на главную страницу

18 Августа 2005 года

Планета людей

Четверг

«ВОЙНЫ С ТЕРРОРИЗМОМ» БОЛЬШЕ НЕ БУДЕТ

Владимир КУЗАРЬ.




     НЕТ, НЕТ, ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ международного сообщества этому новому и очень серьезному вызову человечеству продолжается. И нет сомнения, что оно будет только нарастать. В том числе и со стороны Соединенных Штатов, где вдруг посчитали необходимым отказаться от самого термина «война с терроризмом». Кстати, рожденного там же. «Америка, ее друзья и союзники едины со всеми, кто хочет мира и безопасности во всем мире, и мы плечом к плечу победим в войне против терроризма», - заявил Джордж Буш в своем обращении к нации, с которым он выступил 11 сентября 2001 года. И гордился своей любимой фразой, в которой, с точки зрения пропаганды, удачно сочетались по крайней мере две вещи – возникшая угроза не только для США, но и для всего мира и решимость справиться с ней любыми средствами, и в первую очередь военными. Эта фраза, ставшая идеологическим лозунгом, помогла Бушу переломить складывающуюся для Америки негативную тенденцию и подчинить мировое сообщество Соединенным Штатам хотя бы в борьбе с международным терроризмом. Под этим лозунгом начинались войны в Афганистане и Ираке. Во многом благодаря ему Бушу удалось сплотить американскую нацию, а затем и победить на президентских выборах.
     Однако с недавних пор, полагают в Вашингтоне, термин «война с терроризмом» больше не играет, и предлагают заменить его на «глобальную борьбу с экстремизмом и насилием». По нескольким причинам. Прежде всего в связи с тем, что главные цели, которые ставились перед «войной против терроризма», так пока и не достигнуты. Не пойманы и не наказаны непосредственные организаторы терактов в Нью-Йорке и Вашингтоне, а операция по уничтожению «Аль-Каиды» и ее лидера Усамы бен Ладена явно затягивается. Более того, оказалось, что террористы, и это подтверждают события в Мадриде, Лондоне и ряде городов России, приняли вызов Америки и активно включились в «войну». Не исключено, что американским войскам все же придется не солоно хлебавши уйти из Афганистана и Ирака. Другими словами, самая мощная армия в мире не в состоянии справиться с врагом, который действует не на полях сражений, а на улицах густонаселенных городов всего мира и по сути несет поражение. Чего Вашингтон, естественно, не может допустить. Кроме того, когда речь идет о войне, с поля зрения уходит идеологическая составляющая борьбы с терроризмом, а она, по словам замминистра обороны США Дугласа Файта, не менее важна, чем военная. Его поддерживает и председатель объединенного комитета начальников штабов вооруженных сил США генерал Ричард Майерс, который подчеркивает, что успеха в таком деле можно добиться, лишь комплексно используя дипломатические, политические и экономические методы. При этом, естественно, он вовсе не исключает роль вооруженных сил.
     Вот почему, пишет газета «Нью-Йорк таймс», в последних выступлениях высокопоставленных военных чиновников и представителей администрации Джорджа Буша вместо «войны с терроризмом» говорится о «глобальной борьбе с экстремизмом и насилием». Ведь борьбу в отличие от войны можно вести бесконечно долго. И первым, кто употребил этот термин, был министр обороны Дональд Рамсфелд, который, выступая 25 июня перед выпускниками академии ВМС в Аннаполисе, заявил о «глобальной борьбе с экстремизмом и насилием». Одновременно начат процесс ее перестройки, которой подвергается вся антитеррористическая деятельность США как внутри страны, так и за рубежом.
     КОНКРЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ и цели этой борьбы будут изложены в специальном докладе совета национальной безопасности и президентской антитеррористической директиве, которые, как предполагается, будут обнародованы буквально на днях. Однако основные идеи этих документов, а тем более нового «Стратегического плана войны с терроризмом для вооруженных сил», который подписал шеф Пентагона еще 3 марта, уже обсуждаются в американских средствах массовой информации. Как они указывают, перестройка антитеррористической деятельности внутри страны прежде всего связана с разработкой особой системы правосудия. В принципе этот процесс начался сразу же после событий 11 сентября, когда, обойдя стороной федеральные суды и конституционные гарантии, вооруженным силам были даны полномочия задерживать иностранцев на неопределенный срок и судить их трибуналами, которые не использовались со времен Второй мировой войны. Впоследствии представители американской администрации заявили, что перед лицом разрушительных террористических актов «правительство может быть оправдано в принятии мер, которые в менее тревожных обстоятельствах могли бы считаться нарушением личных свобод». Если президент решает, что угроза оправдывает применение военной силы внутри страны, подчеркивали они, тогда, «мы полагаем, соблюдение четвертой поправки к конституции действует не более чем в случае вторжения или восстания». Также говорилось и о том, что Белый дом может соблюдать международные законы выборочно. Особо оговаривалось то, что суд над террористами по законам войны «не означает, что террористы находятся под защитой Женевских конвенций или прав, которые по законам войны имеют представители воюющей стороны».
     Считается, что эти положения сейчас будут официально подтверждены и закреплены в специальном антитеррористическом законе. В том числе будет разрешена деятельность вооруженных сил внутри страны. Министерство обороны уже выступило с инициативой внести соответствующие изменения в американскую конституцию. Кроме того, продлят действие антитеррористического закона, известного как «Акт патриота», который был принят конгрессом в 2001 году. Им, в частности, разрешается прослушивание мобильных телефонов, контроль за Интернетом, включая компьютерную почту. Насколько это важно, свидетельствует тот факт, что «переходящее прослушивание телефонов» позволяет спецслужбам следить за всеми видами электронной связи подозреваемых лиц, даже если они все время меняют свои электронные устройства или мобильные телефоны. Интересно, что до появления «Акта патриота» Интернет-провайдеры информировали федеральные власти о сообщениях электронной почты угрожающего содержания, постоянно сталкиваясь при этом с риском судебных исков.
     Естественно, будут и дальше расширяться возможности правоохранительных органов по защите Америки от терактов и проникновения в нее боевиков из экстремистских группировок.  «С 2001 года мы более чем в три раза увеличили расходы на обеспечение внутренней безопасности и более чем в десять раз увеличили финансирование тех, кто первым отвечает на чрезвычайные ситуации и защищает нашу страну», - заявил глава Белого дома, выступая в июне перед офицерами — выпускниками полицейской академии. И добавил, что «офицеры правоохранительных органов стоят между нашим народом и большими опасностями и мы гарантируем, что у вас будут инструменты, необходимые вам для вашей работы».
     ЧТО КАСАЕТСЯ новых подходов к глобальной борьбе с экстремизмом и населением за пределами Соединенных Штатов, то среди них особо выделяется необходимость повышения имиджа Америки в глазах всего мира, причем в первую очередь в глазах исламского мира. По словам Карен Хьюз, назначенной на пост помощника госсекретаря США по общественной дипломатии и ответственной за решение этой задачи, она собирается «победить пропаганду с помощью правды», а точнее, бросить вызов идеологии радикального исламизма. При этом основные усилия будут сосредоточены на помощи той части исламского мира, которая готова жить в мире и сотрудничать с людьми иной веры и культуры, и на борьбе с другой частью - радикальной, настаивающей на необходимости тотальной войны со всеми «неверными». Пока же, отмечают в Вашингтоне, в самом исламском мире верх над «умеренными» берут «радикалы», а западные страны своей неумной политикой по отношению к исламу только способствуют тому.
     В этой связи главным источником террористической угрозы для Соединенных Штатов отныне объявляется «исламский экстремизм». В том же пентагоновском «стратегическом плане» подчеркивается, что «первоочередным врагом» являются «экстремистские суннитские и шиитские движения, которые используют ислам в политических целях» и образуют часть «глобальной паутины враждебных сетей». Соединенные Штаты теперь нацелены на противостояние двум десяткам различных группировок, а не только «Аль-Каиде», как это имело место ранее. Новой будет и стратегия борьбы против террористических сетей. Она определена из восьми ключевых направлений, по которым следует оказывать постоянное давление на террористические группировки: идеологическая поддержка, вооружение, финансы, связь и передвижение, убежища, вербовка рядовых сторонников, доступ к целям терактов, руководство.
     Новая стратегия предполагает перестройку всех звеньев антитеррористической системы, начиная с низов и заканчивая самыми верхами. «Моим парням, - заявил в этой связи командующий силами специального назначения армии США генерал-лейтенант Филип Кенсингер, - предстоит научиться работать по всему миру, продолжать боевую учебу и одновременно сотрудничать с подразделениями государств-союзников, на территории которых они действуют, а также с подразделениями армии США и другими американскими агентствами». А, по словам заместителя начальника управления по антитеррористической войне при объединенном комитете начальников штабов вооруженных сил бригадного генерала Роберта Каслена, до этого у каждой структуры было свое собственное представление о том, кто ее враг. Поэтому каждая структура сама решала, как с ним лучше воевать. В результате все службы, командование, многочисленные агентства действовали несогласованно. Отныне будет покончено и с этим. Роль координатора в министерстве обороны возложена на командование специальных операций. Ему предписано разработать собственный план глобальной кампании, в котором будут расписаны подробности новых контртеррористических операций и будут учтены соответствующие планы пяти региональных военных командований США.
     Ожидается, что и в масштабах всей страны новая президентская директива устранит противоречия, существующие в организации борьбы с насилием и экстремизмом. Ранее, еще при Клинтоне, все полномочия этой борьбы за рубежом были переданы государственному департаменту. После событий 11 сентября президент Буш назначил ЦРУ ответственным за все антитеррористические операции за рубежом. Однако президентская директива по национальной безопасности за номером 9 от 25 октября 2001 года предписывала уже Пентагону приступить к разработке военных планов по уничтожению террористов за рубежом. Подобные накладки касаются также министерства юстиции, министерства национальной безопасности и новых разведывательных структур, созданных после 11 сентября 2001 года. Пентагон предложил, чтобы в новой директиве был разработан механизм, позволяющий главе государства ставить определенные задачи в определенном регионе той структуре, которая, по его мнению, наилучшим образом с ними справится. Пока не ясно, будет ли принято это предложение, поскольку и другие ведомства, не желающие уступать своих позиций, выступили с собственными на сей счет инициативами.
     Вполне возможно, что определенные коррективы будут внесены и в систему оказания помощи иностранным государствам по обучению и оснащению их войск, полицейских сил и специальных подразделений. Эта система, по словам заместителя министра обороны Дугласа Файта, была учреждена во времена «холодной войны» «больше для укрепления взаимоотношений и в меньшей степени, для того чтобы помочь нашим партнерам активнее участвовать в наших военных операциях». При этом он вспоминает, какой головной болью обернулось предложение Пентагона обучить и экипировать грузинскую армию. «Нам пришлось пять или шесть раз выделять под это различные суммы, а отдачи никакой», - подчеркнул замминистра. Однако, по мнению аналитиков, изменить сложившуюся систему будет нелегко. Тем более что совет по национальной безопасности считает необходимым «постоянно увеличивать число наших союзников... и помогать им бороться с экстремизмом и насилием на их собственной территории».
     ТАКИМ ОБРАЗОМ, Вашингтон намерен изменить правила борьбы с международным терроризмом. И те из них, которые сейчас обсуждаются американским истеблишментом, выглядят вполне реалистичными. Но станут ли они таковыми, покажет время. А главное - насколько Америка готова отказаться от «комплекса сверхдержавы», зачастую не позволяющего ей считаться с реалиями окружающей действительности и диктующего использовать силу в качестве основного аргумента строительства международных отношений, а также от двойных стандартов. Однако демонстрация по американскому телевидению интервью с международным террористом Басаевым говорит о том, что до такой готовности еще далеко, и дает основание полагать, что и новые правила борьбы с насилием и экстремизмом могут также не привести американцев к поставленной цели.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex