Перейти на главную страницу

27 Августа 2005 года

Азимут

Суббота




Романтика первопроходцев

    Гость клуба

    С далекого девятнадцатого века ведет свою историю Санкт-Петербургский военный топографический институт имени генерала армии А.И. Антонова. Сегодня у нас в гостях начальник этого учебного заведения - заслуженный военный специалист, кандидат технических наук, профессор генерал-майор Валентин ВОЛОХОВ.

    
Визитная карточка

    Валентин Георгиевич Волохов родился в 1950 году в семье офицера-фронтовика на Чукотке. Окончив в 1972 году Калининградское высшее военно-инженерное училище, служил в Забайкальском военном округе. В 1985 году окончил Военно-инженерную академию имени В.В. Куйбышева и получил назначение на должность заместителя командира полка в Одесский военный округ. Командовал полком в Группе советских войск в Германии. В течение шести лет был начальником филиала Военно-инженерного университета (г. Тюмень). С 2001 года – в нынешней должности.


    - Валентин Георгиевич, накануне моего визита во вверенное вам учебное заведение я беседовал с авиаторами-вертолетчиками. И когда обмолвился, что хочу рассказать в газете о военных топографах, кто-то из присутствующих безапеляционно заявил: отживающая профессия. Дескать, вся поверхность земли уже много раз картографирована и сфотографирована, напечатаны все карты и во всех масштабах, любые координаты можно получить со спутника нажатием кнопки. Что, на ваш взгляд, соответствует действительности в этих утверждениях?

    - Поверхность земли действительно и картографирована, и сфотографирована. И координаты с помощью спутника можно определить. А вот то, что военный топограф – отживающая профессия, - это глубокое заблуждение. Пока существуют армии, будут существовать и военные топографы. Поверхность земли – живая субстанция. На ней постоянно происходят изменения как искусственные, так и естественные. Первые – под влиянием человека, вторые – под действием природных сил. Человек постоянно что-то строит, что-то уничтожает, прокладывает новые коммуникации, меняет русла рек, береговые линии озер и морей. Природа же порой вносит такие коррективы в топографию, что диву даешься. Сдвигает земные пласты, переставляет в морях острова, меняет рельеф местности, уничтожает лесные массивы, высушивает реки.
    Во всем мире сегодня продолжают работать картографические предприятия, которые печатают и печатают самые различные карты. Но это не повторяющееся тиражирование. В каждое переиздание карт в обязательном порядке вносятся поправки и изменения, которые добываются кропотливым трудом специалистов топографических служб. Добавлю – трудом ответственным, исключающим малейшие ошибки.

    - У многих, даже людей военных, представление о специалисте-топографе за многие десятилетия не претерпело изменений. Топограф им видится как человек с рейкой и теодолитом, одиноко бродящий по полям и лесам. Могли бы вы нарисовать словесный портрет современного топографа?

    - Быть первопроходцем – это, разумеется, одна из важнейших ипостасей топографа. Она же и хранитель романтического начала в нашей профессии. Не боюсь ошибиться, если скажу, что все открытия в истории человечества сделаны первопроходцами-романтиками. Но образ топографа ХХI века претерпел разительные изменения. Прежде всего это высокообразованный офицер, владеющий современными геоинформационными технологиями создания как топографических, так и электронных карт, глубоко понимающий философскую суть своей профессии, ее роль и возможности в современном мире. Конечно же физически крепкий и влюбленный в однажды и навсегда выбранное дело жизни. Когда к нам приходят гости или абитуриенты в дни открытых дверей и видят, на какой современной технике работают курсанты при создании карт, у них сразу появляется уважение в глазах и к этим ребятам, и к их профессии.
    Наш институт – это мощный центр многоуровневой подготовки специалистов топослужбы для всех видов и родов войск Вооруженных Сил России. Два его факультета выпускают офицеров по трем специальностям – астрономогеодезии, аэрофотогеодезии и картографии с пятилетним сроком обучения. В стенах вуза проводятся повышение квалификации и переподготовка офицеров по двум должностным категориям, а также преподавателей топографии для всех военно-учебных заведений страны. При институте функционируют специальный факультет для подготовки иностранных военнослужащих, а также факультет подготовки гражданских специалистов с платной формой обучения.

    - А вы не могли бы расшифровать хотя бы коротко, что стоит за словами «философская суть профессии, ее роль и возможности в современном мире»?

    - Боюсь, что коротко не получится, но я попробую. Весь путь совершенствования оружия в истории человечества – это непрерывное повышение мощности, точности и своевременности нанесения поражения. Ядерное оружие возвело в абсолют первую и привело к отрицанию последних категорий. Суть наиболее общих подходов к военному строительству на исходе ХХ века сводится к тому, что цивилизованные страны стали в полной мере осознавать катастрофические последствия гипотетического ядерного конфликта. Появление ядерного оружия, обладающего чудовищной мощностью, привело к диалектическому отрицанию не только таких важнейших показателей для систем оружия, как точность и время, но и параметра мощности, то есть самого себя. Именно это обстоятельство побудило развитые страны в последнее время сконцентрировать усилия на повышении точности обычных вооружений и сокращении времени на нанесение ударов.
    Таким образом, мы подошли к главному: к проблемам улучшения точностных характеристик систем оружия. Главные среди них – две: совершенствование собственно самих систем и их координатно-временное обеспечение, в которое входит и пространственное определение координат целей. Так вот, решение второй проблемы полностью лежит на плечах выпускников нашего института, проходящих службу практически во всех видах Вооруженных Сил, родах войск, в главных и центральных управлениях. Они распространяют систему координат на всю территорию планеты и околоземное пространство, составляют и издают топографические, электронные и другие специальные карты, а также фотодокументы с информацией о местности в реальном масштабе времени. Возникнет необходимость - будет полная информация и о противнике.

    - Какой вам представляется завтрашняя роль института в контексте все еще продолжающегося реформирования Вооруженных Сил России?

    - Критерием эффективности реформирования будет сохранение устойчивости управленческих и боевых систем. А это зависит от достаточности и качества геопространственной информации – сведений о свойствах местности и объектах на ней. Затраты на ее получение на 80% определяются размерами территории и точностью информации о ней и только на 20% - составом применяемой группировки. При любых сокращениях войск территория остается прежней. А чтобы иметь геопространственную информацию, нужна высокоточная система координат, единая для всей Земли. Это обязательное условие функционирования систем управления, разведки, навигации, наведения на цель, решения расчетных и информационных задач. В новых условиях потребуются расширение номенклатуры геопространственной информации, ужесточение требований к ее точности, высокой детальности. То есть топогеодезическое обеспечение существенно усложнится.
    Отсюда и возрастающая роль нашего института, и повышенные требования к качеству подготовки его выпускников. Задача сложная и ответственная, но мы уверены, что с нею справимся.

    - Что лежит в основе этой уверенности, Валентин Георгиевич? Ведь ваш институт в последние годы основательно потрепали реформаторские штормы. В середине 1980-х здесь обучались до тысячи курсантов. В 1999 году Санкт-Петербургское высшее военно-топографическое командное училище становится филиалом Военно-инженерного университета и штат курсантов сокращается вдвое. В минувшем году вуз получает статус Военного топографического института со штатной численностью более 600 курсантов и пятилетним сроком обучения. Еще памятно время, когда офицеры и курсанты по нескольку месяцев кряду не получали денежного довольствия, покидали стены института. Ведь такие раны быстро не заживают…

    - В основе нашей уверенности лежит прочный фундамент славных традиций Санкт-Петербургского военно-топографического училища, заложенный в далеком 1822 году. Несмотря на серьезные кадровые потери при реформаторском «шторме», как вы сказали, наш коллектив выдержал это испытание. Костяк, верный военной службе и нашей уникальной профессии, остался. В институте за минувшие годы создана и постоянно совершенствуется учебно-материальная база. Она у нас поистине уникальная.
    Так, каждая кафедра имеет свои лекционные аудитории, а каждая учебная группа (взвод) – свой класс. Добавьте к этому прекрасно оснащенные лаборатории аналитических фотограмметрических приборов, гироскопии, вычислительной техники, геодезии, автомобильной подготовки, спортивные залы, богатейшую библиотеку с фондом около полумиллиона книг, методический кабинет, картографические комплексы, полевой учебный центр в Боровичах. Но, пожалуй, наша главная гордость – собственные планетарий и астрономическая обсерватория. По количеству астрономогеодезической, топографической и картографической техники, приходящейся на одного обучаемого, институт значительно превосходит все вузы России. Разумно используя эту базу и накопленный за 183 года опыт, можно решить задачи любой сложности. В этом основа нашей уверенности.

    - Нетрудно догадаться, что за возрастом в 183 года скрывается история, о которой можно говорить часами. Но учитывая возможности газетной площади, я попрошу вас обозначить хотя бы некоторые исторические вехи в жизни института.

    - Тогда начнем с даты рождения. По указу императора Александра I в 1822 году в Санкт-Петербурге создается Военно-топографическое училище со сроком обучения 2 года и штатом в 40 юнкеров, 9 преподавателей.
    С 1914 по 1918 год училище работает по сокращенной программе в шесть месяцев, но с увеличенным штатом до 150 юнкеров.
    С 1918 по 1920 год это уже Первые советские военно-топографические курсы с двухгодичным сроком обучения, а с 1920 года – Петроградская военно-топографическая школа с трехлетним обучением и штатом до 150 курсантов.
    В канун Великой Отечественной войны, с 1937 по 1941 год, Ленинградское военно-топографическое училище получает в штат 600 курсантов со сроком обучения в два года. С 1941 по 1944 год срок обучения сокращается до года, а в послевоенные годы увеличивается до трех лет. В 1968 году училище становится высшим со сроком обучения 4 года и штатом до тысячи курсантов.
    За все годы своего существования институт лишь трижды покидал на короткое время Санкт-Петербург. В 1838 – 1839 гг. весь состав Школы военных топографов выезжал в Москву для съемок города и его окрестностей в масштабах 100 и 200 сажень в дюйме. В октябре 1917 года училище распоряжением Временного правительства эвакуировано в город Хвалынск Саратовской губернии. Часть училища самостоятельно вернулась в Петроград в январе 1918 года, а другая часть была вывезена восставшим чехословацким корпусом в Омск к Колчаку и вернулась в Петроград лишь в 1923 году. В годы Великой Отечественной пунктом дислокации училища был поселок Абабково Горьковской области.
    Есть и такой любопытный штрих в истории нашего вуза: в 1929 и 1930 гг. в училище на обучение принимались девушки. В декабре 1943 года училище было удостоено ордена Красного Знамени, а в 1968-м – ордена Красной Звезды за заслуги в подготовке офицерских кадров.
    И последнее из исторической справки: за годы своего существования наш вуз подготовил для Вооруженных Сил страны более 17 тысяч офицеров.
    - Наших читателей наверняка заинтересует такая новинка для военных вузов, как факультет подготовки гражданских специалистов на платной основе. Как это выглядит на практике?
    - В этом деле мы не первопроходцы. Военно-медицинская академия уже много лет использует форму платного обучения гражданских специалистов. Учебные технологии двойного назначения. У нас срок обучения гражданских слушателей 2 года и 10 месяцев. Форма обучения заочная, сокращенная, ускоренная. Выпускники получают диплом государственного образца и квалификацию – инженер. С лицами, прошедшими вступительные испытания, заключаются договоры в письменной форме. Стоимость обучения - в пределах 12 тысяч рублей за семестр. Иногородним слушателям на время сессии, которая длится три недели, возможно предоставление общежития. Институт имеет лицензию на такую форму обучения и государственную аккредитацию.

    - И последний вопрос, Валентин Георгиевич. Почти все военные учебные заведения потеряли специальные факультеты, на которых обучались зарубежные военнослужащие. Как же вам удалось сохранить такой факультет?

    - Да нет, сия горькая чаша и нас не миновала. В 1990 году все слушатели и курсанты из 12 стран дальнего зарубежья были отозваны национальными командованиями независимо от курса обучения. До 1993 года к нам не приехал ни один иностранный военнослужащий. Возрождение специального подразделения началось с прибытия в институт двух белорусских военнослужащих. Уже к 1998 году количество обучаемых представителей зарубежных государств резко увеличивается. В настоящее время у нас на специальном факультете проходят обучение военнослужащие из Армении, Белоруссии, Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана и Узбекистана. Между прочим, выпускник 1999 года Фарух Убаев сегодня возглавляет топографическую службу вооруженных сил Таджикистана. Да и многие другие наши выпускники занимают в своих армиях высокие штабные должности, преподают в военных и гражданских вузах, стали учеными, дипломатами. Коллектив спецфакультета гордится тем, что институт в сложный для армии период смог не только сохранить спецподразделение, но и возродить его за столь короткий срок. Здесь, несомненно, сыграл положительную роль высокий авторитет нашего вуза.
    

P. S. В эти дни генерал-майор Волохов отмечает свое 55-летие. Примите, Валентин Георгиевич, поздравления и самые добрые пожелания и от коллектива «Красной звезды».
 ||  Беседу вел Аркадий ПИНЧУК, «Красная звезда».



Рандеву



    27. Ксения. 1980 г.р. Стрелец.
    Я старший лейтенант Российского флота. Служу в Северодвинске. Окончила военную кафедру филиала Санкт-Петербургского кораблестроительного института. Продолжаю семейную традицию. Мой папа – полковник. А дедушка был гражданским моряком. Люблю заниматься спортом, особенно баскетболом. Увлекаюсь шелкографией.
    А еще я очень люблю природу и хорошие книги. Особенно мне нравится литература о флоте. Среди моих любимых авторов - Валентин Пикуль. Его исторические романы заставляют задумываться не только о прошлом, но и о том, что ждет Россию в будущем.


За границу с разрешения командования

    Языком закона

    В вашей газете я прочитал о том, что одна из туристических компаний проводит программу льготного отдыха для курсантов военных образовательных учреждений за границей. Я хочу съездить в Турцию, накопил денег на путевку. В какой форме я должен поставить в известность о планируемой поездке командование своего вуза?
    Алексей ПРОХОРОВ.


    Отвечает подполковник юстиции Владимир ДОГЛЯД:
    Как указано в статье 19 Закона № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», военнослужащие Вооруженных Сил РФ, а также федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, выезжают из нашей страны при наличии разрешения командования, оформленного в порядке, установленном Правительством РФ.
    Согласно указаниям первого заместителя министра обороны РФ от 8.04.2002 г. № 205/2/146 в перечень документов, необходимых для оформления выезда за границу, входит копия рапорта на имя начальника вуза. Рапорт пишется от руки с указанием страны, даты и продолжительности предполагаемой поездки (в период каникулярного отпуска), фамилии, имени, отчества выезжающего, даты рождения. На рапорте должна стоять резолюция начальника вуза - «не возражаю» или «согласен», дата, подпись.

«Я помню только, как сгорели свечи»

    Литературная гостиная

    В военных вузах учится немало способных к литературному творчеству ребят. Есть такие и в Тульском артиллерийском инженерном институте. Сегодня мы предлагаем вашему вниманию стихотворение курсанта этого учебного заведения Романа Новицкого. Не будем судить его строго, ведь это проба пера…

    Я помню только, как сгорели свечи
    В тот вечер, что устроил для двоих.
    Тебя я ждал, но
    не дождался встречи,
    С ума сходя от прежних слов твоих.
    Так грустно было! Но куда деваться?
    Куда идти? Как жить мне без тебя?
    Сгорело все. Так, как сгорают свечи,
    Не оставляя в памяти огня.
    Но жизнь течет. Она бежит так быстро,
    В ней много дел и разной суеты.
    Но снова загорятся где-то свечи,
    Даря влюбленным новые мечты.


ВМИ - Чемпион. По находчивости

    Радость и восторг переполнили сердца болельщиков команды КВН Самарского военно-медицинского института «Без диагноза», когда Андрей Спиридонов, ее капитан, поднял над головой победный переходящий кубок. Так завершился конкурс КВН силовых структур Самарского гарнизона, в котором принимали участие также команды ГУИН Самарской области, Саратовского юридического института МВД, Самарского филиала юридического института.
    Вообще фаворитами финала считались гости из Саратова, которым помогал режиссер драмтеатра. А тут еще и выступать первыми по жребию выпало нашей команде. Было видно, как волнуются ребята за кулисами, пока шло представление членов жюри.
    После конкурса-приветствия лидерство захватила команда саратовцев, но во втором конкурсе-разминке наша команда показала себя самой остроумной и находчивой, справившись с хитрыми вопросами ведущего. Дальше было блестящее выступление нашей сборной в музыкальном конкурсе, вызвавшее бурю эмоций в зале и у судей. Итог - абсолютная победа!
    Сколько времени и сил потратили ребята, готовясь к игре! Теперь приятно осознавать, что не зря.
    Около Дворца культуры «Дзержинка» в тот день практически не смолкало приветствие «ВМИ-чемпион!» И даже всегда серьезные офицеры факультета преддипломной подготовки не скрывали радости и гордости за нашу команду. Когда же на выходе появились чемпионы, их, можно сказать, несли до общежития на руках.
 ||  Подполковник Александр ВОЛКОВ.



Анкета

    Офицеров и курсантов Санкт-Петербургского военного топографического института специальный корреспондент «Красной звезды» по Ленинградскому военному округу Аркадий Пинчук попросил рассказать об этом уникальном учебном заведении. Вот их ответы.

    
Сколько цветов у радуги?
    Полковник Владимир Петрухин, заместитель начальника института по воспитательной работе.

    У каждого воинского коллектива, как правило, есть свои отличительные черты или, образно говоря, свое лицо. Каким же мне видится лицо нашего Санкт-Петербургского военного топографического института? Семь лет назад, когда я был назначен на эту должность, мне поначалу казалось, что училище ничем особенным не отличается от других военных учебных заведений. За плечами у меня было уже четверть века военной службы, военное училище, академия. Прошел, не перепрыгивая, все ступени служебной лестницы кадрового армейского политработника, а впоследствии воспитателя – рота, батальон, полк, дивизионное звено. Многое на этом пути повидал, испытал, пережил. Порой казалось, что на воспитательной стезе для меня уже никаких секретов не осталось. Был уверен, что и на новой должности их не будет.
    Однако по мере постижения новых обязанностей от моей самоуверенности не осталось и следа. Сразу почувствовал, что со знаниями военной топографии в пределах краткого училищного курса найти взаимопонимание с личным составом института будет просто невозможно. И если хочешь здесь быть своим, учись, постигай специфику организации воспитательного процесса именно в этом военно-учебном заведении, осваивай специальности, которые оно дает своим выпускникам.
    Стало приходить отчетливое понимание двуединой задачи воспитательного процесса: любое мероприятие, любой подход в решении возникающих проблем, любая беседа, коллективная или индивидуальная, любые нравственные уроки – все это курсанты должны воспринимать как помощь в самосовершенствовании и как примерные методики для работы с личным составом в будущей офицерской службе. Это хорошо понимают многие преподаватели и командиры, хотя, совмещая обучение с воспитанием, не всегда доносят до слушателей мысль, что тот или иной совет старшего надо откладывать в копилку будущего. Приходится напоминать об этом во время занятий в системе командирской подготовки. Теперь у нас нередки случаи, когда курсанты уже сами интересуются, как лучше организовать беседу об истории части, о ее боевом пути, о славных традициях; как провести экскурсию в музей, организовать встречу с интересным человеком; какими путями изыскивать средства для приобретения технических средств воспитания, для создания наглядной агитации.
    Со временем для меня стали отчетливо прорисовываться основные черты коллектива нашего института. Это прежде всего гордость людей за свою профессию и верность ей. Потому и лучшие традиции, заложенные учеными и военачальниками еще царской школы, живы по сей день. Все здесь – от юного первокурсника до щедро убеленного сединами ветерана – могут часами рассказывать об истории родного училища, об уникальности и полезности нелегкого, но такого романтического труда топографа, о его лидирующей роли в военной науке и длинном перечне армейских специальностей. Бросается в глаза яркая черта: ни у кого не возникает ни тени сомнения – так было раньше, так есть и так непременно будет всегда!

    
Притяжение отцовской судьбы
    Курсант Максим Орлов.

    Выбрать в юном возрасте свою будущую профессию всегда непросто. Ведь сколько известно случаев, когда молодой человек постучится не в свою дверь, а потом всю жизнь мучается, занимаясь нелюбимым делом ради хлеба насущного. Когда я заканчивал школу, не раз был свидетелем, как мои товарищи по нескольку раз меняли свой выбор под влиянием самых разных факторов: то услышат совет товарища, то на объявление в газете наткнутся, то за любимой девушкой едут в незнакомый вуз.
    Для меня этот вопрос не стоял никогда. Перед глазами был пример отца. В 1983 году он окончил Ленинградское высшее военно-топографическое командное училище, и я на протяжении всего своего взросления получал об этом вузе самую различную информацию. Рассказы отца всегда были окрашены чувством влюбленности и в училище, и в свою профессию аэрофотогеодезиста.
    Когда я обнародовал свое решение стать военным топографом, мои одноклассники меня не поняли. «Ты ненормальный, - говорили мне. – Посмотри, что происходит в армии. У военных специалистов самые низкие оклады, воинские части сокращаются одна за другой. Вся техника в войсках старая, как в самом бедном колхозе. Офицеры без квартир и без перспективы, рискуют жизнью в «горячих точках». Все из армии бегут, а ты – в военное училище. Опомнись, пока не поздно!»
    - У нашей страны были и труднее времена, - сказал мне отец. – Но всегда находились люди, которые интересы Отечества ставили выше собственных, которые понимали, что кто-то должен защищать Родину. Я одобряю твой выбор. Чем труднее служба, тем выше честь.
    Сегодня я уже курсант 3-го курса. Моя будущая специальность - аэрофотогеодезист. Многие наверняка это слово слышат впервые. Но наука, как известно, не стоит на месте. Сама геодезия является одной из древнейших наук. Люди давно поняли необходимость создания системы координат на Земле и все время совершенствовали методы и способы этой работы. Одним из таких способов стала аэрофотогеодезия.
    Рассказать в короткой заметке о сути моей будущей специальности просто невозможно. Но если бы непосвященному человеку довелось увидеть, как из черно-белых снимков, сделанных из космоса спутником или специальными камерами из самолета, после компьютерной обработки рождается в печатной машине топографическая карта, он бы воспринял этот процесс как настоящее чудо. И какое испытываешь счастье, когда понимаешь, что это чудо – рукотворное, что сделано оно твоими руками!
    
Плюсы и минусы стандартизации
    Заместитель начальника института по учебной и научной работе полковник Виктор Алексеев.

    Сегодня меня еще нередко спрашивают друзья и знакомые, какая необходимость заставила реформаторов переименовать военные училища и академии в институты и университеты, а затем все вернуть в исходное. Что стоит за этими преобразованиями? Как повлияли они на содержание подготовки военных специалистов? Постараюсь коротко ответить на эти и другие вопросы, связанные с внедрением Госстандарта в военное образование.
    Известно, что в советские времена военное образование было несколько оторвано от общеобразовательных программ высшей школы. Поэтому с конца восьмидесятых и начался сложный процесс его реформирования. А с 1993 года, когда наше училище перешло на 5-летний цикл обучения, практически каждый год создавались новые планы. В 1997 году мы их привели в полное соответствие с Государственным образовательным стандартом. Точно такие же планы в Московском университете геодезии и картографии, в Новосибирской академии. Таким образом, если раньше диплом нашего выпускника лишь номинально соответствовал общегосударственному образцу, то ныне это соответствие реальное.
    Это не было механической подгонкой часов. Введено 13 новых дисциплин: геоморфология, земельный кадастр, управление производством геофизических и картографических работ, спутниковая геодезия и т.д. Многие дисциплины «вышли» в космос, что связано с освоением новейших технологий в нашей области. Хотя, как и прежде, мы готовим специалистов по трем основным направлениям: астрономогеодезия, аэрофотогеодезия и картография. Для этого в институте функционируют 12 кафедр, из них 5 специальных кафедр: фототопографии и фотограмметрии, геодезии и астрономии, электронных средств геодезии, топогеодезического обеспечения, картографии. Всего за время обучения наш курсант изучает порядка 75 дисциплин, это 6.300 часов за партой. А в дипломе фигурируют 45 оценочных показателей.
 ||  Дежурный по клубу Андрей ГАВРИЛЕНКО.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex