на главную страницу

31 Августа 2005 года

Планета людей

Среда

Фрегат мечты турецкого командира

Капитан 2 ранга Александр ЧЕБОТАРЕВ.



29 августа большой десантный корабль Черноморского флота РФ «Ямал» вернулся в Севастополь. С 7 августа российские моряки участвовали в третьей фазе активации Черноморской военно-морской группы «Блэксифор». В ходе состоявшихся учений они выполняли различные задачи по отработке взаимодействия с кораблями других стран. В частности, проводились тренировки по мониторингу гражданского судоходства, задержанию и досмотру подозрительного судна, обнаружению подводных лодок, оказанию помощи терпящему бедствие кораблю, спасению людей. В учении участвовали фрегат УРО «Фатих» ВМС Турции, фрегат УРО «Марашешти» ВМС Румынии, корабль управления «Славутич» ВМС Украины и базовый тральщик «Шквал» ВМС Болгарии. Грузия была представлена лишь в штабе «Блэксифор», так как катер «Кутаиси» из-за поломки не смог выйти в море.
В ходе похода «Ямал» побывал в портах Констанца (Румыния), Варна (Болгария), Эрегли (Турция). По традиции моряков у причала встречали хлебом-солью близкие и родные, а также духовой оркестр.
Роман СТРЕШНЕВ.Севастополь.
  Несколько ранее в турецкой военно-морской базе Гельджюк побывал наш внештатный корреспондент. Вниманию читателей предлагаются его заметки.

     
Кто они?

     …В турецкой военно-морской базе Гельджюк после недавнего землетрясения заново отстроенными оказались практически все причальные сооружения, административные и жилые здания. Военный городок преобразился до неузнаваемости, приобрел во внешнем виде своих домов, парков и газонов вполне европейские черты. Но один памятник – женщина с двумя детьми встречает любимого мужа и отца в форме военного моряка из дальних морей – сохранился в своем неизменном виде. Когда наши моряки впервые побывали в сердце флота Блистательной Порты, именно этот памятник заставил их по-новому взглянуть на наших причерноморских коллег по служению на море. Ведь, наблюдая в оптику перископов и биноклей за боевыми кораблями с красными флагами со звездой и полумесяцем, невозможно понять, чем живет их человеческая составляющая. И что подвигает турецких моряков вновь и вновь выходить на просторы морей и океанов. А их жен и матерей – ожидать с нетерпением возвращения своих мужей и сыновей.
     Офицерский салон фрегата УРО «Йылдырым» вполне уютен, обставлен удобной мебелью, интерьер оформлен с хорошим вкусом, но все в военном стиле, лаконично и без излишеств. За небольшим столиком в углу кают-компании мы ведем беседу с командиром фрегата капитаном 2 ранга Али Муратом Деде. Когда я подробно ознакомился с его послужным списком, то поневоле возникло чувство уважения, насколько тщательно готовился Мурат Деде, сколько прошел этапов, прежде чем на правах командира поднялся на ходовой мостик своего корабля. Судите сами. В возрасте четырнадцати лет он, романтичный подросток из Анкары, поступает в турецкий аналог нашего Нахимовского военно-морского училища, в спецшколу ВМС. Потом в его образовательном активе появился первый диплом о высшем образовании - он окончил военно-морскую академию в Стамбуле. Причем во время учебы получил достаточно солидную практику на британском флоте, от которой в жизни у Али Мурата останется безукоризненное знание английского языка, уважение к морякам туманного Альбиона. И… понимание, насколько важно для Турции всегда и во всем следовать в политике, экономике, военном строительстве собственным национальным путем, не оглядываясь на заокеанских «спонсоров» и «учителей». Причем он не отрицает важности опыта тех же американских и немецких военных моряков, который в полной мере использовался при создании современных ВМС Турции.
     Потом вся служба капитана 2 ранга Деде проходила на боевых кораблях. Не упустил возможности, чтобы не поинтересоваться, в чем турецкие офицеры видят для себя смысл службы – деньги, престиж, романтика?
     Деньги? Явно они не оправдывают бессонницу ночных вахт, напряжение боевых полигонов и дальних походов. Одно лишь сравнение. В Эрегли, на металлургическом комбинате ЭРДЕМИР, квалифицированный рабочий получает в эквиваленте 1.200 долларов США. А лейтенант на расположенной неподалеку от заводских цехов ВМБ – 800 долларов. И лишь после полутора десятков лет службы в звании капитана 3 ранга и на должности старшего помощника командира корабля офицер переходит в другое качество – привилегированное общество. Тем более что государство установило немало льгот для военнослужащих, делающих службу еще более престижной. И все же не только это побуждает молодых турок становиться профессиональными военными.
     Романтика дальних морей и службы на качающейся палубе кораблей? В качестве побудительного мотива в выборе молодым человеком стези офицера, безусловно, она важна. Но для всего свое время.
     — Все, кто начал служить на корабле только ради красивой морской формы или других романтических порывов, впоследствии уволились, сменили профиль. Нельзя строить карьеру, совершенствоваться в профессии на столь непрочной мотивационной основе. Надо взрослеть, ставить четко определенные цели перед собой. А главное – знать, во имя чего ты учишься и служишь, иначе все становится бессмысленным, - так ответил на вопрос о месте романтики в военно-морской службе турецкий командир.
     Четкое обозначение целей в жизни и службе, невероятная устремленность – в этом весь капитан 2 ранга Деде. Еще молодым офицером благодаря высоким показателям в профессиональном становлении он победил в конкурсе за право учиться в престижном Средневосточном университете по технической специальности. Разносторонность в образовании только приветствуется в офицерской среде ВМС Турции. Причем три года учебы в Анкаре он провел как обычный гражданский студент, с полным освобождением от выполнения служебных обязанностей. Стремление подчиненных учиться вообще всячески поощряется в военной среде самим командованием. Молодые офицеры на вахты зачастую берут учебники по электротехнике, по электронике, по иностранному языку. Возможность получить блестящее образование за государственный счет стимулирует многих в решении надеть погоны.
     Мурат Деде в данном отношении отнюдь не исключение. После успешного окончания университета он вернулся на корабли. Несколько лет успешной службы – и уже, как достойный опытный офицер, он направляется в Стамбульский штабной колледж. И только пройдя многолетний путь от кадета до капитана 2 ранга, он осуществил свою мечту о командирском мостике.
     
Престиж «от Ататюрка»

     Моральной основой службы для турецких моряков, по словам Деде и его товарищей, являются сознание необходимости ее для страны и принадлежность к почетному сословию людей в погонах. В Турции почитают человека в погонах. Любой, самый простой житель той же Анатолии знает и верит: пока у Турции есть армия и флот, она остается единой. И как бы ни складывались политические баталии в парламенте или за президентское кресло, вооруженные силы всегда выступят гарантом независимости и стабильности. Это заложено еще Кемалем Ататюрком. Возглавивший национально-освободительное движение Турции в 1918 – 1923 годах, он до сих пор почитаем в народе. Как и его завет о необходимости иметь сильную и надежную армию. Оттого «человек с ружьем» не испытывает здесь наших отечественных проблем с финансированием. А служба по призыву почетна, нет речи об уклонениях, массовых самовольных оставлениях частей и кораблей. Из 54 тысяч численности ВМС Турции более 30 тысяч – призывники.
     Национальное самосознание турок находится сейчас на подъеме. И, пожалуй, командир турецкого фрегата далеко не исключение в своих взглядах. Понятное дело, наш разговор не мог обойтись без политических тем:
     — Нам, народам, живущим на берегах Черного моря, решать, как здесь жить. В наших силах обеспечить общую безопасность в нашем доме. Отчего те же американцы считают себя вправе брать ответственность за мир и порядок в регионе, расположенном за многие тысячи миль от своей страны? Вполне ясно, нам и только нам дано это право в единстве усилий решать вопросы поддержания стабильности, защиты от различных угроз миру. Я никогда не делил людей по национальностям, по принципу «плохой или хороший». Есть турки, которые мне неприятны. И есть русские и румыны, болгары и украинцы, с которыми мне приятно общаться, дружить. – Мурат Деде говорит эмоционально, искренне.
     Интересы России и Турции по вопросам безопасности в регионе во многом совпадают. В любом случае сегодня не идет речи о принципиальных разногласиях по ключевым позициям во внешней политике. И военные моряки наших стран сегодня готовы работать вместе, не испытывая каких-либо сложностей в общении и взаимном понимании.
     
Фундамент будущего

     Мы, русские и турецкие моряки, вновь и вновь выходим в море. Нам одинаково дороги мир и спокойствие своих стран. Ведь в наших родных базах нас с одинаковым нетерпением ждут родные и близкие, и мы испытываем одинаково теплые чувства, как только на горизонте появятся родные берега. В том же Гельджюке памятник трогательной встрече как бы многократно оживает на причале возле фрегата Мурата Деде. Ведь командира встречают любящие жена и двое детей. Как и многих его подчиненных. При всех различиях в культуре у наших народов нас одинаково объединяет любовь к родине, к детям. Мы с одинаковой силой стремимся в нашей жизни к благополучию. Но разве не в мире и спокойствии лучше всего достигаются эти цели?
     ...В любом случае мне хотелось бы еще раз увидеться и поговорить с командиром турецкого фрегата.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex