на главную страницу

10 Августа 2005 года

Планета людей

Среда

Гонка продолжается, генератор – тот же

Вадим МАРКУШИН.



     На прошлой неделе, 6 августа, вспоминали Хиросиму, 9 августа – Нагасаки. Прошло шестьдесят лет, а их трагические судьбы все еще вызывают у человечества дрожь. Тем не менее оно, человечество, так до сиз пор и не смогло поставить надежный заслон занесенному над ним ядерному мечу.
     Борьба за обладание ядерным оружием или повышение боевых качеств уже имеющегося из двадцатого века благополучно переместилась в двадцать первый. Драматизм ядерной гонки по причине исчезновения антагонизма между США и Россией заметно поубавился, однако угроза катастрофы остается. Причем она может вынырнуть совершенно неожиданно, из непредсказуемого угла, поставив человечество перед фактом принципиально новых обстоятельств утраты контроля над оружием массового поражения. Это вполне будет походить на то, как был совершен фантастически дерзкий удар по небоскребам Манхэттена. И с таким же психологическим эффектом: волна растерянности, взрыв всеобщего негодования, глобальные политические усилия по ликвидации последствий и предотвращению новых инцидентов. Во что все это выльется, перед какой перспективой окажется мировое сообщество, предположить трудно.
     Что делать? Ответ давно дан: совершенствовать режим нераспространения. На этом направлении сделано и делается немало. Но не все. Соединенные Штаты, полагая себя лидером движения нераспространения, в то же время остаются и главным генератором соревнования на поприще ядерных вооружений. В прошлом столетии они придумали атомную бомбу, спровоцировав соперников на преследование лидера. В новом веке Америка ведет себя аналогичным образом, будто не понимая, что закон природы об углах падения и отражения никем не отменен.
     Действия, способствующие разжиганию политических и националистических страстей в сфере борьбы за обладание супероружием, можно рассматривать с двух позиций. Во-первых, американцы практически никогда не останавливали работы по созданию все новых типов ядерного оружия. При этом всякий раз они стремились обеспечить свои изыскания мощным пропагандистским прикрытием. Тут можно вспомнить и «гуманные» нейтронные бомбы, якобы уничтожающие «лишь» живую силу противника. И миниатюрные боезаряды мощностью «всего» в сто или двести тонн тротила, призванные подрывать подземные пункты управления. И лазерные пушки с ядерной начинкой, дескать, имеющие чисто оборонительное предназначение. И кое-какие другие изыски аналогичного порядка, незамедлительно побуждающие соперников к ответным мерам.
     Адекватные ответы, естественно, находятся. В частности, Россией, которая, отнюдь не стремясь копировать американские модели, часто придумывает неожиданные, асимметричные системы сдерживания, нейтрализуя потенциальную угрозу. Несмотря на большое отставание от единственной мировой сверхдержавы в экономическом отношении, наша страна по-прежнему способна выставить достойные военные противовесы и не позволить разговаривать с собой языком ультиматумов. Вместе с тем Россия твердо придерживается мнения, что состязание в ракетно-ядерной области следует полюбовно остановить, заморозить, подав другим хороший пример для подражания.
     Во-вторых, США, к сожалению, повсеместно продолжают себя вести с позиции силы. Практически не было после Второй мировой войны периода, когда бы они не использовали средства вооруженной борьбы для достижения поставленных перед собой целей. Но, действуя таким путем, Вашингтон вынуждает сегодня многие страны искать надежные средства защиты, в том числе ядерные. В результате возникла противоречивая ситуация, в которой движение нераспространения мирно сосуществует с упорным стремлением целого ряда стран любыми способами заполучить ядерное средство сдерживания, чтобы обезопасить себя от военно-политического давления со стороны США, сохранить свою реальную независимость.
     Та же Северная Корея, например, не скрывает своих усилий по созданию ядерных боеприпасов. Более того, руководство страны прямо заявило, что КНДР уже имеет боевое ядерное устройство. Аргумент при этом выдвинут простой: дескать, никакое международное право не может заставить Северную Корею отказаться от создания принципиально таких же средств защиты, какие имеют ведущие мировые державы. Плюс к этому Пхеньян опять же указывает на Вашингтон, который, по его мнению, силой угрожает и силу применяет без оглядки на союзников, не говоря уж о прочих. И справедливости ради надо признать, что своя логика в позиции официального Пхеньяна есть.
     Аналогичная ситуация может сложиться на Среднем Востоке, где Иран не чувствует себя в безопасности, особенно после оккупации Ирака.
     Поминая Хиросиму и Нагасаки, ставших самыми трагическими символами двадцатого века, мы, к сожалению, вынуждены констатировать, что их участь могут разделить уже в наше время и другие города. Военное противостояние между Западом и Востоком уступило место отнюдь не стабильному миру на планете, о чем свидетельствуют события. В новых условиях упование на силу в межгосударственных отношениях способно вызывать отчаянную реакцию обиженных, которые пойдут на все, чтобы защитить свою честь. Они будут это делать так, как сочтут необходимым для себя, а не в соответствии с правилами, утвержденными без них и за их спинами. В этом вся опасность.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex