на главную страницу

6 Августа 2005 года

Армия и общество

Суббота

Жизнь в авиации

Александр УЖАНОВ.




     Если бы в далеком 1935 году Михаилу Мальцеву, водителю подмосковного автохозяйства Салтыковского зверосовхоза, кто-то сказал, что его сын Игорь станет видным военачальником, генерал-полковником, то он наверняка рассмеялся бы в лицо такому «провидцу». Жизнь в то время была тяжелая, прокормиться бы, детей на ноги поставить — какие уж тут заоблачные генеральские выси...
     Судьба Игоря Мальцева складывалась, как и у тысяч его сверстников военной поры. О детстве без слез не вспомнишь. Когда началась Великая Отечественная, пареньку шел всего шестой год. Обычно дети в этом возрасте мало что помнят. Но суровые испытания наложили свой отпечаток — пацаны быстро повзрослели.
     Одолев фашистов, страна вздохнула свободно. Только вот светлых страниц в послевоенной, полуголодной жизни было не так-то и много. Но видно так устроена человеческая натура - помнить хорошее, а не плохое. Конец 1940-х - начало 1950-х. Игорь Мальцев с головой ушел в технику, увлекся авиацией и ракетостроением.
     В 9-м классе записался в аэроклуб, где зимой изучали теорию, а летом были практические занятия и полеты на аэродроме Чертаново. Любимое занятие в свободное время - лазить по кабинам немецких и советских самолетов времен войны, которых на аэродроме было огромное количество. Самое яркое впечатление - полеты на только что появившихся тогда учебных самолетах Як-18. На них и получил основы летной подготовки. В 1952 г. все самолеты Як-18 аэроклуба были привлечены для участия в воздушном параде - они писали в небе слова «Слава Сталину!», из-за чего прервалась на два месяца летная подготовка курсантов, а выпуск затянулся до октября.
     С мечтой о МАИ, к сожалению, пришлось расстаться. В то время, записываясь в аэроклуб, юноша брал на себя обязательство после его окончания поступать в военное училище летчиков. Так Мальцев вместо студента МАИ стал курсантом Батайского военного авиационного училища летчиков-истребителей.
     Закончив училище за два года, Мальцев в 19 лет - лейтенант, летчик-истребитель на самой новейшей технике. В то время еще шла война в Корее, где наши летчики помогали братскому корейскому народу, и все курсанты по-детски мечтали после училища попасть если уж не туда, то хотя бы на Дальний Восток, поближе к войне. Но жизнь внесла свои коррективы. Война закончилась, и лейтенант Мальцев как окончивший училище с отличием или, как тогда называлось, по первому разряду и имевший право выбора места службы выбрал Московский округ ПВО.
     Основу ПВО Московского округа тогда составляла 52-я воздушная армия, которой командовал генерал И. Подгорный. Именно он принимал в своем просторном кабинете большую группу молодых летчиков — выпускников 1954 года — пополнение армии, по-отечески доброжелательно напутствуя на ответственную службу в столичном округе. А через 25 лет (вот уж судьба любит закручивать сюжеты) у генерал- полковника Подгорного генерал-лейтенант Мальцев принимал должность первого заместителя главнокомандующего войсками ПВО страны по ПВО стран Варшавского договора.
     Игорь Михайлович с теплотой вспоминает свой первый родной 126-й истребительный авиационный полк, где прошло его становление из начинающего летчика в опытного командира звена. Хрущевские времена, когда расформировывали целые авиаполки, оставили свой след в душе. Мальцева тоже вызывали и заманчиво-настойчиво предлагали стать специалистом создававшегося тогда нового рода войск - зенитных ракетных. Наотрез отказался. Только вот полк его попал под «реформаторский нож». Так оказался на новом месте. А затем была Военно-воздушная академия им. Гагарина, бессонные ночи над конспектами, экзаменационные хлопоты. Игорь Михайлович, как губка, впитывал знания, понимая, что без них невозможен дальнейший профессиональный рост.
     После академии его ждал прославленный 9-й гвардейский авиаполк в Андижане, в котором было воспитано 26 Героев Советского Союза, четыре его летчика получили это высокое звание дважды. Забегая вперед, скажем, что прославленная авиачасть осталась в Узбекистане. Ветераны до сих пор переживают по этому поводу - нельзя было оставлять боевую гордость за рубежами Родины...
     1960-1970-е годы можно назвать эпохой маршала Батицкого. Павел Федорович 11 лет командовал войсками Московского округа ПВО, с 1966 по 1978 год был главкомом Войск ПВО страны. С именем этого заслуженного военачальника связано многое не только в становлении и развитии авиации ПВО. «Батя», как его с любовью называли в войсках, заботился прежде всего об офицерских кадрах, о людях.
     Вот и Игорь Михайлович говорит: «Мое становление как командира прошло в эпоху Батицкого. Он меня знал лично. До сих пор берегу статью из «Красной звезды», где он хорошо отзывается о нашем 9-м гвардейском авиаполку. Это дорогого стоит».
     - С 9-м полком связано немало ярких эпизодов, - продолжает Игорь Михайлович. - Сначала я командовал молодежной эскадрильей, в которой было 17 человек - треть полка. Всего за год они выросли до летчиков 2-го класса. Так я стал замкомполка. Налет у нас в то время по 260 часов в год был. Нынешним летчикам такое и не снилось. В 9-м гвардейском до командира полка вырос. Одними из первых получили самолеты нового поколения Су-15. Абы кому такое серьезное дело, как освоение новой техники, не поручат. Через 4 месяца мы уже стреляли на полигоне, выполняя задачу всем полком! И как стреляли! В итоге полк получил переходящее Красное знамя ЦК КПСС и Совмина, а командование части, и я в том числе, - орден Красной Звезды.
     В конце 60-х в Вооруженных Силах - новая реформаторская кампания в кадровой политике: политработников стали назначать командирами, а командиров - политработниками. В чем был истинный смысл этой затеи - до сих пор не ясно. Но карьеру и армейскую жизнь она многим поломала. Не обошла эта затея стороной и Мальцева. После одной из партийных конференций, на которой смело и по-деловому выступил Мальцев, руководители«взяли его на карандаш»: мол, вот он, готовый замполит полка. Ну и основательно прицепились к нему с этой идеей. Дивизионные и армейские политработники давили, гнули буквально через колено, даже грозили серьезными проблемами в дальнейшем служебном росте, как недооценивающего значение политработы. Спасибо командиру дивизии генералу Дееву. Его позиция остудила некоторые партийные головы. Мальцева оставили в покое, и он продолжил службу командиром.
     В 1970 г. Мальцев принял дивизию в приграничных Марах. Более хлопотной должности не сыскать. Было сложно на первых порах, да еще климатические условия ужасные - барханы, пески, жара, к которым надо приплюсовать неблагоустроенность, антисанитарию, отсутствие предметов первой необходимости. Как бы то ни было, но около 1.000 км воздушных границ были под надежным замком.
     Академию Генштаба Игорь Михайлович, как и училище, окончил блестяще. Далее последовало назначение на Урал первым заместителем командующего отдельной армии ПВО. Как всегда, быстро врос в обстановку, в новой должности чувствовал себя уверенно.
     Дальний Восток, где вскоре генерал Мальцев принял армию ПВО, поразил своими масштабами. Таких пространств Европе-матушке не видать никогда. До гарнизона на Чукотке на Ан-8 нужно было лететь часов восемь.
     С 1984 по 1991 года Игорь Михайлович занимал должность начальника главного штаба Войск ПВО — первого заместителя главкома.
     ... Свои 70 лет Игорь Михайлович встречает бодрым, подтянутым, полным сил и энергии. Он ведет активную работу в ветеранской организации, занимается патриотическим воспитанием молодежи. Иначе не может - такая уж у него закалка.
     

На снимке: генерал-лейтенант Игорь Михайлович МАЛЬЦЕВ встречает на КП армии генерального секретаря ЦК КПСС Леонида Ильича Брежнева (апрель 1977 года).



Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex