на главную страницу

3 Сентября 2005 года

Утраченное

Суббота

Домик на Имарке

Кузьма ПАШИКИН.



     

     Писательско-охотничий домик-музей стоял до недавних пор на берегу озера Имарка в трех километрах от моего родного села Журавкино в Мордовии. Его построили здесь летом 1929 года писатели Алексей Новиков-Прибой и Александр Перегудов. Место было выбрано не случайно: живописный уголок природы, прекрасные условия для охоты и рыбалки. К тому же родное село Новикова-Прибоя Матвеевское рядом, всего в двух километрах от Журавкино. Оно расположено на территории уже Рязанской области…
     Известно, какими страстными охотниками были эти писатели. В этом еще раз убеждаешься, прочитав рассказ Новикова-Прибоя «На медведя», рассказы Александра Перегудова «Лесная ворожба», «Паводок», «Первая охота», «На родине деда Мазая», «По чернотропу», «Наедине с природой», «Заячьи тропы», «Весенние зори» и другие. Многие рассказы Александра Перегудова посвящены совместной охоте с Новиковым-Прибоем. Творчество этих писателей не только повествует о тонкостях самой охоты, но и воспевает красоту русской природы, учит нас любить и беречь ее.
     Писатели часто приезжали сюда, отводили здесь свою охотничью и рыбацкую душу. Александр Перегудов в рассказе «Девушка с Имарки» подробно пишет об этих местах, о конкретных людях: «Годы идут и идут, и чем дальше в прошлое уходят дни, проведенные в мордовской глуши, тем поэтичнее, ярче возникают они в памяти. Новиков-Прибой, Смирнов и я охотились и в других не менее прекрасных местах, и все же самые лучшие воспоминания остались об Имарке...»
     И еще: «Такие чудесные места были здесь и такая великолепная охота, что Новиков-Прибой решил построить на берегу озера избу, в которой мы могли бы останавливаться, приезжая на весеннюю и осеннюю охоту... Летом 1929 года изба была построена, и мы стали называть ее «Наш охотничий домик».
     В советские времена этот домик превратился в музей и охранялся государством как исторический памятник, о чем свидетельствовала мемориальная доска на стене домика. Там были представлены личные вещи писателей, охотничьи принадлежности, редкие экземпляры их книг и рукописей.
     Несмотря на значительную удаленность уникального музея от транспортных магистралей и глухомань, его ежегодно посещали сотни людей. В организованном порядке приезжали сюда школьники, студенты не только из Мордовии и соседних областей, но и из всего бывшего Союза.
     А потом местный руководитель бывшего колхоза, ныне - «товарищества с ограниченной ответственностью» распорядился передать эту достопримечательность своему знакомому в качестве... дворовой пристройки. И озеро словно осиротело…
     Недавно я приезжал сюда вместе с земляком, страстным охотником, детство которого тоже прошло в этих местах, а ныне москвичом Виктором Петровичем Остаповым – полковником в отставке, фронтовиком. Его отец Петр Георгиевич был близко знаком как с Новиковым-Прибоем, так и с Александром Перегудовым, не раз они вместе охотились. После смерти Новикова-Прибоя Петр Георгиевич был самым активным энтузиастом по благоустройству домика-музея своих друзей-охотников.
     Мы с Виктором Петровичем обошли все озеро, еле нашли место, где стоял домик, – о нем напоминали лишь остатки подгнившего деревянного основания. Словно ком застрял у меня в горле. Конечно, можно во всем винить председателя, что дал указание снести эту достопримечательность. Но это, полагаю, скорее следствие, а не причина. Причина глубже. Она - в вымирании села. Ведь я хорошо помню время, когда здесь, на берегу озера Имарка, стоял целый поселок. Но постепенно молодые разъезжались, а старики умирали. Пустые, осиротевшие избы разобрали. Дошла очередь и до охотничьего домика-музея.
     Но неужели нельзя было сохранить его? Как же все-таки случилось, что исторический памятник остался без присмотра? Вернувшись в Москву, я обратился по телефону с этими вопросами к администрации Зубово-Полянского района Республики Мордовия, на территории которого находился до недавних пор уникальный музей. Моим собеседником в разговоре оказался первый заместитель главы района Александр Лариков.
     - Как же случилось, что с территории района исчезла эта достопримечательность? – спрашиваю у Александра Сергеевича.
     И вот что он рассказал. В советские времена содержание музея финансировалось Уметским деревообрабатывающим комбинатом (ДОК), что находится в четырех километрах от Имарки. Но в связи с финансово-экономическим кризисом, вызванным сомнительными реформами, ДОК, по словам моего собеседника, «приказал долго жить». Финансирование музея прекратилось, он остался без присмотра. А коль нет присмотра, то нашлись предприимчивые лица, которые домик-музей просто разобрали.
     Вот и все. Грустная история.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex