на главную страницу

27 Августа 2005 года

Взгляд на проблему

Суббота

А им летать охота...

Майор Вячеслав СЕМЕНОВ.



     
С точки зрения воспитателей…


     - Ситуация, в которой мы оказались, затрудняет работу в коллективах, - начинает разговор заместитель командира эскадрильи авиационной базы по воспитательной работе майор Евгений Мухер. - Судите сами. Командир эскадрильи, как правило, имеет 1-й класс профессиональной подготовки. Это естественно. Иначе как он будет командовать своим личным составом, учить летчиков, а самое главное - выполнять в случае необходимости поставленную боевую задачу? Летчика малоопытного, не имеющего авторитета в коллективе, вообще невозможно представить на месте командира эскадрильи. Вместе с тем в авиационных частях укоренилось мнение, что заместителя командира эскадрильи по воспитательной работе можно ставить со вторым, а то и с третьим классом. И при этом редко привлекать его к летным сменам, как говорится, лишь для «поддержки штанов», чтобы он мог подтвердить свою классную квалификацию...
     Это приводит к тому, что иной раз воспитатель не имеет должного авторитета среди летчиков. Порой он не может разговаривать на равных с командирами отрядов, у которых больше профессионального опыта, а, следовательно, выше классная квалификация. Это, безусловно, отражается на взаимоотношениях воспитателя с другими летчиками эскадрильи, не говоря уже о складывающемся мнении у авиаторов всей части. Данная ситуация в большинстве случаев не имеет крайнего негативного обострения только благодаря пониманию многими летчиками этой проблемы.
     Этой особенности летной практики дал свою оценку и заместитель командира авиационной базы подполковник Михаил Задорожный.
     - Действительно, замы командиров эскадрилий по воспитательной работе в своей критической постановке вопроса правы. Летная должность замполит предполагает наличие человека, призванного воспитывать летный состав. Они первыми наряду с командирами эскадрилий должны идти в бой. Поддерживать дух своего подразделения личным примером. Не разъяснять летчикам, грубо говоря, на пальцах, что и как надо делать, но на практике стать для подчиненных образцом профессиональной подготовки и морально-деловых качеств. Уважения коллектива нельзя заслужить, сидя в штабе, раздавая указания и поручения. Чтобы стать ближе к своим подчиненным, заместитель по воспитательной работе должен с ними летать в командировки, так же, как и они, мерзнуть в казармах, где экипажи часто останавливаются на ночлег в ожидании вылета, «пробивать» топливо. Словом, дышать тем же воздухом, которым дышит летчик. Это обязательное правило для всех воспитателей авиации.
     К сожалению, заместители командиров эскадрилий по воспитательной работе, обладающие заслуженным авторитетом среди летчиков, по тем или иным причинам уходят сегодня с воспитательной работы. Майор Евгений Мухер ждет увольнения, майор Александр Скосырский назначен начальником службы безопасности. Из вновь назначенных на должность заместителя командира эскадрильи по воспитательной работе можно назвать, например, майора Михаила Игнатченко. У него есть все задатки для того, чтобы вести продуктивную воспитательную работу в коллективе. Однако пока недостаточно опыта летной работы. Это надо исправлять. И чем быстрее, тем лучше.
     - Предпосылки к профессиональному росту у воспитателей сегодня есть, - продолжил разговор офицер. - За последний год по количественному и качественному показателю подготовки летного состава мы с лихвой перекрыли тот объем, который с трудом выполнили за предшествующие пять лет. Так что перспективы у летного состава нашей части, в том числе и воспитателей, большие.
     
В разрезе проблемы

     Несмотря на оптимизм подполковника Задорожного, довольно скептическое отношение вызывает боевая подготовка летного состава других авиачастей Дальневосточного объединения ВВС и ПВО.
     Ярким примером тому является авиаполк, которым командует полковник Александр Максимцев. Ситуация с боевой подготовкой в этом полку на протяжении долгого времени была намного сложнее, чем, например, в той же авиационной базе, где командиром полковник Дмитрий Обухович. Причины общеизвестны – дефицит топлива. В свою очередь это привело к тому, что выделенное на 2004 год авиационное топливо не принесло полку тех результатов в боевой подготовке, которые ожидались. За прошлый учебный год лишь один летчик получил повышение классной квалификации. Без всяких сомнений, это большое событие в авиаполку. Однако этого недостаточно. Таких малых праздников в авиачастях должно быть намного больше. Только тогда можно говорить о полноценной боевой подготовке летчиков, в том числе и заместителей по воспитательной работе.
     Если наметившаяся с 2000 года положительная тенденция роста интенсивности профессиональной подготовки летного состава по каким-то причинам вновь сойдет на нет, то соответственно и положение замов по воспитательной работе будет ухудшаться. Тогда может случиться так, что их функциональная роль уменьшится настолько, что не будет уже иметь такого большого значения, как должна бы.
     Многие летчики в сердцах скажут: мол, значение замов по воспитательной работе на уровне эскадрилий и без того было невелико. Однако именно такому мнению и этой ситуации в целом нередко потакают сами командиры авиационных полков и их замы, например, по летной подготовке, просто не желая отдавать в ряды воспитателей своих подготовленных летчиков. Одним из аргументов данных нюансов кадровой политики называется то обстоятельство, что замы по воспитательной работе не могут быть допущены к инструкторской работе, которая крайне необходима для боевой подготовки летного состава. Однако заметим, что ни эта, ни какие-либо другие причины в организации подготовки летчиков не являются догмами.
     Значит, решение о назначении летчиков на должности заместителей по воспитательной работе выносится отчасти эмоционально, с долей личного отношения к людям воспитательных структур.
     Здесь-то и замыкается круг проблемной ситуации, в которую невольно попали воспитатели.
     
Отголоски истории

     Рискну предположить, что такое положение дел имеет под собой историческую подоплеку. Стараясь быть наиболее объективным, автор этих строк обратился к старшему поколению летчиков, которые приходили в авиацию, когда авиаторы только начинали осваивать реактивные самолеты.
     Конечно, мнения не были однозначными. Но в большинстве случаев собеседники тут же вспоминали либо шутки, либо казусные случаи. Со своей точки зрения, ситуацию с замполитами охарактеризовал ветеран ВВС, автор многочисленных статей и рассказов о людях пятого океана, летчик-снайпер полковник в отставке Владимир Качанов.
     - За время моей службы в авиации на долю многих замполитов, а их в каждом полку было по четыре человека, ежегодно приходилось до половины всех аварий и авиационных происшествий, - говорит Владимир Терентьевич. – Я считаю, что если учесть количественное соотношение, то это слишком уж много.
     Почему так происходило, объяснить очень просто. На должности замполитов в подавляющем большинстве случаев назначались слабо подготовленные летчики. Высокопрофессиональные, наоборот, избегали этой должности. Основной причиной являлось то, что у заместителей по политической части было мало возможностей для дальнейшего карьерного роста, а это, в свою очередь, отнимало стимул в профессиональной подготовке. К тому же после Великой Отечественной каждый командир был не только профессионалом своего дела, но и политически грамотным, дисциплинированным офицером.
     
А воз и ныне там…

     В настоящий момент заместитель по воспитательной работе, сбросив идеологические предрассудки прошлого, стал для командира незаменимым помощником по целому ряду вопросов, направленных на укрепление коллектива своей части, подразделения. Лично мне неоднократно приходилось быть свидетелем, когда заместители по воспитательной работе, помимо своих прямых обязанностей, занимались поиском жилья для вновь прибывших в их часть офицеров, устройством их жен на работу, а детей в детские сады. И, к сожалению, заместители командиров по воспитательной работе сегодня объективно поставлены в такие условия, когда им очень непросто доказывать офицерам-сослуживцам, что родное государство действительно заботится о людях военной профессии.
     Главное сегодня, говоря откровенно, - это непременное выполнение основного требования, о котором летчики твердят уже многие годы, обеспечение всем необходимым, начиная с поставки авиационного топлива в необходимом объеме, для полноценной боевой подготовки летного состава. А это по-прежнему зависит от финансирования ВВС.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex