на главную страницу

20 Августа 2005 года

За безопасность полетов

Суббота

Летать или латать?

Михаил ЧЕВЫЧЕЛОВ.



Небо над аэродромом плотно зашторили тяжелые слоистые облака. Утром на полковом построении кто-то из авиаторов громко посетовал: «Самое время летать в облаках, а мы...» Он не досказал фразу, но летчики, инженеры и техники, стоявшие в строю, кажется, поняли, о чем идет речь. А кто не понял, тем отцы-командиры популярно разъяснили ситуацию: аэродром базирования нуждается в капитальном ремонте, отныне полеты на нем запрещаются до полного восстановления взлетно-посадочной полосы.


     - А кто будет восстанавливать эту самую взлетно-посадочную полосу? - наивно поинтересовался один из авиаторов.
     - Мы с вами и будем восстанавливать, - последовал тут же четкий ответ...
     Что же случилось с бетонкой аэродрома, на котором базируется отдельный полк морской авиации Тихоокеанского флота? А ничего экстраординарного.
     О проблемах аэродрома и его капитальном ремонте командование полка и соответствующие тыловые органы начали хлопотать еще два года тому назад.
     Обращались за помощью в тыл флота и по команде выше. И, кажется, были услышаны там, наверху, но конкретной помощи так и не получили... С наступлением весны 2005 года, когда мерзлый грунт под бетонным покрытием аэродрома потерял свою каменную твердость, плиты взлетно-посадочной полосы начали «гулять», разъезжаться. На ВПП появились трещины. Для современной тяжелой авиации, которая базируется здесь, это очень опасные условия. При таком состоянии бетонки на взлете и посадке самолета может случиться всякое...
     Впрочем, одну летную смену начавшегося летнего периода боевой учебы авиаторы отработали, а на следующую этот таежный аэродром оказался под прицелом военной прокуратуры. За нарушение безопасности полетов, разумеется.
     Руководство полка во главе с командиром полковником Владимиром Пушкаревым оказалось перед дилеммой: или прекратить полеты и ждать, когда московское начальство раскошелится и выделит необходимые средства на ремонт аэродрома, или же попробовать отремонтировать бетонку своими силами.
     Ждать не стали. Вооружившись отбойными молотками, ломами, кирками и лопатами сами начали «штопать» поношенную бетонку аэродрома. На эту, прямо скажем, адову работу авиаторы израсходовали самое дорогое время – июнь, когда надо было летать в облаках и в условиях метеоминимума и погода этому вполне способствовала.
     Прошел июль, а ремонтным работам на аэродроме конца и края не видать. Теперь летному составу полка придется наверстывать упущенное. Смогут ли?
     Вот как оценивает сложившуюся ситуацию сам командир полка полковник Владимир Пушкарев: «На нашем аэродроме базируется современная авиация, а ремонтируют его летчики и техники с помощью примитивных инструментов - лома, лопаты и кирки. Что сможем, сделаем своими силами. Конечно, качество такого ремонта будет соответствующим. Такую ответственную работу должны выполнять профессионалы, имея для этого необходимую технику и средства».
     А вот что сказал по этому поводу начальник ВВС и ПВО ТОФ Герой Российской Федерации генерал-лейтенант Иван Бохонко: «Наши аэродромы нуждаются в капитальном ремонте, для этого необходимо более 4 миллиардов рублей. На сегодняшний день нам еще не выделили и копейки даже на текущий ремонт... Перебазироваться на другой, пустующий аэродром нецелесообразно. Там осталась одна взлетно-посадочная полоса, вся остальная инфраструктура отсутствует. Нет приводных радиомаяков, радиолокационных станций, курсоглиссадной системы, радиосвязи, частей обеспечения... Потребуются огромные вложения сил и средств, чтобы воссоздать там все заново... Поэтому будем летать пока со своих аэродромов и конечно же латать их, как только представится такая возможность».
     На заре становления морской авиации на тихоокеанских берегах нашей Родины авиаторы уже проходили через нечто похожее: в таежной глухомани и на пустынных океанских побережьях они строили аэродромы. Вот как об этом рассказывал позже один из ветеранов военно-воздушных сил Тихоокеанского флота: «Распорядок дня был построен в две смены. Одна половина эскадрильи до обеда летала, а потом засыпала овраги и рытвины на аэродроме, другая - наоборот. А вся неделя распределялась так: четыре дня летные, один день политической учебы, один - парковый, а в воскресенье всей эскадрильей выходили на аэродром засыпать неровности и овраги».
     Это были далекие тридцатые годы минувшего столетия.
     Аэродромы - грунтовые, самолеты - тихоходы, на которых можно было взлетать с любой мало-мальски укатанной железным катком площадки. Тогда и в самом деле можно было одномоментно летать с такого примитивного аэродрома и «латать» его, засыпая рытвины и овражки. Удастся ли авиаторам-тихоокеанцам повторить опыт своих крылатых «пращуров», время покажет. Но надеяться им пока не на кого, кроме как на самих себя.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex