на главную страницу

23 Августа 2005 года

Армия и общество

Вторник

Драма израненных душ,
или Почему ветераны боевых действий остаются без реабилитационного центра

Владимир БЕЛОВ, подполковник запаса, Герой России.
Полковник Сергей ПЕТРАЧКОВ, «Красная звезда».



Сегодня в России насчитывается свыше 30 миллионов инвалидов, в том числе около 2 миллионов - участников войны и боевых действий. При этом официальная статистика не считает так называемых комбатантов, иными словами тех, кто вернулся с войны живым и, если повезло, здоровым. Но ведь в здоровом теле после таких перегрузок не всегда может оставаться здоровый дух.
Колоссальные стрессовые переживания даже для молодых людей - вчерашних солдат «горячих точек» - оканчиваются печально: инфаркт, инсульт... Так уж получилось, что, отдав армии свои лучшие годы и здоровье, многие из них, оказавшись на «гражданке» оказались никому не нужными. И если Героям России и действующим офицерам в этом плане повезло больше - их пока лечат в госпиталях силовых структур, то уволенным в запас рядовым «горячих точек» отказано даже в этом.
Сегодня, к большому сожалению, только в нескольких военных госпиталях существуют Центры психоневрологической помощи ветеранам боевых действий. А, как считает начальник ведущего Центрального военного госпиталя Минобороны РФ полковник медицинской службы Сергей Белякин, реабилитация, пусть даже небольшая, необходима абсолютно всем фронтовикам. По его мнению, следует составить списки таких людей по всей стране, провести тестирование и оказывать помощь через региональные реабилитационно-оздоровительные центры, необходимость создания которых уже давно назрела...

     
Что написано пером...

     В конце минувшего тысячелетия группа офицеров, воевавших в «горячих точках» и принимавших участие в ликвидации чернобыльской трагедии, во главе с подполковником запаса Константином Злацким обратилась в правительство Москвы с просьбой выделить помещение в микрорайоне Марьино под первый в стране реабилитационно-оздоровительный центр для ветеранов боевых действий.
     И всего через несколько месяцев, в конце 1999 года, Москва выделяет такое нежилое одноэтажное здание-пристройку в Юго-Восточном административном округе столицы. Однако офицеры об этом даже... не узнали. Согласно официальным документам, здание передавалось безвозмездно филиалу «Детского Московского драматического театра на Перовской».
     Правда, чуть позже выяснится, что такое необычное и благородное начинание было совершено группой столичных чиновников «в нарушение действующего законодательства и установленных норм». Иными словами, театру досталась лишь пустая железобетонная коробка здания без окон и дверей, которых, к слову, там никогда и не было.
     Не будем гадать, что на самом деле явилось поводом для принятия решения о передаче театру здания - любовь московских чиновников к детям и искусству или их финансовая выгода от итогов этой необычной и с виду «бесплатной» сделки. Поэтому обратимся к фактам.
     Спустя полгода, в августе 2000 года, руководитель театра господин А. Панченко, получает еще один нежданный «подарок» от чиновников правительства Москвы - контракт на право оперативного управления данным зданием. Следует отметить, что в документах этот объект незавершенного строительства был оформлен как «достроенное и готовое к эксплуатации здание», хотя на самом деле являлся обычной стройплощадкой.
     Как говорится, бумага стерпит все. Так вот, по официальным бумагам префектуры Юго-Восточного административного округа столицы, в «новостройке» с февраля 2000 года начал работать филиал детского театра. Реально же там ставил свои «спектакли» лишь морозный зимний ветер нового тысячелетия, а на снегу внутри здания оставляли многочисленные «автографы» любители справить малую нужду.
     Только спустя почти два года, после того как в пустом брошенном здании «Филиала Детского драматического театра на Перовской» нашли постоянную прописку бомжи и наркоманы и когда муниципальная милиция микрорайона Марьино сумела собрать целое досье на это «гиблое» место, о доме-призраке вновь вспомнили.
     В сентябре 2002 года глава управы района Марьино Николай Лобанов выступил с этой информацией на районном собрании. В его решении предлагалось продать пустующее здание, выставив его на открытый конкурс.
     И только тогда впервые в борьбе за здание приняла участие группа офицеров запаса во главе с подполковником запаса Константином Злацким, высказавшая идею переоборудовать «брошенный дом» под физкультурно-оздоровительный комплекс для реабилитации ветеранов «горячих точек».
     Данное решение руководства районной управы было предложено довести до сведения руководства префектуры округа и Специализированного государственного унитарного предприятия (СГУП) по продаже в городе Москве.
     Вскоре СГУП провело конкурс и после недолгого совещания объявило победителем группу офицеров запаса, взяв с них деньги и вручив им соответствующий документ. При этом ни представители префектуры Юго-Восточного административного округа, ни представители самого СГУП города Москвы (иными словами, все те люди, кто занимался ранее непосредственно передачей этого здания театру на Перовской), об уже заключенном два года назад контракте даже не обмолвились. Более того, твердо заверили офицеров, что продаваемый объект – ничей, и даже юридически оформили это в Договоре купли-продажи.
     Истинные же хозяева стройплощадки - руководство филиала театра - старались в это время особо не светиться, предпочитая наблюдать за развивающимися событиями со стороны. И ждать подходящего момента...
     Распродав практически все свое личное имущество и взяв огромные кредиты в банке, Константин Злацкий вместе с друзьями-офицерами приступил к восстановлению выкупленного ими под реабилитационный центр здания. Работа закипела. Можно сказать, что когда подгоняли сроки, работа не прекращалась ни днем, ни ночью. Что-то восстанавливалось, что-то строилось заново.
     В это же время Константин Александрович организовал переговоры и получил предварительное «добро» на совместную медицинскую деятельность и взаимодействие со специализированными учреждениями и руководством госпиталей силовых структур России, заранее подобрал необходимый штат медиков, психологов. Военнослужащие, возвратившиеся из «горячих точек», и вылечившиеся в военном госпитале, теперь могли официально в течение недели-двух поправить здесь свое здоровье, попытаться забыть увиденное на войне, пройти полный курс психоневрологической помощи.
     И только после того, как офицеры заявили об окончании работ и реабилитационно-оздоровительный центр был готов к сдаче его приемной комиссии, у дверей появились... представители Московского драматического театра на Перовской. Они показали свое свидетельство на право оперативного управления этим зданием, выданное на основании постановления правительства Москвы от 2000 года. И потребовали вернуть его истинному владельцу. Иначе офицерам грозил суд...
     
Почему плачет Фемида?

     Первыми против хозяев реабилитационного центра выступили сами продавцы здания - представители СГУП по продаже недвижимости в городе Москве. Отлично понимая, что стали на достаточно «скользкий путь» и незаконно взяли за здание деньги у офицеров, представители СГУП, видимо, решили оправдать себя, заявив в суде, что условия сделки с подполковником запаса Константином Злацким необходимо признать недействительными. О полученных деньгах никто из них даже не вспомнил.
     Однако и Департамент имущества города Москвы, и прошедшие шесть судов, включая Высший арбитражный, в предъявленном иске СГУП отказали. К большому сожалению, мэр Москвы Юрий Лужков видимо еще не знает о «художествах» нерадивых подчиненных, которые продолжают ходить в судебные инстанции с одной лишь (только теперь уже всем понятной) целью - как можно дольше затянуть разбирательство и тем самым вывести себя из-под возможного удара. Да и может ли быть по-иному, если представители Московского драматического театра на Перовской, за которых делает вид, что заступается, СГУП, побывав на одном из заседаний суда и ознакомившись с документами, согласились с тем, что офицеры приобрели здание законно. И предложили руководству СГУП признать свои ошибки. Сообщив при этом, что «использовать это здание они все равно бы не смогли из-за того, что планировка не соответствует решаемым театром задачам». Господин Панченко на одном из заседаний суда также сознался, что при получении от города данного здания он «ставил перед собой единственную цель - получение прибыли за счет сдачи помещения этого здания в аренду». Куда должна была пойти другая часть денег от аренды, наверное, понять несложно. И как тут не вспомнить московских чиновников, которые, как мы и предполагали, душой болеют о совершенствовании детского искусства.

     В День 60-летия Победы подполковник запаса Константин Злацкий собирался устроить торжественное открытие нового реабилитационного центра в Марьино. Сделать подарок фронтовикам. Отметить и свою победу над главным врагом - бюрократизмом, коррупцией и взяточничеством столичных клерков. Казалось, что сейчас можно будет расслабиться, снять накопившееся напряжение за долгие годы противостояния.
     На открытие центра были приглашены представители руководства и администрации города и района, высокопоставленные генералы из силовых структур, представители здравоохранения, депутаты, министры, ветераны Великой Отечественной.
     Но буквально за несколько дней до назначенного времени презентацию этого центра пришлось отменить. Из правительства Москвы поступило очередное разъяснительное постановление. Согласно ему, чиновники не признавали свою вину, однако, вынужденные выполнить решение суда, они поставили перед офицерами другое невыполнимое задание. Согласно новому документу, «реабилитационный центр для ветеранов войны и «горячих точек» мог начать свою работу только после того, как префектура Юго-Восточного округа предоставит под нужды театра «аналогичную нежилую площадь на территории района Марьино».
     Однако, как сказали нам в самой префектуре, ни сегодня, ни в ближайшее время подобных пустующих зданий, пригодных под театр, в округе не будет.
     Бюрократический круг замкнулся…



Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex