на главную страницу

20 Августа 2005 года

Точка зрения

Суббота

Прощай, развитие?

Матвей КОРОЛЕВ, президент Фонда поддержки народных инициатив.



     

     В Четверг Правительство России рассмотрело проект федерального бюджета на 2006 год. Бурного обсуждения не получилось: не считая нескольких незначительных упреков, министры практически единодушно одобрили бюджетные параметры будущего года. Поэтому до 26 августа проект внесен в Государственную Думу с точечными корректировками.
     Что обещает нам главный финансовый документ страны?
     Доходы вырастут до 5,046 трлн. руб. (на 32 проц. по сравнению с 2005 годом). Расходы достигнут 4,27 трлн. руб. (на 28 проц. больше нынешнего года). Профицит составит 776 млрд. руб. при 278 млрд. по бюджету 2005 года (рост в 2,8 раза). Инфляция обещана на уровне 7 - 8,5 проц. Государственные инвестиции, а это федеральные целевые программы (ФЦП), федеральные адресные инвестиционные программы (ФАИП) и средства инвестиционного фонда, спланированы в объеме, превышающем 700 млрд. рублей. Вроде бы все в порядке. Посмотрим, однако, в корень вопроса.
     На что должен быть ориентирован бюджет страны, находящейся в таком положении, как наша? Очевидно, на ее экономическое и социальное развитие. Да и президент говорил об этом в своем апрельском послании. Но является ли в действительности представленный Минфином проект «бюджетом развития», как назвал его министр финансов Алексей Кудрин?
     Начнем с того, что правительство сосредоточилось на дальнейшем «надувании» стабилизационного фонда, фактически замораживая гигантские инвестиционные ресурсы – до 2.242 млрд. руб. на конец 2006 года, т.е. почти половину всех доходов федерального бюджета. Но думается, что эти деньги лучше было бы направить в реальный сектор экономики, профинансировав проекты в сфере высоких технологий, в оборонно-промышленном комплексе, увеличив государственные закупки новых систем вооружения, поддержав приоритетные отрасли промышленности, прежде всего – машиностроение и станкостроение, без чего невозможен нормальный экономический рост.
     СейЧас много говорится о необходимости усиления государственного контроля за топливно-энергетическим комплексом. Одновременно мы видим неуклонное снижение темпов роста нефтедобычи. Причиной тому – высокий износ оборудования. Почему же не использовать средства стабфонда для модернизации добывающих мощностей нефтяных компаний, сформировав при этом адекватную государственную долю в их акционерном капитале? К тому же ресурсы стабфонда могли бы стать мощным локомотивом развития образования и науки, которые потянут за собой все основные отрасли российского хозяйства.
     Но что мы видим? Накапливая в «кубышке» триллионные суммы, экономический и социальный блоки правительства, с одной стороны, отменяют льготы, лишая граждан, по разным оценкам, до 260 млрд. рублей, с другой – реформируют сферу жилищно-коммунального хозяйства, а это еще несколько сотен миллиардов рублей из народного кармана. А что делается для подъема реального сектора экономики? Список ФЦП и ФАИП до сих пор недоработан, ничтожно малая их часть касается инвестирования промышленных программ. С инвестиционным же фондом, в который предполагается направить порядка 70 млрд. руб., вообще сложилась парадоксальная ситуация. Минэкономразвития не представляет себе, куда и как потратить эти деньги, хотя, по идее, закладываемая в бюджете сумма должна исчисляться исходя из конкретного списка инвестируемых проектов и расчетов экономического эффекта от их реализации.
     Минфин и Минэкономразвития говорят: не смейте трогать стабилизационный фонд, он и только он способен спасти нас от инфляции. Стабфонд не трогают, однако битву с инфляцией правительство уже по сути проиграло: по официальным оценкам, инфляция на конец года достигнет 11 проц., по неофициальным – 14 проц. Притом в бюджете 2005 года этот показатель заложен в размере 7,5-8,5 проц., а в бюджете 2006-го – 7 - 8,5 проц. Реальны ли инфляционные показатели, напрямую связанные со всеми остальными параметрами бюджета?
     Отметим еще один факт. По оценкам Минэкономразвития, рост ВВП по итогам 2005 года составит 5,9 проц., а в 2006 году – 5,8 - 5,9 проц. В то время как среднегодовые цены на нефть в текущем году составили порядка 48 долл. за баррель (прогноз в бюджете 2006 года – 40 долл., хотя по ряду контрактов на 2006 год цена уже превышает 60 долл.). Куда же будут направлены дополнительные бюджетные поступления от экспорта энергоносителей? Ведь это основной источник государственных доходов.
     Известно, что в прошлом году ВВП вырос на 7,1 проц., но в нынешнем году его рост замедлился, а по прогнозу на 2008 год вообще не превысит 6 проц. Хотя, для того чтобы выполнить президентскую установку об удвоении ВВП к 2010 году, его годовой рост должен находиться на уровне 8 - 9 проц.
     СкладываетсЯ впечатление, что финансовый и экономический блоки правительства играют в игру – «накопи и никому не дай». Триллионный стабилизационный фонд, размещенный в иностранных, прежде всего американских ценных бумагах (кому ж это выгодно?), нереализуемые инвестиционные возможности в 700 млрд. рублей, еще триллион, сэкономленный на монетизации и реформе ЖКХ, 150 млрд. долл. золотовалютных резервов Центробанка, да еще бюджетный профицит 2006 года в 776 млрд. рублей. Астрономические суммы, лежащие без движения. И только одно оправдание – это необходимо, для того чтобы стабилизировать макроэкономические показатели. Только так мы якобы сможем достичь экономического роста.
     Но практика последнего десятилетия наглядно показала – одной макроэкономической эквилибристикой дело с мертвой точки не сдвинешь. Нужна масштабная государственная поддержка отечественной промышленности и сельского хозяйства, тех отраслей и направлений, которые уже в обозримой перспективе могут обеспечить надежный экономический рост, защищенный от колебаний мировой конъюнктуры. Возможности для этого, как мы видим, есть, и немалые. Но есть ли желание?


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex