на главную страницу

27 Августа 2005 года

Армия и общество

Суббота

Небо Павла Тарана

Сергей КНЯЗЬКОВ.



     

     После того как 16 августа Верховный Главнокомандующий совершил полет на стратегическом бомбардировщике Ту-160 «Павел Таран», в редакцию поступило несколько писем наших читателей, которые захотели поближе познакомиться с «именными» бомбардировщиками дальней авиации. А также с тем, чье имя получил «президентский» самолет. Тем более что в печати появились сообщения о том, что 88-летний Павел Андреевич Таран находится в критическом состоянии.
     Рассказывает офицер отдела воспитательной работы дальней авиации полковник Александр Фролов.
     - В дальней авиации сложилась традиция присваивать персональные имена стратегическим бомбардировщикам. Так, десять Ту-95 носят названия крупных российских городов, десять Ту-160 названы именами выдающихся людей, причем два из них в настоящее время носят имена ныне здравствующих военачальников: Героя Советского Союза генерал-полковника авиации в отставке Василия Решетникова и дважды Героя Советского Союза генерал-лейтенанта авиации в отставке Павла Тарана. Василий Васильевич ныне возглавляет Совет ветеранов авиации дальнего действия и дальней авиации, а Павел Андреевич, к сожалению, уже отошел от активной общественной работы.

     Наша справка
     Генерал-лейтенант авиации в отставке Павел Андреевич Таран родился 18 октября 1916 года. В армии с 1937 года. Окончил Качинскую военную авиационную школу летчиков в 1938 году. В 1939 году принимал участие в освободительном походе советских войск в Западную Украину и Западную Белоруссию, в 1939 — 1940 гг. - в советско-финляндской войне.
     В боях Великой Отечественной - с июня 1941 года. Командовал звеном 81-го дальнебомбардировочного авиаполка и эскадрильей 5-го гвардейского авиаполка. Звания Героя Советского Союза присвоены 20 июня 1942 года и 13 марта 1944 года.


     Павел Андреевич уволился из армии в 1979 году, но, поскольку он был человеком, не терпящим безделья, вскоре приступил к работе в КБ Туполева, где трудился до тех пор, пока позволяло здоровье. Для КБ он стал очень ценным сотрудником, потому что для конструкторов было очень важно мнение летчика-практика, да еще такого выдающегося!
     - Отец жил вместе со мной и моей дочкой, - рассказала «Красной звезде» дочь Павла Андреевича Ирина Павловна Кулакова (Таран). - Мы ухаживали за ним и обходились без сиделки.
     Ирина Павловна – милейшая женщина средних лет, окончила исторический факультет МГУ, ее дочь Ольга - студентка факультета журналистики этого же вуза. Несколько лет назад, к сожалению, умерла ее мать — супруга Павла Андреевича, с которой он прожил около пятидесяти лет.
     Последние два года по состоянию здоровья Павел Андреевич не выходил на улицу, однако не сдавался годам и недугам. Делал зарядку, ходил по квартире с палочкой, много времени проводил на балконе, то есть как человек военной закалки не давал себе расслабляться.
     Чуть больше месяца назад случилось несчастье. Павел Андреевич упал и сломал бедро. Ирина Павловна вызвала из лечебно-диагностического центра Генштаба, за которым закреплен ее отец, врача. Приехал хирург, который, обследовав Павла Андреевича, посоветовал его близким принимать в качестве лечения какие-то примитивные меры, заметив, что в таком возрасте здоровье едва ли восстановится. Тогда Ирина Павловна и ее брат Валерий Павлович обратились с письмом о помощи в официальные военно-медицинские инстанции: они просили выделить для лечения отца на дому приходящего специалиста. Однако на этот раз им предложили немедленную госпитализацию. 19 июля в Центральном военном клиническом госпитале имени Бурденко Павла Андреевича прооперировали, ему был поставлен искусственный тазобедренный сустав, но после этого у Тарана произошло существенное нарушение речи.
     - К сожалению, в данной ситуации это типичный случай, - вздыхает Ирина Павловна, - но я лично его почти понимаю.
     Невольно разговор коснулся истории стратегического бомбардировщика, носящего имя отца Ирины Павловны. Я обратил ее внимание, что лично для меня стало большой неожиданностью, что стратегическому ракетоносцу было присвоено имя живого человека.
     - Это событие произошло 31 июля 2002 года, - вспоминает Ирина Павловна. - Для меня это не было совсем уж большой неожиданностью, поскольку я и многие другие высоко оцениваем заслуги Павла Андреевича. Кроме того, дальняя авиация очень хорошо относится к отцу: все годы его поздравляли с праздниками, не забывали как командование дальней авиации, летчики, так и «туполевцы», кто-то обязательно приезжал на его день рождения. Это было очень приятно, все было очень красиво!
     - Кроме того, - продолжает Ирина Павловна, - с моей точки зрения, то, что имя отца присвоено стратегическому бомбардировщику, хорошо и в воспитательных целях.
     Поясняя свою мысль, она привела такой пример. В 1996 году Павла Андреевича Тарана пригласили в США для участия в собрании международной организации ветеранов военной авиации. Ирина Павловна поехала на эту встречу в качестве переводчицы. И, по ее словам, была приятно удивлена тем, как в США организована воспитательная работа среди молодых военнослужащих. А именно - пропаганда военной службы, военной техники через конкретных ветеранов.
     - Американцы приглашают ветерана, который летал на определенном типе самолета, и он представляет собой для молодых военнослужащих живую историю, - вспоминает Ирина Павловна. - Это было очень красиво, это был настоящий праздник.
     - У нас, пожалуй, это не принято, - печально замечает дочь Тарана. - История авиации рассматривается отдельно, ветераны - отдельно. Поэтому, мне кажется, акт присвоения имени моего отца действующему стратегическому бомбардировщику очеловечивает историю техники.
     К сожалению, состояние здоровья не позволило генерал-лейтенанту в отставке Павлу Андреевичу Тарану навестить именной экипаж. А разве самому экипажу «борта № 03» «Павел Таран» гвардии подполковника Д. Филиппского 121-го гвардейского Севастопольского Краснознаменного тяжелого бомбардировочного авиационного полка не хотелось бы побольше узнать о том, кто дал «им» имя, поговорить с Павлом Андреевичем и его родными? Ведь в их семье как дорогая реликвия хранится фотография «именного» Ту-160!
     Впрочем, Павел Андреевич Таран никогда не был тщеславным человеком. Его скромность всем была известна. Он родился в селе Шолохово Никопольского района Днепропетровской области в крестьянской семье. В семье было трое братьев, из которых в живых остался только Павел Андреевич. А сейчас за его здоровье самоотверженно борются врачи Центрального военного клинического госпиталя имени Мандрыки.
     - Дважды Герой Советского Союза Павел Андреевич Таран поступил к нам из Главного военного клинического госпиталя имени Бурденко 9 августа. Это была их просьба, которую мы выполнили, - сообщил «Красной звезде» начмед госпиталя имени Мандрыки полковник медслужбы Валерий Жуков. - У нас Павел Андреевич помещен в отдельную палату в 1-м хирургическом отделении, которым руководит кандидат медицинских наук полковник медслужбы Василий Скоробогатов. Павел Андреевич хорошо понимает, когда к нему обращаются с какими-либо просьбами, и выполняет их. Правда, не говорит…
     Вместе с полковником медслужбы Валерием Жуковым и полковником медслужбы Василием Скоробогатовым мы идем в 1-е хирургическое отделение, в палату, где лежит Таран.
     - Павлу Андреевичу обеспечен надлежащий уход, - на ходу дает пояснения начальник отделения. - За ним не закреплена отдельная медсестра, но весь коллектив врачей и младшего медперсонала отделения в той или иной степени прикладывает усилия, чтобы Павел Андреевич поправился.
     Вот и палата Тарана. Павел Андреевич лежит, укрытый одеялом. Я не хочу нарушать покой пожилого человека, а вот врачи, наоборот, считают необходимым подбодрить его, общаются с ним, пока в палату не входит медсестра Валентина Круглова. В руках у нее шприц, поэтому мы деликатно выходим, а когда Валентина Ивановна завершила работу, задаем ей несколько вопросов.
     - Павел Андреевич нормально переносит процедуры, - отвечает она. - Все мы в отделении относимся к нему с сочувствием и вниманием, делаем все, что в наших силах.
     Сколько времени прославленный воздушный ас будет находиться в госпитале, сказать трудно. По словам военных медиков, обычно больные, перенесшие такие тяжелые операции, проходят курс стационарного лечения в течение полутора месяцев. Павла Андреевича ежедневно навещают дочь и внучка, у него в палате побывали представители дальней авиации. Все надеются на лучшее.
     

На снимках: Павел ТАРАН (слева) с фронтовым другом (1945 год), Павел ТАРАН с дочерью Ириной в музее военной авиации (США, 1996 год).



Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex