на главную страницу

9 Августа 2005 года

Планета людей

Вторник

БЕДУ МЫ ОДОЛЕЛИ СООБЩА

Беседу вел капитан 1 ранга Николай ЛИТКОВЕЦ.



Операция по спасению экипажа спасательного аппарата АС-28 завершилась благополучно. Чуть больше 76 часов спасатели находились в подводном «плену» на глубине около 200 метров и с честью выдержали испытание. Все живы и здоровы. О том, как проходила операция по спасению подводников, почему было принято решение обратиться за помощью к зарубежным коллегам, в эксклюзивном интервью корреспонденту «Красной звезды» рассказал командующий Тихоокеанским флотом адмирал Виктор ФЕДОРОВ.


     - В 12.35 местного времени 4 августа оперативная служба флота получила информацию о нештатной ситуации с автономным аппаратом АС-28. Стало ясно, что самостоятельно освободиться он не может. Мы, безусловно, стали определяться: что за нештатная ситуация? Их каждый день достаточно на флоте, и со многими мы справляемся в короткие сроки, «малой кровью» и с минимальным риском для людей.
     Необходимо было изучить обстановку, правильно ее оценить и сделать грамотные выводы. На это ушло некоторое время. Хотя сразу же был приведен в работу весь алгоритм действий, касающийся системы управления: развернули пост спасения на флоте, выдали необходимые указания.
     Благо, что экспедиция по подъему антенной системы, в которой был задействован АС-28, работала уже длительное время. Она начала подготовку еще в марте текущего года. В июле специалисты уже выполнили часть намеченной работы. Задержка была вызвана тем, что два из четырех шлангов по подъему системы были неисправными. Не хватило подъемной силы, чтобы антенная система нормально всплыла. Поэтому туда и пошел в очередной раз автономный аппарат.
     Беда нас подстерегла вот в чем: пока флот отмечал свой профессиональный праздник, в этом навигационно-опасном районе, закрытом для плавания, побывали рыбаки и «насадили» на антенную систему трал. Эти негодяи попросту спровоцировали неординарную ситуацию: наследили, навредили и скрылись. Кто это, установить вряд ли удастся. Но пусть им икнется, пусть они хоть немного прочувствуют степень своей вины, осознают, что они наделали.
     Перед спуском АС-28 мы обследовали систему подводным аппаратом «Тайгер». Но он не смог увидеть на 230 метровой глубине надетый с торца антенны трал. Чуть позже, спустившись, автономный аппарат винтами всколыхнул воду, сеть всплыла, и он поймал ее на хвостовое оперение и винты. Начав маневрирование, намотал на себя металлические тросы трала диаметром от 17 до 32 мм. Это стало неожиданностью для всех – работа проводилась штатная, и ничто не предвещало беды.
     С помощью камер «Тайгера» мы увидели, что шесть концов оплетали не только хвостовое оперение, но и корпус аппарата. Заклинило двигательную установку. Ход был потерян, спасатели накрепко были привязаны тросами, шлангами и сетями к антенной системе.
     Скажу откровенно – после увиденного меня прошиб холодный пот. Стало ясно: чтобы мы ни делали, мы не сможем оторвать АС-28 от антенной системы, общим весом около 1.000 тонн. Первое желание в возникшей ситуации: пытаться эту многотонную громаду тащить на мелководье, чтобы довести до глубины 60 метров, спустить водолазов и освободить автономный аппарат. Другой техники у нас просто-напросто не было. Был у нас аппарат «Вином», который имеет определенные возможности. Но он буквально после второго галса вышел из строя, и его возможностями мы более воспользоваться не смогли. Такова имеющаяся на вооружении тихоокеанцев техника спасения…
     
Кстати

     Здесь уместно напомнить нашим читателям, что после гибели атомной подводной лодки «Комсомолец» вопрос материально-технического обеспечения спасателей был поднят на очень высокую планку. А потом по затухающей все мирно кануло в Лету. Хотя отголоски остались. Была создана правительственная программа по оснащению Военно-морского флота средствами спасения. Кое-что из этого получили на вооружение и спасатели Тихоокеанского флота. Сегодня ТОФ обладает аж… двумя спасательными аппаратами. Просили еще хотя бы один – отказали.
     Есть планы и опыт модернизации имеющихся на вооружении у ТОФ спасательных аппаратов. Однако переоборудование стоит несколько десятков миллионов рублей. А их на флоте нет. Конечно, они дорого стоят. Однако можно ли экономить на жизни моряков?!

     - Имеющиеся аппараты – информационного характера, – продолжает адмирал Виктор Федоров. – Они способствовали объективной оценке ситуации под водой, что позволило нам на 60 – 70 метров подтянуть к берегу АС-28 со всем балластом. Не более. Мощности не позволяли сделать большее. Попытались поднять вверх, но теми техническими средствами, которые есть на вооружении у ТОФ, это оказалось невозможным.
     Нас могут упрекнуть: а где же был второй спасательный аппарат? Второй аппарат находится в месте базирования подводных лодок в Приморье. Мы сразу сыграли тревогу судну «Саяны», на борту которого находится аналогичный аппарат АС-30, и отправили его на Камчатку. Но ходу ему – четверо с половиной суток. Таким временем мы не располагали. Спасать ребят необходимо было в ближайшие сутки. Перебросить же АС-30 по воздуху не позволяли ограниченные возможности авиации флота. Справедливости ради скажу, что у нас есть еще два подобных аппарата. Но оба они неисправны. На их техническую готовность, как всегда, не хватает денег. Только в течение последних трех лет мы пробивали ремонт АС-28 на заводе-производителе. И только в конце текущего года он встанет в док. Один! А когда же наступит очередь других?
     Прошу отметить: я не переношу ни на кого ответственность, но поддержание в технической готовности средств спасания должно финансироваться не по остаточному принципу. Это главное. Люди, выполняющие задачи в океане, должны знать, что они будут спасены в любых условиях обстановки.
     Преклоняюсь перед мужеством членов экипажа АС-28. Настолько мощный духовный заряд у ребят, которые более 76 часов находились в этом диком состоянии! Зная тяжесть ситуации, они установили режим потребления кислорода и так его минимизировали, что воздуха хватило бы на сутки более, чем установлено по проекту для аппаратов этого класса. Подход к экономии воздуха меня потряс своей неординарностью. Молодцы! Вообще способов спасения экипажа автономного аппарата силами Тихоокеанского флота предпринималось немало: попытка отрыва от дна и подъем на поверхность, буксировка на мелководье, попытка отделить подводный аппарат от антенны и обеспечить его всплытие на поверхность. Но каждый раз трос зацепа уходил вниз и постоянно выскальзывал из-под антенной системы. А время неумолимо уходило. Чтобы спасти людей, приняли решение обратиться за помощью к коллегам из соседних стран.
     К концу первых суток через генеральное консульство во Владивостоке я связался с коллегами из морских сил Сил самообороны Японии. Они откликнулись незамедлительно. Командующий оперативным флотом МССО Японии адмирал Накасима дал указание, уже через час сыграли тревогу на базе спасения «Тиёда», и она начала движение из Йокосуки в район проведения спасательной операции. Параллельно с этим японские коллеги дополнительно подняли по тревоге плавбазу тральщиков «Урага», погрузили на борт подводные аппараты и взяли курс на Камчатку. Затем главный штаб ВМФ обратился к английским и американским коллегам. Откликнулись все моментально!
     К исходу вторых суток прилетели английские спасатели. В 9.25 6 августа аппарат «Скорпион» спустили под воду. В 9.43 поступил первый доклад оператора: «Есть контакт, все видим. Работы на два часа». В это время каждая минута для нас, находящихся наверху, тянулась слишком долго. Постепенно подводный спасатель освобождал наш АС-28 от тросовых и сетевых пут. Очередной доклад: «Освободил хвостовую часть. Приступил к перерезанию стального троса… Освободил от шлангов. Всплываю…»
     Но вот снова доклад: «Обнаружил еще один трос снизу». И в это время «Скорпион» выходит из строя. Пришлось его поднимать на палубу корабля, устранять неполадку. Еще целых 45 минут ожидания. А мысли там, с экипажем: как они, все ли нормально?..
     Аппарат снова опускается под воду и… обнаруживает еще один трос. В 14.15 поступает долгожданный доклад о том, что АС-28 начал подниматься вверх. В 14.19 аппарат всплыл. Спасены!..
     Рассказывая об этом, командующий флотом адмирал Виктор Федоров еще и еще раз переживал те волнительные минуты кульминационного момента операции по спасению. «Ради такой минуты стоило жить, - скажет он чуть позже. – Человеческие жизни дороже всего».
     - Я бы хотел через вашу газету выразить всем безмерную благодарность за помощь в спасении российских подводников. И в первую очередь военным морякам Японии, Великобритании, Соединенных Штатов, - сказал в заключение адмирал Виктор Федоров. – Беду мы одолели сообща!

     


     
Письмо в номер

     
16 лет я отдал службе на подобных подводных аппаратах на ЧФ. Сам сидел в аппарате под водой, не мог всплыть и знаю, что это такое. Рад безумно за ребят, но сожалею, что такая мощная группа подводных аппаратов ВМФ развалена. Никогда ранее не посылали подводный аппарат на работы, если в готовности не стоял другой подводный аппарат с командиром, который мог выполнять комплекс подводно-технических спасательных работ.
     В 1992 году на аппарате АС-32 с моим экипажем мне пришлось в аналогичной ситуации спасать подводный аппарат АС-4, запутавшийся в капроновых концах на глубине 100 метров. Самодельный резак, сделанный из стали, за 30 минут которым я освободил из подводного плена подводный аппарат, до сих пор висит у меня в каюте как напоминание, что я сделал в жизни что-то очень важное и 5 человек живы и здоровы и являются моими хорошими друзьями. Этот старый опыт не должен забываться, если мы хотим жить, служить, творить во благо Родины.

     
Капитан 2 ранга Илькам ФАЙЗУЛЛИН,
бывший командир подводного аппарата АС-32,
ныне командир большого плавучего дока ПД-30 ТУ ЧФ.

     




Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex