на главную страницу

27 Августа 2005 года

Секреты РОСТО

Суббота

Промахнуться невозможно

Андрей КУРНЯЕВ.



В 1990-е годы, когда из школ от греха подальше были убраны малокалиберные учебные винтовки и закрыты многие тиры, стрелковый спорт для основной массы граждан стал экзотикой. В качестве одного из его «оазисов» в Москве остался Центральный спортивно-стрелковый клуб (ЦССК) РОСТО. Именно принадлежность к Оборонному обществу, а также богатые традиции клуба и его деятельность по подготовке резерва для сборных команд послужили веским аргументом в пользу сохранения и дальнейшего развития ЦССК.
Начальник ЦССК полковник Михаил ЛЫСКОВ называет здание клуба Дворцом стрелкового спорта. Красивый корпус из красного кирпича, сданный в эксплуатацию в 2001 году, «тянет» действительно на большее, чем тир в традиционном понимании. Собственно тиров там два – на 25 и 50 метров. В арсенале, кроме всевозможных винтовок, пистолетов и револьверов, есть матчевые и полевые арбалеты. Здание буквально напичкано электроникой – от непосредственно тирового оборудования до охранных систем и видеонаблюдения. Можно без преувеличения сказать, что других подобных «дворцов» в России не встретишь.


     - Если не брать в расчет архитектурные изыски и вести речь только о нашем уровне технической оснащенности, то он должен быть общепринятой нормой, - замечает Михаил Викторович, демонстрируя системы и механизмы. – Веление времени – избавляться от кустарщины и любительства. Высококлассного по нынешним меркам стрелка в плохоньком тире уже не подготовишь. А поскольку возросли стандарты оснащенности и экипировки, стрельба как вид спорта стала делом весьма дорогостоящим. Швейцарский арбалет, из какого бьет рекорды наш воспитанник заслуженный мастер спорта Сергей Щедрин, стоит более $3.000, хорошая немецкая винтовка «Анншютц» - около $2.000. Цена одного патрона к такой винтовке - $10, а выстрел получается еще дороже, так как в него, кроме патрона, заложены расходы на функционирование тира в целом – от «коммуналки» и зарплаты персонала до амортизации оборудования и оружия.

     - Понятно, что за удовольствие надо платить, но как быть отнюдь не богатым досаафовским спортсменам, для которых и создавался клуб? – интересуюсь у хозяина всего этого великолепия. Возникшее по ходу разговора и знакомства с тирами впечатление элитности и эксклюзивности увиденного наводит на мысль, что массовый спорт остался где-то далеко за воротами дворца.

     - Да нет же! Дети у нас занимаются бесплатно. Но, разумеется, те, которые показывают результаты. Как и в любом спортклубе, есть группы, с которыми работают тренеры. Мы организовали открытый Всероссийский турнир по пулевой стрельбе среди любителей стрелковых видов спорта, о котором уже объявляла «Красная звезда». Цель таких соревнований – популяризация стрелкового спорта среди населения, привлечение допризывной молодежи к занятиям военно-прикладными видами и выявление способных стрелков. Заодно осуществляется и подготовка общественных судей по пулевой стрельбе. А если папа с мамой приводят свое чадо между кино и Макдональдсом, чтобы пострелять ради забавы, то уж пусть платят.
     Как хозрасчетная организация, мы оказываем населению платные услуги. Иначе и быть не может, ведь содержание Дворца стрелкового спорта ежемесячно обходится в сумму с пятью нулями. Полученная прибыль идет не только на покрытие этих расходов, но и на обеспечение полноценной учебно-спортивной работы. О предназначении нашего клуба мы ничуть не забыли. Здесь культивируются три титульных вида спорта – пулевая стрельба, военно-прикладное многоборье (летний биатлон) и стрельба из арбалета.
     Летняя разновидность биатлона хоть и не является олимпийской, однако среди наших «клиентов» немало знаменитостей. Молодежь нередко переходит в зимний биатлон, и в то же время многие его представители не прочь потренироваться вместе с нами, пока нет снега. В
     2003 г. на чемпионате мира в Италии наша команда заняла первое место, завоевав 15 медалей.
     Самый «звездный» список составляют занимавшиеся у нас в разное время мастера пулевой стрельбы. Причем Анна Малухина, Сергей Щедрин, Артем Хаджибеков, Юрий Федькин и Елена Короленко весьма преуспели в арбалетном спорте. Почти все они начинали в системе ДОСААФ – РОСТО, которая на протяжении почти восьмидесяти лет служит начальной школой для пулевиков. Вот только лавры в итоге достаются не нам, потому что по достижении спортсменом уровня 1-го разряда или кандидата в мастера спорта его забирают в армейские и динамовские клубы.

     - Но арбалетный-то спорт продвигает вперед именно ЦССК?

     - С тех пор как арбалет в России появился в качестве спортивной дисциплины, а произошло это в начале 1990-х годов, наши спортсмены в матчевом дивизионе стали сильнейшими. Самый яркий представитель этой когорты - пятикратный чемпион и рекордсмен мира Сергей Щедрин. А в прошлом году посланцам клуба под руководством заслуженного тренера России Сергея Чикишева впервые удалось занять второе командное место на чемпионате мира по полевому арбалету. О таких результатах можно было бы только мечтать, если бы подготовка спортсменов осуществлялась только на бюджетные средства.

     - Михаил Викторович, не секрет, что стрелковому спорту в системе Осоавиахима – ДОСААФ – РОСТО на протяжении многих лет придается большое значение как военно-прикладному виду.

     - Действительно, призывники, прошедшие соответствующую подготовку в Оборонном обществе, в армии, как правило, очень успешно осваивают стрелковое вооружение. Например, в годы Великой Отечественной войны стали легендарными снайперами и удостоились звания Героя Советского Союза воспитанники нашего ЦССК Людмила Павличенко, Мария Поливанова, Наталья Ковшова, Василий Зайцев. И сейчас вполне обоснованно ставится вопрос о том, чтобы на базе стрелково-спортивных организаций
     РОСТО (ДОСААФ) готовить призывников для Вооруженных Сил по военно-учетным специальностям. В государственном масштабе такая подготовка, осуществляемая вне сроков службы и численности войск, может обеспечить существенную экономию бюджетных средств. О том, что технически это возможно, свидетельствует даже тот факт, что существует аналог снайперской винтовки Драгунова – ТСВ, специально разработанный в Туле в конце 1980-х годов под малокалиберный 5,6-миллиметровый патрон. Такой уникальный и, возможно, единственный в стране образец эксплуатируется в нашем тире. Чем он хорош? Тем, что помогает обучаемому при наименьших затратах привыкать к снайперской винтовке, вырабатывать соответствующий динамический стереотип. Вот только заниматься серийным производством ТСВ, к сожалению, пока никто не собирается.

     - А ведь Центральный стрелково-спортивный клуб и сам по себе кладезь конструкторских идей, заслуживающих внедрения в практику…

     - В стенах ЦССК и ныне трудится выдающийся конструктор Ефим Леонтьевич Хайдуров, с конца 1950-х годов разработавший десятки спортивных пистолетов и винтовок. Он – сторонник того, чтобы обеспечить школьные тиры качественной пневматической винтовкой. И даже сконструировал ее. Но и тут дальше опытного образца дело не пошло. Весь вопрос в том, чтобы обеспечить финансирование производства необходимого для допризывной подготовки учебного оружия.
     Изюминкой нашего тира стала интерактивная система, имитирующая реальные ситуации, какие бывают в практике борьбы правоохранительных органов с вооруженными преступниками и террористами. Впервые я увидел нечто подобное несколько лет назад, будучи за границей. Там на экране размером 1,5 м x 90 см двигались анимационные фигурки, которые реагировали на попадание в них из пистолета. Работала электронная система обратной связи, изменявшая картинку в нужном направлении. То «кино» не произвело особого впечатления, но сама идея заинтересовала. Позже, вступив в партнерские отношения с фирмой, специализирующейся на подобных разработках, мы получили по-настоящему качественный продукт.
     …На большом (4 м х 2 м) экране интерактивного тира ЦССК разворачивались сюжеты в стиле экшн: погони на автотрассе, захват заложников, столкновения с вполне правдоподобными вооруженными бандитами в помещениях и на открытой местности. Согласно задаче, нужно было вовремя заметить их и метко выстрелить. Да так, чтобы не задеть заложника или своего бойца. Иллюзию реальности дополнял вопль «раненого»...
     Именно динамика и обратная связь вырабатывают у стрелка умение видеть через прорезь прицела то, что действительно необходимо увидеть. Такие видеоролики, по мнению начальника ЦССК, просто бесценны для подготовки бойцов контртеррористических подразделений, сотрудников Госавтоинспекции.

     - Но, наверное, в клуб приходят и просто любители стрельбы?

     - Так ведь, как вы говорите, «просто любителям» пострелять больше негде. На природу с оружием не выйдешь – нельзя, да и кругом дачники, грибники. Между тем есть люди, которые посредством стрельбы снимают стресс. Вот женщина к нам наведывалась по утрам: сделает, бывало, десяток выстрелов из револьвера и говорит, что можно теперь идти на работу. Скажете, смешно? Но это же жизнь, обычные человеческие ситуации.

     - А поди-ка разберись, где норма, а где состояние аффекта, психические отклонения…

     - На то и существует отлаженная система контроля, некоторые ее подробности не следует разглашать. Но не секрет, что наши тренеры – люди с высшим спортивным образованием, познавшие, что такое психология спортсмена. И охрана на входе осуществляет «фейс-контроль», поскольку представители разных, скажем так, групп риска в большинстве своем известны. Если приходят семьи с детьми или организуются корпоративные турниры, то стрелку помогают и контролируют его действия два, а то и три наших сотрудника. Такова специфика деятельности, связанной с оружием.

     - Как известно, стрелковая тренировка в тире ЦССК совсем не обязательно предполагает стрельбу. Что представляет собой имеющийся у вас электронный стрелковый тренажер СКАТТ?

     - Он создан на одном из предприятий Зеленограда, на порядки удешевляет учебно-тренировочный процесс и пока не имеет зарубежных аналогов. На оружие крепится излучатель, который посылает сигнал в специальную мишень. В результате весь процесс прицеливания и результат «выстрела» выводятся на монитор компьютера. СКАТТ (на снимке) позволяет проводить полный, тончайший анализ действий стрелка. Но, разумеется, этот тренажер востребован людьми, для которых стрельба – не развлечение, а профессия или спорт. Олимпийцы Михаил Неструев, Артем Хаджибеков (один из авторов проекта), Юрий Федькин, Евгений Олейников и их иностранные коллеги высоко оценили СКАТТ, участвуя в соревнованиях с применением этого ноу-хау зеленоградского ученого-электронщика Александра Куделина. По инициативе Центрального совета РОСТО (ДОСААФ) в настоящее время в нескольких подмосковных учебных организациях проводится эксперимент с целью определить целесообразность широкого использования СКАТТа для обучения стрельбе по программе допризывной подготовки.
     Казалось, Михаил Викторович произнесет полагающуюся на этом месте стандартную фразу: «Если кто-то сомневается, пусть придет и сам убедится». Нет, этого он не сказал, поскольку и без того понятно, что будущее – за такими вот тренажерами и интерактивными системами. В конце концов, почему в тире непременно должно резать глаза от пороховой гари?


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex