информацией. Представляете, насколько внимателен должен быть пилот?
     
* * *

     Сколько топлива съедает вертолет за день полетов? Арифметика простая: одна машина расходует 900-950 литров в час. Полеты длятся шесть часов, и в них, как уже было сказано, задействованы шесть вертолетов. А один только пуск противотанковой ракеты «Штурм»? Еще в советские времена ее стоимость приравнивали к цене автомобиля «Жигули». Словом, учеба вертолетчиков требует немалых финансовых затрат.
     Несколько слов о здешних птицах. Разумеется, они тоже есть на аэродроме, но лучше б неслись стаями куда-нибудь подальше от летного поля. История авиации полна примеров, когда небольшая красивая птичка приносила воздушному судну беду.
     - Скоро наступят жаркие дни, начнутся миграции черных дроздов, - с обеспокоенностью говорит заместитель командира полка по вооружению подполковник Евгений Михеев. – Бывает, вороны со свалки на свалку перелетают. Что делать? Существует такое понятие, как орнитологическая обстановка района полетов. Приказом командира полка назначается команда для отстрела птиц в районе аэродрома, специально выделяются средства на закупку боеприпасов для охотничьих ружей. У нас полковой охотколлектив. Пока нет у нас более гуманных способов избавленияот пернатых в районе полетов авиации.
     
* * *

     По мнению командования полка, сегодня 70 процентов авиаторов коллектива способны выполнить поставленные боевые и другие задачи. Оставшиеся 30 – это прошлогодние выпускники военных вузов, у которых продолжается становление в первичных офицерских должностях. Но уже к осени лейтенанты научатся выполнять боевые задачи в составе экипажей, подразделений и полка. А наступит время, и недавние выпускники военных вузов придут на смену ветеранам, авиаторам с боевым опытом.
     - Мы хорошо понимаем, что наша молодежь – это будущее армейской авиации, - подчеркнул в беседе подполковник Виктор Деляев. - Я бы посоветовал молодым летчикам брать пример с таких офицеров, как полковник Яворенко, подполковники Соловьев, Марцинкевич, Михеев, Александров, Гежа… У нас много профессионалов среди летного, инженерно-технического и обслуживающего персонала.
     - Виктор Алексеевич, учитывая сегодняшние социально-экономические проблемы, как вы оцениваете моральный дух личного состава? – интересуюсь у заместителя командира полка.
     - Он вполне удовлетворительный. Мартовское повышение денежного довольствия подняло настроение людей и быт семейный. Потому что порой военнослужащий является единственным кормильцем в семье. Даже в таких небольших городах, как наш, не говоря уже об отдаленных гарнизонах, женам офицеров и прапорщиков не так-то просто найти работу по специальности. В большинстве молодых семей жены не работают, так как нянчат маленьких детей. Поэтому хотелось бы, чтобы ратный труд офицеров и прапорщиков государство оценивало достойно. А сколько бесквартирных! Только в нашем полку около двухсот офицеров и прапорщиков. Обнадеживает тот факт, что в ближайшее время в нашем гарнизоне намечается строительство жилого дома. Нам пообещали в нем 120 квартир. Да и как же иначе? Благополучие в социальной сфере – это, я считаю, неотъемлемая составляющая боеготовности и боеспособности воинского коллектива. Тем более что напряженность службы у летчиков очень высока. На текущий год запланировано немало мероприятий по боевой подготовке. Так, в сентябре состоятся крупные тактические учения с участием общевойсковых частей. На одном из полигонов СибВО летчики регулярно проводят пуски управляемых и неуправляемых ракет, осуществляют бомбометание. Также пройдут летные тактические учения эскадрилий и полка. Осенью вернутся на Родину экипажи из Сьерра-Леоне, где они выполняют миротворческие операции по линии ООН.
     По итогам боевой подготовки прошлого учебного года полк получил твердую четверку.
     Зная настроения людей, их самоотдачу в службе, могу с уверенностью сказать, что мы не намерены сдавать завоеванные позиции, - заверил подполковник Деляев.
     
* * *

     - …Девять полсотни два, борт шестьдесят второй задание закончил. На обратном.
     - Входите ко второму развороту… Садитесь в первые пересадочные ворота.
     Капитан Латыпов аккуратно, можно сказать, с нежностью посадил «восьмерку» на благоухающую ярко-зеленую траву. Рафаэль вышел из машины и улыбнулся, он был полон свежих впечатлений от успешно выполненного полетного задания.

     На снимке: заместитель командира отдельного вертолетного полка подполковник Виктор ДЕЛЯЕВ (на фото слева) после полета в зону на сложный пилотаж.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex