|
Беседу провела Марианна ГРИШИНА. |
В настоящее время и Русская Православная церковь, и Союз муфтиев России все более активно налаживают связи с военнослужащими. В Московской патриархии уже достаточно давно функционирует специальный отдел РПЦ по связям с армией и правоохранительными органами, в военных частях начинают открываться специальные молельные комнаты для военных-мусульман. Как стало известно, Федерация еврейских общин России (ФЕОР) в последнее время также расширяет свою деятельность по работе с военнослужащими, планируя создать специальную структуру по взаимодействию с Вооруженными Силами РФ – военный раввинат. О том, чем будет заниматься этот новый институт, мы беседуем с инициатором проекта раввином Ароном ГУРЕВИЧЕМ.
- В настоящее время Федерация еврейских общин России расширяет контакты с российскими Вооруженными Силами. Чем это обусловлено?
- В конце 2004 года Федерация еврейских общин России занялась формированием новой структуры – военного раввината. Мы провели предварительные встречи и консультации со специальным отделом РПЦ и «Военно-страховой компанией» для того, чтобы в дальнейшем использовать их опыт взаимодействия с Вооруженными Силами.
Военный раввинат будет оказывать помощь евреям, служащим в армии, в оформлении ходатайств о выделении отпусков на время религиозных праздников, таких как пейсах и суккос, когда нерабочими являются все семь дней недели; обеспечивать их религиозной литературой и по возможности создавать условия для отправления религиозных обрядов и соблюдения законов кашрута. Кроме того, мы намерены страховать военнослужащих и оказывать материальную поддержку их семьям в период их службы. Военный раввинат также намерен предоставлять демобилизованным солдатам возможность обучения в московских еврейских высших учебных заведениях.
- Скажите, пожалуйста, есть ли у вас данные, какова приблизительно численность евреев в Российской армии и сколько среди них исповедующих иудаизм?
- По данным Министерства обороны, примерно 60 процентов военнослужащих признают себя верующими, из этого числа около 5 процентов составляют католики, иудеи, старообрядцы и буддисты. Пока мы не располагаем более точными данными, но в процессе работы военный раввинат соберет эту информацию. Мы, конечно, понимаем, что число евреев в России невелико, поэтому и число евреев, служащих в российских Вооруженных Силах, также невелико. Однако им должна быть предоставлена возможность соблюдать свои религиозные традиции – для этого и создается новая структура.
Стоит отметить, что евреи служили в Российской армии всегда. Об истории евреев-военных, об иудейских законах, регламентирующих их жизнь на военной службе, будут рассказывать на специальных лекциях и семинарах, которые мы планируем проводить в частях, где служат евреи. Это часть образовательных программ, предлагаемых военным раввинатом. Пока он будет действовать только в пределах Московского военного округа.
- На ваш взгляд, существует ли в России проблема антисемитизма? Известно ли вам о каких-либо случаях проявления антисемитизма среди военнослужащих?
- В последнее время наблюдается некоторый подъем ксенофобии в российском обществе. Мы можем говорить о наличии бытового антисемитизма и антисемитских вылазок со стороны экстремистских организаций. Однако выпады экстремистов направлены не только против евреев, но и против представителей других национальностей. Это говорит о заметном недостатке толерантности в обществе – здесь антисемитизм нельзя отделять от ксенофобии вообще.
К сожалению, так сложилось, что ряд деятелей, открыто выступающих с антисемитских позиций, в прошлом служили в Вооруженных Силах. Однако мы считаем, что их личная позиция никак не связана с позицией Министерства обороны и нынешнего командного состава.
- Как вы оцениваете военные реформы последних лет в России, и в частности переход на контрактный способ комплектования, предоставление возможности проходить альтернативную гражданскую службу?
- Переход на контрактный принцип комплектования армии – безусловно, положительный факт. Профессионализм солдата во многом определяется уровнем подготовки, а в контрактной армии он может полностью посвятить себя изучению военного дела. Впрочем, очевидно, что призыв также сохранится еще довольно продолжительное время. Возможно, при успешном продолжении реформирования Российской армии в отдаленной перспективе появится возможность создавать подразделения, полностью укомплектованные представителями одной национальности или вероисповедания, что значительно облегчит соблюдение ими своих обычаев и религиозных заповедей. Не следует забывать, что до революции 1917 года в Российской армии существовала, например, Дикая дивизия – она полностью комплектовалась горцами, и это не мешало ей выполнять свои боевые задачи. Это может стать одним из шагов на пути возрождения традиций российского воинства, которые имеют глубокие исторические корни.
|