на главную страницу

12 Августа 2005 года

Тема номера

Пятница

ВВС:полет нормальный

СЕГОДНЯ — ДЕНЬ ВОЕННО-ВОЗДУШНЫХ СИЛ

Андрей ЛУНЁВ, «Красная звезда».



Для Военно-воздушных сил России 2005 год – особенный. Помимо плановой боевой учебы они примут участие в нескольких крупномасштабных международных военных учениях. Первые, российско-китайские, в которых предполагается задействовать большое количество авиационной техники, начинаются уже сейчас. В рамках этих учений самолеты военно-транспортной авиации доставят подразделения ВДВ на территорию Китая. Затем аналогичные задачи ВТА выполнит опять же за пределами России – в Индии и Узбекистане.
О ходе боевой подготовки, модернизации авиационного парка, проблемах и перспективах развития ВВС рассказывает главнокомандующий Военно-воздушными силами России генерал армии Владимир МИХАЙЛОВ.

     — Владимир Сергеевич, что значит для ВВС участие в международных военных учениях: приобретение опыта летным составом или же вопрос престижа?
— С каждым годом мы наращиваем количество учений, в том числе и с другими странами. В этом году таких учений стало больше. Выросли и объемы выполняемых задач. В Китае и Индии, помимо самолетов военно-транспортной авиации, учебно-боевые задачи с дозаправками в воздухе будут выполнять стратегическая авиация, а также бомбардировщики Су-24 и истребители Су-27. Участие в подобных учениях, с одной стороны, престижно, с другой – является действительно хорошей школой. Летчики приобретают бесценный опыт работы в различных регионах мира, на незнакомой местности, в разных климатических условиях. Взять хотя бы прошедшее в апреле в Таджикистане учение «Восток-2005». Многие сомневались, что в сложных метеоусловиях фронтовая авиация сможет выполнить боевую задачу. Но несмотря на то, что в горах шел снег и видимость была ограничена, «бомберы»      Су-24 и модернизированные истребители Су-27СМ взлетели с российской авиабазы Кант в Киргизии и, пройдя почти 900 километров, поразили цели на таджикском полигоне. А затем благополучно вернулись обратно. Поверьте, летчики гордятся тем, что могут выполнять такие сложные задания. Уверен, за нашими учениями следят в мире и делают вывод, что авиация ВВС России не теряет своих боевых способностей, а, наоборот, – наращивает их.
     – Традиционные учения стран – участниц ОС ПВО СНГ «Боевое содружество-2005» на полигоне Ашулук в этом году будут также выделяться большим участием российской авиации…
     — Да, на это учение мы привлекаем авиации еще больше, чем в прошлые годы. И истребительную, и штурмовую, и бомбардировочную, и разведывательную, и армейскую. Это делается не для показухи, а для того чтобы продемонстрировать всем странам Содружества методы наиболее эффективного боевого применения авиации. Например, истребители в небе разыграют воздушный бой, а штурмовики Су-25 и бомбардировщики Су-24 вначале будут преодолевать систему противовоздушной обороны, а затем наносить удары по наземным целям. Противодействие авиации окажут зенитные ракетные комплексы С-125 и С-300.
     – Как на учении «Восток-2005» зарекомендовали себя модернизированные истребители Су-27СМ, первая партия которых поступила в войска в декабре прошлого года?
     — Очень неплохо. У этой машины на сегодняшний день самые современные бортовое радиоэлектронное оборудование и вооружение. Если добавить к этому малую заметность в оптическом, инфракрасном и радиолокационном диапазоне волн – получится готовый самолет пятого поколения, или, как мы его называем, ПАК-2 – перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации. Все, что есть сейчас у модернизированного «Сухого» будет вложено в этот комплекс. А самолет Су-27СМ в своем нынешнем облике еще минимум лет пятнадцать будет успешно выполнять поставленные задачи.
     

     
ПРИКАЗ

     
министра обороны Российской Федерации

     
11 августа 2005 г. № 330 г. Москва

     Товарищи солдаты и матросы, сержанты и старшины, прапорщики, мичманы и офицеры!
     Товарищи летчики и штурманы, ученые и работники оборонных отраслей промышленности!
     Уважаемые ветераны Военно-воздушных сил!
     12 августа 2005 г. в Российской Федерации отмечается День Военно-воздушных сил.
     Созданные в начале ХХ века Военно-воздушные силы на протяжении всей своей истории успешно выполняют ответственные задачи по защите воздушных рубежей Отечества, приумножая богатые боевые традиции старших поколений. Особой строкой в героическую летопись России вписаны бессмертные подвиги летчиков в годы Великой Отечественной войны 1941 – 1945 годов.
     Военно-воздушные силы по праву являются предметом гордости и любви нескольких поколений россиян.
     Сегодняшнее поколение воинов Военно-воздушных сил решает задачи в интересах обеспечения безопасности и обороноспособности государства. Их мужество и мастерство помогают преодолевать трудности и с честью исполнять свой воинский долг. Наглядное подтверждение тому – высокая выучка личного состава, грамотное использование боевых возможностей современных комплексов вооружений, бдительное несение боевого дежурства.
     Приветствую и поздравляю вас с праздником – Днем Военно-воздушных сил!
     Желаю личному составу, ветеранам Военно-воздушных сил и работникам оборонных отраслей промышленности здоровья, оптимизма и новых успехов в службе и труде на благо нашей Родины!
     Министр обороны Российской Федерации С. ИВАНОВ.

     

     – А как отработала на учениях военно-транспортная авиация?
     - Должен сказать, что ВТА, которой командует генерал-лейтенант Виктор Денисов, всегда успешно справляется с поставленными задачами. Иногда они возникают неожиданно, как, например, после стихийных бедствий в Индонезии. Зимой, напомню, самолеты Ил-76 и Ан-124 «Руслан» перевозили туда мобильный госпиталь и гуманитарную помощь. Никогда еще ВТА нас не подводила – все задачи решаются очень четко. Хотя нагрузка на ее экипажи, прямо скажем, большая. Каждое утро, проводя совещание, я смотрю, сколько самолетов на задании. Как правило, их насчитывается более двадцати, иногда доходит до тридцати. Представьте: ежедневно тридцать экипажей Ил-76, Ан-22, Ан-124 выполняют задачу практически по всему земному шару — на Дальнем Востоке, в Африке, в Юго-Восточной Азии и т.д.
     - Предполагается как-то совершенствовать самолетный парк ВТА?
     - Конечно. Во-первых, надо как можно быстрее приступать к выпуску в России, на Воронежском заводе, нового тяжелого самолета Ил-76МФ с новыми экономичными двигателями ПС-90. Грузоподъемность самолета – 60 тонн, дальность полета – 8 тысяч километров – отличные показатели. Не потребуется ни изменения инфраструктуры аэродромов, ни переучивания летного состава, ведь планер самолета останется прежним.
     Во-вторых, быстрее завершать модернизацию самолетов Ил-76МД. Я очень скрупулезно подходил к работам, связанным с самолетом Ан-70. Кому-то это не понравилось. И когда я чуть больше двух лет назад распорядился начать модернизацию самолетов Ил-76МД, то почувствовал, как мне всячески препятствуют. Но как бы то ни было, в этом году модернизация завершится. В результате самолет будет иметь большие грузоподъемность и дальность полета. Он будет летать по всему миру, так как устанавливаемые на него новые двигатели ПС-90 обладают повышенным ресурсом и устраивают Европу и Америку по шумам.
     - Как модернизируются самолеты дальней авиации?
     - У американцев самолеты стоят на вооружении с 1961 года. И они их планируют использовать примерно до 2050 года. Самолеты дальней авиации Ту-95МС,
     Ту-22М3, Ту-160 эксплуатируются с 1980-х и более поздних годов. Недостаток был в том, что они создавались в 1960-е, 1970-е годы, когда бортовое радиоэлектронное оборудование соответствовало тому времени. Поэтому наша главная задача – его модернизировать. Кстати, модернизация Ту-95МС, Ту-22МЗ и Ту-160 — это еще и расширение их боевых возможностей по применению средств поражения.
     Бомбардировщики Ту-22М3 и Ту-95МС оснащаются современными радиоэлектронными средствами, совершенствуется их навигационно-прицельный комплекс. После усовершенствования авиационного оборудования ракетоносец Ту-160 сможет поражать противника и высокоточными авиабомбами. А современные средства космической связи повысят точностные характеристики самолета и дадут возможность управлять экипажем в любой точке земного шара и при любых погодных условиях. Сейчас на Казанском заводе находятся два
     Ту-160. Один мы выкупим уже в следующем году. Деньги надо расходовать разумно – в этом и состоит наша политика.
     – Что нового планируется для истребительной авиации?
     - Я бы даже сказал, уже не для истребительной, а для фронтовой. Сейчас ни один модернизированный самолет бывшей истребительной авиации нельзя назвать только истребителем. Ведь модернизированный Су-27 уже может нести и до восьми тонн бомб различного калибра. Помимо Су-27СМ, о которых я уже говорил, проходит модернизация МиГ-29. Еще в 1999 году пытались на этот самолет поставить двигатели с управляемым вектором тяги. Тогда не вышло. Но к этим работам приступили вновь. Сейчас этот самолет проходит конструкторские испытания и показывает великолепные результаты. Зрители его обязательно увидят на авиасалоне в Жуковском. В перспективе МиГ-29, оснащенный двигателями с управляемым вектором тяги, планируется принять на вооружение Военно-воздушных сил. Однако весь самолетный парк с такими двигателями не нужен – это будет очень дорого. Но одна эскадрилья или полк для решения специальных задач обязательно будут созданы.
     Практически завершены государственные испытания самолета Су-34. Раньше его называли Су-27ИБ. Это очень эффективная в боевом применении машина с достаточно новым вооружением. В процессе создания этого самолета мы даже проводили модернизацию его бортового радиоэлектронного оборудования. Причем брали за основу БРЭО с Су-27СМ. Теперь Су-34 пойдет на замену бомбардировщиков Су-24. Но менять их будем не сразу, а постепенно.
     - Проходит государственные испытания вертолет Ми-28Н «Ночной охотник», который станет основным боевым вертолетом Российской армии. Когда и в каких объемах планируется его поступление в Военно-воздушные силы?
     - Сейчас две машины проходят испытания. Третья подключится в конце октября – начале ноября. Уже в этом году по результатам испытаний мы получим предварительное заключение. И с 2006 года, не останавливаясь, начнем их серийный выпуск. Считаю неуместным разрабатывать два типа вертолета. У государства на это просто нет средств. Надо бить в одну точку.
     Приведу пример. Когда в январе 2002 года я вступил в должность главнокомандующего ВВС России, разработка модернизации
     Су-27СМ шла аж по семи вариантам. Людям, которые этим занимались, было выгодно растянуть процесс на длительный срок, ведь под это выделялись немалые средства… Когда я спросил, где результат, мне его представили на трех страницах машинописного текста! Когда же за дело взялся генеральный директор ОАО «Холдинговая компания «Сухой» Михаил Погосян, верное направление модернизации этого самолета было разработано за шесть месяцев и без всякого распыления денег.
     – Но в любом случае авиация – это не самолеты, а прежде всего люди. Чтобы поддерживать боеготовность при постоянной нехватке топлива, во многих авиачастях пилоты делятся на основной боевой расчет и нелетающих летчиков. Правильно ли поддерживать летные навыки одних за счет их утраты другими пилотами?
     - Неправильно. Но реалии таковы, что мы не можем дать одинаково высокий налет всем полковым пилотам. Да, с этого года в ВВС стали летать больше. Однако отсутствие топлива по-прежнему существенно ограничивает налет. Топлива нам выделяют в среднем чуть больше трети от минимальной потребности. Поэтому я требую от руководящего состава частей и соединений, чтобы, например, в авиаполку выбрали десять наиболее перспективных, с отличной теоретической и физической подготовкой летчиков. И готовили в ущерб другим, тем, которым просто не повезло. Я имею в виду выпускников летных училищ 1985 – 1987 годов. Именно тогда началось массовое сокращение авиаполков. В свои 35 – 40 лет они, к сожалению, так и не смогли добиться высокого профессионального уровня. Иной раз встречаешь майора, 38 лет, а он даже не командир звена, а еще старший летчик. Бороться за то, чтобы его назначили на должность командира звена или заместителя командира эскадрильи, нет смысла, потому что поздно. Надо вытягивать молодое поколение и из них делать командиров. Иначе мы ненужной жалостью к неудавшемуся поколению летного состава можем вообще загубить авиацию.
     Чтобы летчик нормально пилотировал самолет, он должен постоянно тренироваться в воздухе. Возьмем, к примеру, фронтовую авиацию. Летчик не допустит ошибок в технике пилотирования, если в месяц имеет налет в пределах десяти-тринадцати часов. Но если налетывает два-три часа, авария неминуема. Поэтому то, что летчик может налетать за год (предположим сорок часов), мы ему даем налетать в течение четырех-пяти месяцев. А потом пилот занимается полетами на тренажерах, работой с методической литературой, идет в отпуск и т.д. Тогда он имеет и нормальные летные навыки, и обеспечивается безопасность полетов. После длительного 4—5-месячного перерыва пилоту в течение недели дается 5 – 7 контрольных полетов, и он уже может дальше продвигаться по программе боевой подготовки.
      - Какие еще проблемы тормозят боевую подготовку?
     - Основная проблема – недофинансирование Военно-воздушных сил. До 1998 года доля финансирования ВВС из бюджета, ежегодно выделяемого Министерству обороны, составляла 16 процентов. Ровно столько же доставалось Войскам ПВО. А когда эти два вида объединили в один – ВВС, то вместо, казалось бы, логичных тридцати двух процентов стали выделять лишь четырнадцать. Как такое могло произойти – не понятно. К примеру, заводы готовы обеспечивать нас запасными частями для самолетов, зенитных ракетных комплексов в любом количестве, но для этого нужны деньги.
     Как бы то ни было, авиации в последнее время уделяется все больше и больше внимания. И прогнозы по обеспечению нас денежными средствами в следующем году очень неплохие. Однако средства в любом случае надо распределять разумно. Есть у нас сейчас полный комплект самолетов Ту-160, и еще один не нужен пока ВВС. Деньги на закупку этого самолета я бы с удовольствием сейчас вложил в строительство квартир для летного состава. На эти средства мы бы построили жилье для всего летного состава Военно-воздушных сил. Это было бы правильней, чем, к примеру, посылать на задание бесквартирный экипаж того же Ту-160.
     В 1980 году, когда я был назначен на должность начальника Борисоглебского высшего военного училища летчиков, в местном гарнизоне было 326 бесквартирных. А когда уходил с должности, в городе Борисоглебске не имели квартир всего лишь 14 прапорщиков, причем из числа коренных местных жителей. Мы развернули тогда действительно мощное строительство. Как известно, после отделки квартир солдатами-строителями приходится все переделывать. Поэтому квартиры в построенных домах мы принимали без отделки. А сэкономленные на этом средства вкладывали в постройку следующих домов. Причем темпы были действительно ударные – ежегодно перевыполняли план более чем в два раза. Строили не только в Борисоглебском гарнизоне, но еще в Бутурлиновке, Ряжске и других близлежащих военных городках.
     - Что сегодня больше всего волнует главкома Военно-воздушных сил?
     - В первую очередь – укомплектованность частей личным составом. Каждую субботу мне представляют материал о количестве военнослужащих, уволенных за неделю во всех частях ВВС. За выходные я его анализирую и в понедельник на совещании поднимаю того или иного командира и спрашиваю: «Почему?..» Эта работа приносит свои плоды. К примеру, подмосковным соединением ПВО командовал генерал-лейтенант Николай Дубовиков. Увольнялись офицеры, причем в основном молодые лейтенанты. Было принято решение об отстранении от должностей около двадцати командиров различного ранга этого соединения. И когда назначили генерал-майора Валерия Иванова — соединение сразу ожило. Тридцать четыре выпускника военных училищ, придя в соединение и окунувшись еще в ту атмосферу, которая царила после ухода Дубовикова, написали рапорты на увольнение. Иванов сказал: «Я с ними поработаю». В итоге из 34 уволился лишь один. Командир соединения создал офицерам нормальные условия для службы: помог с размещением, устроил жен на работу. Да, офицерское общежитие – не роскошный отель, но за него не надо платить бешеные деньги. Офицеры почувствовали, что нужны соединению, Военно-воздушным силам.
     Главное на сегодняшний день – не потерять офицера. Технику при наличии средств мы все равно восстановим, модернизируем, а потеряем офицера – потеряем армию.
     – Спасибо, Владимир Сергеевич, за интересное интервью, с праздником вас!
     - Вам спасибо. В свою очередь, поздравляю весь личный состав Военно-воздушных сил и наших ветеранов с Днем ВВС России и Днем Воздушного флота! Изменения к лучшему в нашей армии уже наступают. С нового года будет увеличено денежное довольствие военнослужащим. В каждой части мы оборудуем семейные общежития, хорошие инвестиционные контракты помогут нам построить больше жилья в Москве, Московской области и в других регионах. Желаю удачи и, самое главное, оптимизма!
     

     Дорогие военные летчики и создатели боевых машин!
     Российская военная авиация – гордость страны. Взмывает в небо самолет – перехватывает горло, по спине – мурашки. Понимаешь, как велика и талантлива наша Родина. Какими прекрасными людьми она полна.
     Больше вам полетов, учебы и воздушных побед!
     С праздником!
     С признательностью
     председатель правления СОАО «Русский Страховой Центр»
     Д.А. Извеков.



Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex