на главную страницу

18 Августа 2005 года

Планета людей

Четверг

НАРОД И ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА

Андрей НЕЧАЕВ, генеральный директор
Российской финансовой корпорации,
профессор.




     МНОГИЕ ПРОБЛЕМЫ современной России связаны с медленным реформированием ряда ключевых сфер экономики и общества, с неразвитостью институтов гражданского общества.
     Во-первых, несмотря на ряд мер либерального характера, реализованных в начале 90-х годов, и масштабную приватизацию, роль государства в экономической и социальной сфере остается чрезмерно высокой. Государство продолжает напрямую участвовать в хозяйственной деятельности. В стране действует около 9 тысяч государственных унитарных предприятий, несколько тысяч предприятий муниципальных, значительное число акционерных обществ с контрольным или блокирующим пакетом акций в руках государства. Среди них такие ключевые для экономики России компании, как «Газпром», «РАО ЕЭС», «Аэрофлот» и другие гиганты.
     Наряду с прямым участием в хозяйственной деятельности государство осуществляет перераспределение значительной части финансовых потоков. Через бюджеты всех уровней управления аккумулируется и распределяется около 40 процентов валового внутреннего продукта страны, что существенно превышает показатели США и ряда других развитых стран.
     Однако наиболее губительным для ускорения экономического роста в стране является запредельный уровень административного давления на бизнес. Обещанная несколько лет назад либерализация государственного контроля на деле свелась лишь к некоторому сокращению перечня лицензируемых видов деятельности. Но и при этом значительная часть лицензирования так и не была заменена сертификацией продукции и услуг. Как показывает мировой опыт, государственное регулирование производства и сбыта продукции должно быть направлено исключительно на обеспечение безопасности продукции, защиту потребителей (в частности, конкретных групп населения).
     Коррупция остается на беспрецедентно высоком уровне, превратившись в своеобразную форму дополнительного налогообложения предпринимателей. Вследствие этого цена «входа на рынок» и ведения предпринимательской деятельности является непомерно высокой, сдерживая в первую очередь развитие малого и среднего бизнеса. По оценкам Всемирного экономического форума, Россия входит в первую пятерку стран по уровню затрат бизнеса, связанных с преодолением административных барьеров (говоря проще, по уровню коррупции), занимая при этом 93-е место по эффективности государственного управления. В ходе недавнего опроса в рамках Консультативного совета по иностранным инвестициям более 90 процентов крупных иностранных компаний, действующих в России, назвали коррупцию и административное давление на бизнес главными препятствиями для экономического роста.
     Проводимая административная реформа фактически свелась к изменению структуры федеральных органов исполнительной власти. Попытку разделения хозяйственных, законотворческих и контрольных функций ведомств, несомненно, можно приветствовать. Однако реального снижения административного давления на бизнес это не принесло. Более того, «механическое» разделение министерств с формированием агентств и служб в конечном итоге привело к увеличению государственного аппарата (число только федеральных госслужащих превышает 700 тысяч человек).
     Неблагоприятному инвестиционному и предпринимательскому климату способствует политика местных властей, стремящихся захватывать собственность, регулировать финансовые и материальные потоки, вводить местные налоги и поборы, совмещать властные и хозяйственные функции. Отсутствие де-факто единой экономической политики федеральных и местных властей – серьезная угроза для целостности России.
     Традиционный для нормального гражданского общества социальный контракт между обществом (населением) и государственной властью, на котором базируется современное государство в цивилизованном мире, оказался у нас перевернутым с ног на голову. Он характеризуется неисполнением принятых обязательств: граждане не полностью платят налоги, а государство некачественно исполняет свои обязанности, в том числе не финансирует принятые им же законы.
     Во-вторых, следствием незавершенности структурных реформ остается высокий уровень монополизации российской экономики, ее структурная несбалансированность и сырьевая направленность.
     Реформирование естественных монополий реально не вышло из стадии создания законодательной и нормативной базы, если не считать реформой фактическое переименование Министерства путей сообщения в государственное ОАО «Российские железные дороги».
     Хотя за последнее десятилетие появился целый ряд новых секторов экономики и получили опережающее развитие сферы хозяйственной деятельности, слабо представленные в прежней плановой экономике, экономический рост в значительной степени определяется экспортом энергоносителей. По оценкам Министерства экономического развития и торговли, в 2004 году из 7 процентов роста ВВП более 2,5 процента было связано с экспортом энергоресурсов. Вследствие этого рост остается неустойчивым, зависимым от внешнеэкономической конъюнктуры.
     НУЖНО ПОНИМАТЬ, что наличие относительно дешевых природных ресурсов является естественным конкурентным преимуществом российской экономики. Важно найти разумную меру в перераспределении при участии государства повышенных доходов сырьевого сектора с целью ускорения развития высокотехнологичных отраслей и решения актуальных социальных проблем.
     Однако государственный протекционизм не должен выходить за разумные пределы, когда он сдерживает развитие конкуренции и негативно отражается на потребителях продукции ради защиты ее производителей. Примером такого рода протекционизма являются многолетние безуспешные попытки защитить российскую автомобильную промышленность путем введения запретительных пошлин на импорт подержанных иностранных автомобилей.
     Создание благоприятного инвестиционного и предпринимательского климата требует от государства активизации усилий в направлении защиты собственности, включая создание цивилизованных механизмов ее национализации, расширения прав собственности на землю и недвижимость при упрощении их регистрации, защиты интеллектуальной собственности, создания системы регистрации перехода прав, хранения информации о сделках, защиты прав акционеров и кредиторов. Приоритетным направлением государственной политики должно стать создание конкурентной среды и равных условий конкуренции, проведение эффективной антимонопольной политики, развитие законодательных и правоприменительных основ прозрачности создания и слияния компаний, снижение барьеров входа на рынок, упорядочение доступа к госзаказам и иным бюджетным ресурсам.
     В-третьих, в стране только началось реформирование социальной сферы и системы отношений между государством и населением. В силу крайней сложности и болезненности этого процесса власть постоянно откладывала его начало, ограничиваясь частичными мерами. Сейчас нам предстоит практически одновременно завершать пенсионную реформу, реформировать жилищно-коммунальное хозяйство, создавать новую систему организации и финансирования образования и здравоохранения, вообще менять всю систему отношений между государством и гражданами в социальной сфере.
     В 2005 году государство начало замену «натуральных» льгот денежными выплатами. С «идеологической» точки зрения эта акция сопоставима с либерализацией цен или приватизацией. Фактически можно говорить об отказе от одного из базовых принципов прежней советской системы социальной защиты. Несомненно, замену части льгот выплатой денежных компенсаций бывшим льготникам можно рассматривать как первый шаг к построению новой для нас системы социального обеспечения населения. Суть ее в переложении нагрузки по социальной защите граждан с государства на самих граждан с соответствующим ростом их доходов. Замечу, что в этом русле лежит и снижение подоходного налога, а также введение так называемых социальных вычетов из налоговой базы этого налога, осуществленное два года назад.
     К сожалению, правильная «по сути» монетизация льгот была проведена крайне «неряшливо» и поспешно. Не был проанализирован реальный объем льгот и состав льготников. В результате для жителей городов, особенно крупных, объем денежных выплат оказался недостаточным для реальной компенсации потерянных «натуральных» льгот. Все это вызвало активный социальный протест.
     В перспективе необходимо стремиться к сочетанию разумного набора бесплатных услуг в сфере образования, медицинского обслуживания, культуры и т.п. с поддержкой развития коммерческого образования, медицины, пенсионного обеспечения.
     Последовательная коммерциализация ЖКХ, пассажирского транспорта, частично здравоохранения и образования, дополненная ростом доходов населения и адресной социальной защитой, постепенно создаст гигантский новый рынок для бизнеса.
     ПОДВОДЯ ИТОГИ, можно констатировать, что на нынешнем этапе принципиально важно сформулировать, законодательно и практически закрепить новые цели и принципы государственного вмешательства в экономику и социальную сферу, сделать отношения госуправления с бизнесом и обществом понятными и прозрачными. Разрешительные, надзорные и контрольные функции госорганов должны быть жестко ограничены и упорядочены. Чрезвычайно важно совершенствование механизмов обжалования решений госорганов.
     Необходимо, чтобы реально возобладал принцип «в экономике разрешено все, что не запрещено законом, а власти запрещено все, что не предусмотрено законом».
     Государство должно дать обществу сигнал о желании заключить новый социальный контракт. Суть его в том, что население платит разумные налоги, а государство качественно обеспечивает выполнение своих четко закрепленных функций, в том числе в сфере социального обеспечения населения.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex