на главную страницу

11 Августа 2005 года

Национальные интересы

Четверг

НЕ ЗА ГОРАМИ СЫРЬЕВОЙ ГОЛОД?..

Валерий ЩЕГОРЦОВ, доктор философских наук, научный руководитель Института геополитической информации «Энергия».



     


     «У нас с вами огромная страна, огромная не только по территории, но и по полезным ископаемым. У нас есть все возможности для того, чтобы сделать эту сырьевую базу практически неисчерпаемой для будущих поколений граждан нашей страны: для этого только нужна сбалансированная, взвешенная современная политика и взаимодействие государства и бизнеса».
     
Президент России Владимир ПУТИН, май 2005 года.

     


     КРИЗИСОМ экономики ученые называют состояние, при котором объем производства в стране сокращается на одну треть, а когда объем производства сокращается на две трети - это можно квалифицировать как распад экономики. Российская экономика, предельно приблизившись к этому пределу по всем ее основным параметрам за годы реформ, лишь в последнее время постепенно отходит от опасной черты. Во многом это заслуга отечественного топливно-энергетического комплекса, благодаря которому Россия в 1990-е годы избежала полного коллапса и получила шанс на возрождение.
     Конечно, нам помогла благоприятная для нас ситуация в мировой экономике, где в последние годы наблюдается неуклонный рост потребления топливно-энергетических и других минеральных ресурсов. В таких условиях в России назрела острая необходимость провести объективную оценку отечественной минерально-сырьевой базы и определить необходимый (по критериям национальной безопасности) уровень добычи полезных ископаемых с учетом их внутреннего потребления и экспорта. При этом одним из основных аспектов сырьевой безопасности должно статьиспользование полезных ископаемых с учетом интересов будущих поколений. Ведь сырьевая база Российской Федерации - важнейший элемент безопасности государства.
     Считается, что, обладая огромными сырьевыми запасами, Россия еще долгие годы будет являться мировой кладовой минеральных ресурсов планеты. Мнение о неисчерпаемости природных богатств России давно уже стало настолько расхожим, что иная мысль порой кажется небылицей. Вместе с тем глубокий анализ в этой сфере свидетельствует о том, что складывающаяся в действительности ситуация с сырьевой базой страны далеко не безоблачная.
     В СОВРЕМЕННЫХ условиях в России с особой остротой встала проблема воссоздания стратегических запасов, к числу которых отнесены топливно-энергетические ресурсы, благородные металлы, руды цветных и редких металлов и неметаллов, используемых при производстве специальных сплавов, в военной технике и новейших технологических процессах. На большинстве горнодобывающих предприятий обеспеченность разведанными запасами достигла критически низкого уровня, стратегический резерв многих видов сырья на действующих месторождениях является малонадежным. Положение усугубляется тем, что по большинству видов сырья прекращены работы по созданию новых горнодобывающих мощностей, произошло резкое сокращение объемов геологоразведочных работ. Состояние сырьевых баз многих важнейших горнодобывающих регионов и действующих предприятий России заметно ухудшилось в связи с истощением запасов, усложнением условий отработки в результате длительной и интенсивной эксплуатации. Качество руд ряда месторождений не обеспечивает их рентабельную отработку из-за низкого уровня применяемых технологий.
     По обеспеченности России запасами минерально-сырьевых ресурсов выделяются следующие четыре группы полезных ископаемых:
     - газ, алмазы, никель, платина, бериллий, калийные соли, хризотил-асбест, которых, по прогнозам экспертов, хватит на длительный период;
     - нефть, свинец, цинк, сурьма, олово, вольфрам, молибден, ниобий, интенсивный уровень добычи которых обеспечен на 5—7 лет;
     - марганец, титан, рудное золото, бокситы, каолиновые и бентонитовые глины, плавиковый шпат, добыча которых пока достаточна, уровень запасов которых явно недостаточен;
     - уран, цирконий, рений, стронций, разведанные запасы которых следует считать ограниченными, но имеется возможность их расширить в течение 5—12 лет.
     Не секрет, что экономика современной России построена в основном на экспорте сырья, главным образом нефти и газа. И если этого сырья не будет, то нечего станет экспортировать. По прогнозам экспертов, этот момент наступит очень скоро - запасов нефти в России, как это ни парадоксально звучит, далеко не столько, сколько принято считать.
     ОТКРЫВАЕМОСТЬ высокорентабельных нефтяных месторождений за последние 10 лет упала в 2 - 3 раза. Сегодня заниматься открытием новых месторождений экономически невыгодно. Ведь, прежде чем месторождение открыть, необходимо в среднем пять лет заниматься разведкой и еще пять лет его обустраивать, если, конечно, нефть будет найдена. Вложения денежных средств в такие проекты сопряжены с финансовым риском, да к тому же еще возникает вопрос о том, окупятся ли эти вложения? Поэтому в настоящее время значительно сократилось эксплуатационное бурение, сокращение произошло более чем в два раза.
     Свыше 70 процентов запасов нефтяных компаний находится ныне на грани рентабельности. Запасы нефти высокопродуктивных месторождений, дающих около 60 процентов добычи, выработаны более чем наполовину. Доля запасов с выработанностью свыше 80 процентов превышает одну четверть. Продолжается рост трудноизвлекаемых запасов, доля которых уже достигла 55—60 процентов от разрабатываемых.
     Для неискушенного в нефтедобыче читателя поясню, что существует разница между извлекаемыми и неизвлекаемыми запасами. Из месторождения можно добыть до 30 процентов нефти, редко больше. Остальную нефть теоретически добыть тоже можно, но очень дорого и технически довольно сложно. Более того, откачивать нефть необходимо осторожно, постепенно, чтобы дать ей в пласте выровняться и не испортить дренируемую зону. Ведь в месторождении снизу нефть поджимает вода. Если она попадает в скважину, пласт загублен.
     А именно так в России в большинстве случаев и происходит, когда в стремлении угнаться за мировой ценой варварски эксплуатируются собственные недра. В итоге вместо 30 процентов возможных добывается лишь 10 процентов запасов месторождения. Следовательно, в ближайшие годы «нефтяное процветание» Кувейта или Саудовской Аравии нам не грозит. И не только не грозит, но при этом в недалеком будущем можно будет говорить о грядущем в России топливном кризисе. Скоро ситуация может сложиться таким образом, что Россия будет не экспортировать нефть, а покупать ее в этом же самом Кувейте. Пока мы в России еще держимся по добыче нефти на высоком уровне. Но назвать это успехом нельзя - ведь совсем новых месторождений в последнее время практически открыто не было. Это явный показатель отсутствия государственного контроля за рациональным использованием месторождений, имевший место в прежние годы.
     Иная картина существует в США, у которых есть чему поучиться. Американцам удается в течение полувека сохранять десятилетнюю обеспеченность ресурсами. Это происходит по той причине, что в США берегут свои нефтяные запасы и добывают максимум 50 процентов от потребности. Остальное завозят. И это происходит не только в США. Очень бережно подходят к своим нефтяным запасам и во многих развивающихся государствах, например в Алжире и Анголе. Сразу после завоевания этими странами независимости, еще не создав таможни, их лидеры поняли, что свои ресурсы необходимо беречь: отраслевые министры лично по каждому месторождению устанавливали строгие квоты.
     ПОЛОЖЕНИЕ с обеспеченностью России минеральными ресурсами, и не только нефтью, в первом десятилетии XXI века может ухудшиться еще больше, что, несомненно, повлечет за собой снижение экономической и оборонной мощи российского государства. Уже сейчас Россия отстает от других развитых стран по потреблению минерально-сырьевых ресурсов в пересчете на душу населения. Так, по потреблению на душу населения важнейших полезных ископаемых - меди, свинца, цинка, олова - Россия занимает 9 - 11-е место в мире, по молибдену, никелю, алюминию, цирконию и танталу — 4 - 6-е место, по фосфатному концентрату и плавиковому шпату соответственно 7-е и 6-е место в мире. А ведь именно эти показатели характеризуют уровень экономического развития страны, а в конечном результате - национальную независимость и авторитет государства на международной арене.
     При нынешнем плачевном положении дел с обеспеченностью минерально-сырьевыми ресурсами из страны продолжают вывозить огромное количество важного сырья, запасы которого не могут быть восполнены или восполнимы с трудом! К этому надо добавить, что именно в сфере торговли стратегически важными материалами происходит наибольшее количество экономических преступлений.
     Приходится констатировать, что государство самоустранилось от развития минерально-сырьевой базы и сосредоточилось только на управления ТЭКом, дающим основной приток средств в бюджет и в непонятно для чего формируемый и не используемый Стабилизационный фонд, что способствует развитию негативных процессов во всей экономике. По экспертной оценке специалистов Института мировой экономики и международных отношений РАН, только за семь лет, прошедших после приватизации основных энерготопливных предприятий страны, государство вследствие утраты контроля над ТЭКом недополучило около 40 млрд. долларов.
     Как следует из экспертных оценок, если в ближайшее пятилетие не будут предприняты радикальные меры в сфере отечественной системы недропользования, по большинству основных полезных ископаемых Россия после 2010 года может столкнуться с масштабной проблемой возникновения дефицита рентабельных запасов.
     Каждое государство, будь то США или Ангола, заботящееся о своей сырьевой безопасности и национальных интересах, строго контролирует эксплуатацию недр. Недра всегда остаются государственными. Частному лицу может принадлежать оборудование скважины и нефть, которую он сумеет добыть. Но нефть в недрах - это государственная собственность. И поэтому государство обязано контролировать ее добычу. Все юридические основания для государственного контроля имеются и в России, а вот самого контроля…
     ДЛЯ РОССИИ с точки зрения экономических перспектив всегда была важна и общенациональная система управления геологическими исследованиями территории государства. Разрушение государственной геологической службы привело к тому, что геологоразведочные работы сократились в разы, в результате чего прирост запасов уже не компенсирует спад добычи почти всех видов полезных ископаемых. Если сейчас не будут приняты меры по наведению порядка в финансировании геолого-разведочных работ, то в 2008 году они сократятся еще как минимум на 30 процентов от уровня 1997 года. Поэтому должна быть разработана новая государственная программа, которая бы содержала основные принципы минерально-сырьевой политики государства на ближайшие десятилетия.
     Выработка новой государственной минерально-сырьевой стратегии является одной из главных задач федеральных органов власти. Необходимо срочно возвратиться к решению теоретических проблем поисков, в частности к разработке методики оценки ресурсов месторождений по материалам космических съемок, усовершенствованию глубинных методов исследований недр на базе сверхглубокого бурения, т.е. к восстановлению системы глобальных исследований недр страны, по которым Россия десять лет тому назад занимала лидирующее положение в мире.
     Таким образом, возникает необходимость:
     - разработки новой национальной минерально-сырьевой политики с максимально жестким разделением федеральных и региональных интересов в административной, экономической и финансовой сферах;
     - совершенствования системы налогообложения с учетом горно-геологических условий, размеров запасов месторождений и ликвидности полезных ископаемых;
     - создания благоприятных условий для разработки месторождений на условиях концессии.
     Все это позволит укрепить ресурсный потенциал России и создаст предпосылки устойчивого развития страны. А значит, упрочится и национальная безопасность нашего Отечества.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex