на главную страницу

10 Августа 2005 года

Читательская почта

Среда

«Там когда-то с нею рядом
мы весну свою нашли…»

Тамара САПЕГИНА, «Красная звезда».



Любовь… Почему веками об этом Чувстве с большой буквы не устают петь, говорить, спорить, слагать стихи и снимать фильмы? А причина проста: без любви человек вряд ли смог бы творить, созидать, преодолевать трудности, выживать в экстремальных ситуациях, короче, жить. И неужели она не стоит того, чтобы говорить о ней чаще, не ожидая каких-то особых дат или праздников? Классику верности, обожания, преданности мы знаем из истории цивилизации. Стоп! Знаем не только из опыта прошлого, но и из нашего настоящего, которым живем. Едва ли не каждому из нас есть что вспомнить о сладостном и волнительном чувстве, есть чем поделиться с детьми, внуками да и просто с людьми, которые способны нас услышать, то есть, другими словами, настроиться на волну любви.

     Война. Казалось бы, какие там ахи-вздохи? Выжить бы только… Но нет! Вспомните симоновские строки: «Жди меня, и я вернусь. Только очень жди…»
     Стихи – естественный способ самовыражения и Григория Архиповича Муходавкина из Подмосковья, ветерана войны, полковника в отставке. Хотя бывшему командиру взвода разведки есть что вспомнить, о войне он говорить не любит. Всю свою непростую, насыщенную самыми разными событиями жизнь Григорий Архипович описал в стихотворной форме. А музой была любовь к одной самой главной в его жизни женщине…
     Помню я: среди цветущих вишен
     В том далеком, в том донском
      селе
     Жили пчелы в камышовых крышах –
     В каждой камышинке по пчеле…

     Такие вот стихи написал мальчишка-хуторянин из Ростовской области в преддверии войны. А за детством наступает пора юности и выбора дальнейшей дороги в жизни: Гриша поступил в Ростовскую артиллерийскую школу. Армейская выправка, военная форма… Неудивительно, что на красавца парня заглядывались девчонки. В 1940-м ему исполнилось восемнадцать, а скромной, улыбчивой Идочке Осиповой - всего 16. Увидев ее лишь однажды, Григорий понял: судьба! А потом была война. Невыносимо долгая разлука. Четыре года они писали друг другу письма. И не переставали мечтать о долгожданной встрече.
     «Я столько раз мог погибнуть, как многие мои товарищи, но остался жив. Наверное, спасло меня не просто чудо, а моя большая любовь, которую мы пронесли через все испытания… Несколько лет назад Идочки не стало, а я живу воспоминаниями о ней. Помню, как будто это было вчера:
     Ростовский парк. Скамейка
      за оградой.
     Огоньки горят вдали.
     Там когда-то с нею рядом
     Мы весну свою нашли…»

     Точно так же и жизнь Михаила Ильича Плотникова, инвалида Великой Отечественной из Кемерово, согрета большим чувством.
     «Нашей любви уже более 60 лет. Там, в горящем Сталинграде, именно любовь сберегла меня. Иначе чем объяснить то, что выжил в том аду, когда под ногами буквально горела земля? Позже, когда раны давали о себе знать, моя Вероника дни и ночи проводила у моей постели. В 2000 году я попал в автокатастрофу, перенес несколько тяжелых операций. А когда наконец-то пришел в сознание и открыл глаза, передо мной была верная моя подруга. Мы вместе, держась друг за друга, прошли сложный, во многом противоречивый, но все-таки счастливый путь от свадебного поцелуя под возгласы «Горько!» до того же, но через 60 лет. И теперь, когда мне уже 82, а моей Веронике 78, мы знаем, что были счастливы!»
     В экстремальных ситуациях, когда каждый день жизни мог стать последним, люди всегда вспоминали о своих любимых.
     Об этом говорят и фронтовые письма. Во многих семьях их бережно хранят как реликвии. Вот лишь несколько строк из писем жене лейтенанта Александра Варфоломеевича Прозорова, бывшего учителя из Пензенской области, которые хранятся у его дочери Фаины.
     «7.11.41 г. Милая Нюра! Ты пишешь, что сильно соскучилась по мне, но мне кажется, что не так, как я по тебе… Все свободное время (свободна бывает лишь голова) меня мучают самые разные думы. И никуда от них не деться… Береги себя. Пусть только кончится война.
     21.03.42. Дорогая, любимая Нюра! Как хочется посмотреть на свою дорогую семью! Узнать бы, что и как у вас… Часто вспоминается наша жизнь с тобой. Как я сейчас далеко от вас! Прощай, моя радость, моя любовь… Помни обо мне».

     Александр Прозоров, талантливый учитель, весельчак, баянист, душа компании, за неполные 10 месяцев прислал жене и родным более 60 писем. Ему было 26 лет. Погиб под Старой Руссой в 1942-м, так никогда и не увидев сына, родившегося в сентябре 41-го…
     А сколько еще их было, солдат той войны, которые «ушли, не долюбив…»
     Верность, преданность - вечные спутники настоящей любви. Все наверняка знают трагическую судьбу Героя России, командующего Объединенной группировкой федеральных сил в Чечне генерал-лейтенанта, а ныне генерал-полковника Анатолия Александровича Романова. После совершенного на него покушения прошло почти 10 лет. И все эти годы изо дня в день Лариса Васильевна Романова вместе с врачами борется за жизнь своего мужа, придумывая все новые и новые способы, чтобы поднять его, вырвать из цепких лап страшной болезни.
     Вот и письмо Ольги Колесниковой, нашей давней читательницы из Тверской области, тоже о преданности.
     «Мне всего 28 лет, но я уже успела понять, как прекрасна, хотя и нелегка, жизнь, если рядом есть близкий человек, – пишет Ольга. - Замуж вышла рано, в 18 лет, хотя и планы были совсем другие: мечтала об университете. Но встретила Алексея. Он был на два года старше, учился в военном училище в моем родном Ярославле. Прошло несколько счастливых месяцев, и я вдруг серьезно заболела, была прикована к постели, врачи не спешили обнадеживать, что когда-либо встану на ноги… Алексей поддерживал меня, как мог: днем он был на учебе, а вечерами прибегал в больницу, чтобы увидеть меня, приносил трогательные письма, фрукты, цветы. И я встала, практически заново научившись ходить! А позже нас ждало новое испытание: все 9 месяцев, пока ждала нашего сыночка, вынуждена была провести в больнице… Мужа направили служить в Подмосковье. И каждые выходные поездом ли, на попутных машинах он спешил ко мне в Ярославль. Когда родился Олежка, мы оба были так счастливы! Но я осталась в больнице еще на долгих три месяца… Сказать, что я упала духом, – ничего не сказать. Алексей буквально вдохнул в меня жизнь. Где он брал силы? Конечно же в нашей большой любви!
     Мы уже 10 лет вместе. Да, у нас, как у многих семей военных, немало проблем. Но мы не унываем. Уже подрос наш сын, и муж настоял на том, чтобы я заочно училась в… университете. Теперь я уже на третьем курсе! Наша жизнь состоялась только благодаря тому, что мы умели любить и ценить друг друга, хотя трудностей и «доброжелателей» разного рода у нас было предостаточно».

     А вот еще одна судьба…
     «Помните, на Руси исстари не говорили: «Я тебя люблю». Говорили: «Я тебя жалею!» И это не случайно. Ведь, когда любишь человека, не задумываясь, подставишь ему плечо, когда это потребуется. Сочувствие и любовь должны быть неразделимы, - пишет Нина Задорожная из Орла . - Когда-то мы с мужем учились в одном классе, с первого по десятый, сидели за одной партой и дня не могли прожить друг без друга. Потом Олег уехал в Саратов в военное училище и уговорил меня поступить там же в институт. Мы снова могли видеться, ну а через три года сыграли свадьбу… Позже даже его распределение в глушь не испугало нас. Я сумела как-то наладить быт, найти работу, хотя и не по специальности. У нас все еще были общие интересы, потом один за другим родились наши сыновья, в которых мы оба души не чаяли. Тогда казалось, что наше счастье будет длиться вечно. А через семь лет страшная болезнь изуродовала мои лицо и тело, вытеснила из обычной жизни, которую в здравии мы совсем не ценим. Днями и ночами я задавала себе тысячи мучительных вопросов, бессильно плакала, терпела неотступные боли, унижение беспомощностью, и к тому же… одиночеством. Да, мой муж оставил меня с детьми, даже не объяснившись. Он просто ушел к другой…
     Как я это пережила, сама не знаю. Переосмыслила, не сразу, конечно, свою жизнь. И поняла в конце концов, что никто и никогда не дает нам гарантию на любовь, на счастье. Поэтому надо принимать жизнь любой, какая есть. С большим трудом, но я выучила этот урок...»

     В судьбе каждого человека любовь оставляет след. Яркий, как вспышка. Или спокойный, размеренный, как полет птицы. Но ведь одно то, что нам довелось испытать это чувство, дарит ощущение полноценности жизни…
     Не так уж важно, кому из муз, любимых ли были посвящены строки Владимира Высоцкого, но это замечательно, что они есть в нашей поэзии, в нашей жизни:
     Я дышу – и, значит, я люблю!
     Я люблю – и, значит, я живу!



Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex