на главную страницу

23 Августа 2005 года

Армия и общество

Вторник

Мина – учебная, заряд – настоящий

Виталий АНЬКОВ, «Красная звезда».
Фото автора.



Короткий, но емкий инструктаж, роспись в журнале, спасательный жилет и – вниз по штормтрапу, в только что спущенную на воду шлюпку. Несмотря на тихую, с легким туманом погоду, шлюпка живет, «пляшет» под ногами. Абсолютно неподвижную, как на озере, гладь моря, а точнее - океана, мне довелось увидеть лишь один раз в жизни — в 1980 году, когда большой противолодочный корабль «Адмирал Октябрьский» прошел сначала Сингапурский, а затем Малаккский проливы. Это было похоже на чудо: Индийский океан – ровный как зеркало…


     Матрос, удерживающий шлюпку на месте, ворчит, «настоятельно рекомендует» поскорее определиться с местом и сесть наконец. Подчиняюсь безропотно. Вспоминается анекдот о прапорщике, который два раза не повторяет.
     Последним в шлюпку спускается командир минно-торпедной боевой части корабля капитан-лейтенант Андрей Канищев. Весла на воду!.. Навались!..
     Эх, красота! Корабль, только что нависавший над нами, уже не кажется таким громадным. Куда ни кинь взгляд – линия горизонта. Воздух – стерильный, надышаться невозможно. Тихо. Только уключины поскрипывают да матросы посапывают тяжело с непривычки…
     Впрочем, в сторону лирику. Не на шлюпочную прогулку вышли. Впереди – выполнение ответственного боевого упражнения по подрыву учебной плавающей мины. Вот она в ногах лежит, родимая, - пустая железная бочка с приваренной к ней петлей: чтобы было за что пиротехнический заряд цеплять. Вчера по такой же бочке-«мине» успешно отработали артиллеристы. Сегодня наступила очередь корабельной подрывной команды во главе с капитан-лейтенантом Канищевым. В жизни ведь всякие ситуации реальны. В открытом море лучше, конечно, мину расстрелять. А если рядом берег, да, к примеру, вода льдом покрыта, – куда снаряды рикошетом улетят?..
     Начальник минно-торпедного отдела Приморской флотилии капитан 1 ранга Евгений Дубинин накануне рассказывал мне, что случаи обнаружения боевых мин, оставшихся в море после двух кровопролитных войн, не так уж редки. И ему самому приходилось их ликвидировать, и его заместителю капитану 2 ранга Игорю Глотову. Не так давно смертоносный привет из далекого прошлого «выудили» приморские рыбаки. Хорошо, что им, как говорится, хватило ума не прикасаться к опасной находке и сразу сообщить, куда следует. В итоге информация дошла до флотских минеров, которые, тщательно просчитав все возможные варианты, уничтожили мину на месте…
     Шлюпка на безопасном для корабля расстоянии. Один из матросов поднимает бочку над головой «и за борт ее бросает в набежавшую волну». Капитан-лейтенант Егор Бодров достает из сумки пиротехнический заряд, трубку первичного детонатора. Моряки опять наваливаются на весла…
     Выражаясь флотским языком, шлюпка совершает циркуляцию, разворачивается и начинает, теперь уже кормой вперед, медленно приближаться к «мине»…
     В самом начале этих маневров я не мог не заметить маленький (впрочем, маленький ли?) «прокол»: один из гребцов едва не задел бочку веслом. Позже, во время разбора «полетов», капитан 1 ранга Дубинин, следящий за нами в бинокль с ходового мостика корабля, тоже скажет об этом Канищеву: «Надо отработать греблю и выбор траектории движения шлюпки…»
     Впрочем, дальше все происходит, как говорится, без сучка и задоринки. Капитан-лейтенант Андрей Канищев действует уверенно, команды отдает спокойным, ровным голосом. Шлюпка подходит к «мине» таким образом, чтобы ветер дул ей в корму. «Вот это грамотно…» - скажет потом капитан 1 ранга Дубинин. Капитан-лейтенант Бодров склоняется над водой, вытягивает вперед руки. Вот-вот между ними должны оказаться предполагаемые «рога»…
     А мне в этот напряженный момент вдруг видится совершенно другая картина.
     …Балтика. 1946-й год. Базовый тральщик в густом тумане практически стоит на месте. 19-летний моряк с прекрасным для фронтового поколения именем Виктор, оказавшись на верхней палубе, случайно, а может быть, не случайно, замечает огромную рогатую мину, неотвратимо приближающуюся к борту корабля. Еще секунда-другая, и произойдет взрыв, который уничтожит маленький тральщик мгновенно. Как он решился на это, как он додумался до этого, потом и сам не мог понять, а уж объяснить - тем более… Он просто шагнул на мину и, пока она проплывала возле корабля, отталкивался руками от борта…
     Историю эту я узнал лишь лет через десять после знакомства с бывшим моряком-балтийцем – моим будущим тестем… Впрочем, сам он себя бывшим не считал. Семь лет (!) срочной службы, несколько призывов из запаса на переподготовку в офицерском звании. Любимый праздник – День ВМФ. Дома и в гараже – фотографии кораблей. Когда рюмку ему наливал, он палец подставлял и говорил не «хватит», а «дробь», как принято на флоте… Да, десять лет, не меньше, потребовалось мне, чтобы этого достойнейшего и скромнейшего человека разговорить об уникальном подвиге, за который он был награжден медалью Ушакова…
     Когда опасность для тральщика миновала, у моего будущего тестя ноги стали ватными. Слава Богу, его заметили, спустили на воду шлюпку. «Прыгай!..» - кричат. А его будто парализовало. Мина скользкая, зловещие рога торчат, боится за них ногой задеть. В конце концов собрался духом и сиганул в ледяную воду. Вытащили, переодели, стакан спирта дали – даже насморка не схватил…
     Светлая ему память… Светлая память всем флотским минерам, кто не дожил до нынешнего дня.
     …Капитан-лейтенант Бодров прикрепляет конец, идущий от пиротехнического заряда, к бочке и отпускает ее. Затем соединяет заряд с первичным детонатором. Капитан-лейтенант Канищев достает пистолет-ракетницу производства 1944 года. Такие, наверное, только на флоте остались. Бодров выдергивает чеку. Канищев стреляет вверх из ракетницы и засекает время… Ну, теперь, ребята, не до шуток. Мина учебная, а заряд-то самый что ни на есть настоящий. Навались-ка еще раз!.. Ребят уговаривать не надо. Смотрю – совсем другие лица. И каждый гребок - с удвоенной энергией. Вот что значит обстановка, приближенная к боевой. Через радиста, сидящего на носу шлюпки, капитан-лейтенант Канищев держит постоянную связь с командиром корабля…
     Спустя несколько минут расстояние до «мины» уже не вызывает опасений. Однако командир подрывной команды приказывает всем лечь на дно шлюпки. Таковы условия боевого упражнения. Томительный отсчет последних секунд, и вот – взрыв! Ничего себе! А может быть, бочка не пустая была?.. Шутка. Настоящую мину может уничтожить только мощный заряд.
     На пути к кораблю сгустился туман и превратился в водяную взвесь. Видимость резко ухудшилась. А настроение у всех – отличное: успели.

     На снимках: в ходе учений; командир минно-торпедной боевой части Андрей КАНИЩЕВ.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex