на главную страницу

7 Сентября 2005 года

История Отечества

Среда

Парил над планетой «Орел»

К 70-летию со дня рождения Г.С. Титова

Виктор КРЕТОВ, ветеран Космических войск.



     В 1959 году в СССР было принято постановление, в соответствии с которым началась подготовка к пилотируемому полету в космос. С.П. Королев считал, что для такого полета более всего пригоден летчик-истребитель. «Это и есть универсальный специалист. Он и пилот, и штурман, и связист, и бортинженер. А будучи кадровым военным, он обладает необходимыми морально-волевыми качествами: его отличают собранность, дисциплинированность и неуклонное стремление к достижению поставленной цели». Начиная с октября 1959 года в Центральный военный научно-исследовательский авиационный госпиталь из частей Военно-воздушных сил, военно-морской авиации и авиации ПВО стали прибывать молодые летчики – старшие лейтенанты и капитаны. В первый отряд космонавтов нужно было отобрать 20 человек. Требования к кандидатам в космонавты предъявлялись жесткие. Медицинскую комиссию проходил, как правило, один кандидат из десяти. Были и такие, кто, пройдя отборочную комиссию и засомневавшись в своем выборе, отказывался от «расплывчатой» перспективы и убывал в свою часть.
     В числе первых кандидатов в космонавты 25 декабря 1959 года из гвардейского истребительного авиаполка, который базировался в поселке Сиверская Ленинградской области, в Москву прибыл старший лейтенант Г. Титов. В январе следующего года прошел медицинскую комиссию и… не дожидаясь решения, отбыл в полк: «Неделю по госпиталю ходил, дурака валял, - вспоминал Герман Степанович. - Уехать в полк не могу – жду окончательного решения. Даже высказался в запальчивости: подхожу вам – значит, подхожу. Не подхожу – давайте мои бумаги, и я уеду». Повторно в Москву Г. Титов был вызван по прошествии почти двух месяцев — все это время он находился в отпуске.
     7 марта 1960 года главкому ВВС маршалу авиации К.А. Вершинину были представлены 13 летчиков, и среди них были Г. Титов и Ю. Гагарин. Спустя неделю, 14 марта, первая группа кандидатов в космонавты приступила к подготовке, в то время как отбор в отряд продолжался до середины года. Самым старшим в первом отряде космонавтов был 30-летний командир эскадрильи
     П. Беляев. На два года моложе – инженер-капитан В. Комаров и летчик-истребитель П. Попович, старшим лейтенантам В. Быковскому, Ю. Гагарину и лейтенанту А. Леонову шел тогда 26-й год, а старшему лейтенанту Герману Титову — 25-й.
     Герман Степанович Титов родился 11 сентября 1935 года в семье сельского учителя. Детство его прошло в Алтайском крае, Косихинском районе. В 1955 году окончил 9-ю военную авиационную школу первоначального обучения летчиков в Кустанае, в 1957 году – Сталинградское военное авиационное училище летчиков. В школе и училище освоил пилотирование самолетов Як-11 и Як-18, реактивные УТИ МиГ-15 и МиГ-15бис. На этих же типах самолетов летал и в полку, куда прибыл после окончания училища. Летная судьба будущего космонавта складывалась благополучно. За два года службы был награжден Почетной грамотой Ленинградского обкома комсомола, летал по программе второго класса. А тут из Москвы в полк прибывает комиссия и предлагает летать на «каких-то ракетах и спутниках». Г.С. Титов вспоминал: «Говорю членам комиссии, что мне надо подумать, ничего пока сказать не могу». Последовал ответ: «Хорошо, подумайте. Понадобитесь – мы вас вызовем. Никому не говорите, что мы вас вызывали и о чем с вами беседовали». Так все буднично и закончилось, и рапортов кандидаты в космонавты первого отряда, чтобы их послали в космос, рассказывал Герман Степанович, ни он, ни они не писали. После двух с половиной лет службы в авиационном полку старший лейтенант Титов был зачислен в первый отряд космонавтов и приступил к тренировкам.
     Режим тренировок и отдыха космонавтов был расписан поминутно, теоретические занятия чередовались с практическими. Наставник космонавтов Н.П. Каманин и начальник Центра подготовки космонавтов Е.А. Карпов присматривались к подопечным, всесторонне изучали их. Они обратили внимание, что Титов любит гимнастические упражнения, тренировки на велосипеде, бег на лыжах и игру в хоккей. Увлекается акробатикой, спортивными играми - баскетболом, футболом и волейболом. С увлечением тренируется на батуте и центрифуге. Настойчиво добивается умения владеть телом и устойчивости вестибулярного аппарата. После пребывания Титова в сурдокамере и выполнения психологических исследований С.П. Королев дал ему характеристику: «Пожалуй, примечательные черты Германа Степановича – это быстрота реакции, сообразительность, хладнокровие и, вероятно, самое ценное – наблюдательность, способность к серьезному анализу».
     6 января 1961 года главком ВВС К.А. Вершинин подписал приказ о назначении комиссии по приему экзаменов от первых шести космонавтов. Председателем комиссии назначили Н.П. Каманина. К сдаче экзаменов были допущены капитаны В.Ф. Быковский, А.Г. Николаев, П.Р. Попович, старшие лейтенанты Ю.А. Гагарин, Г.Г. Нелюбов, Г.С. Титов. Космонавты показали глубокие знания программы подготовки. Среди тех, кто получил отличную оценку, был и Герман Титов. В акте комиссии была сделана предвосхищавшая дальнейшие события запись – очередность использования космонавтов в полетах: Ю. Гагарин, Г. Титов, Г. Нелюбов, А. Николаев, В. Быковский, П. Попович. 25 января Г.С. Титов вместе со своими товарищами назначается на должность космонавта.
     Апрель 1961 года. Байконур. Круглосуточно напряженно работали полигонные службы – шли предполетные приготовления к запуску космического корабля с человеком на борту. На космодром прибыли космонавты, руководители Центра подготовки космонавтов, ученые, врачи, корреспонденты центральных газет и журналов. 10 апреля Н.П. Каманин в доверительной беседе с Ю. Гагариным и Г. Титовым дал понять Ю. Гагарину, что Государственная комиссия по пуску «Востока» намерена принять решение - в первый полет «пустить его, а запасным готовить Г. Титова».
     После успешного полета Ю. Гагарина Г. Титов и его дублер А. Николаев продолжили изучение космической техники, аппаратуры, тренировались на стенде-тренажере. Бывали в конструкторских бюро, на заводах и на космодроме. Ю. Гагарин рассказывал космонавтам о своих ощущениях в полете, на что следует обратить внимание. Космонавты изучили его отчет о полете, приняли участие в подготовке инструкции по технике пилотирования космического корабля. К середине июля 1961 года Г. Титов и А. Николаев закончили программу теоретических занятий и тренировок. Комиссия сделала заключение об их готовности к полету на КК «Восток-2». Оставался открытым вопрос о продолжительности пребывания космонавта в космосе. Медики считали, что длительное пребывание человека в невесомости может отрицательно сказаться на его самочувствии и работоспособности. Предлагали ограничиться тремя витками полета. Главный конструктор приводил свои доводы в защиту суточного полета, его активно поддерживали Г. Титов, А. Николаев, Ю. Гагарин, другие космонавты. Титов вспоминал: «Еще в Сочи, где мы отдыхали после Юриного полета, С.П. Королев познакомил меня с программой второго полета и сказал, что кто-то предлагает трехвитковый полет. Но трехвитковый полет мало чего дает, а главное, что после трех витков будем вынуждены все равно идти на сутки». С.П. Королев настоял на своем, убедил членов Государственной комиссии в целесообразности суточного полета.
     Вечером Сергей Павлович навестил Г. Титова и А. Николаева в домике, где они должны были провести ночь перед стартом. Это был домик, в котором Г. Титов уже однажды провел ночь, будучи дублером Ю. Гагарина. Беседуя с космонавтами, главный конструктор старался выяснить, как они понимают задачу, не упускают ли детали. «Каждый полет неповторим, - говорил космонавтам Сергей Павлович, - надо тщательно замечать все новое, что он несет в себе. Ведь мы исследователи, первооткрыватели».
     Раннее утро 6 августа 1961 года. В крепких объятиях фермы обслуживания – серебристая трехступенчатая ракета, оснащенная шестью двигателями общей мощностью в 20 миллионов лошадиных сил, в готовности освободиться от притяжения Земли и вывести «Восток-2» на околоземную орбиту. Место в кабине корабля занимает космонавт – Герман Титов. По громкой связи объявляется десятиминутная готовность. Земля просит «Орла» (позывной космонавта) уточнить бортовое время. Все меньше и меньше остается времени до старта ракеты: идут томительные минуты, быстротечные секунды ожидания... В 9 часов главный конструктор из пункта связи передал Г. Титову: «Дается зажигание… Предварительная ступень… Промежуточная... Главная... Подъем!» Под аккомпанемент упругого рева двигателей в динамике послышался голос космонавта-2: «Пошла, родная!» В полете вскоре напомнила о себе болезнь укачивания. Но, несмотря на неважное самочувствие, космонавт работал с большим желанием и эмоциональным подъемом. В полете Г. Титов впервые в мире доказал возможность и оценил особенности выполнения основных функций жизнедеятельности человека: смену бодрствования и сна, прием пищи и воды… Сделал съемки кинокамерой космических сюжетов и поверхности Земли. Испытал ручное управление кораблем. Совершив за 25 часов 18 минут свыше 17 оборотов вокруг Земли и пролетев более 700 тысяч километров, 7 августа космонавт-2 совершил мягкую посадку в катапультируемом кресле отдельно от спускаемого аппарата в поле, недалеко от поселка Красный Кут в Саратовской области. В этом полете были установлены мировые рекорды дальности и продолжительности пребывания человека в космосе. На день полета Герману Степановичу Титову исполнилось 25 лет 10 месяцев и 25 дней. Он остается самым молодым космонавтом в истории пилотируемой космонавтики.
     После полета Герман Степанович с присущей ему скромностью и интеллигентностью говорил: «Мне выпала завидная, но отнюдь не столь уж значительная роль, если сравнить ее со всем объемом работы, проделанной уже известными и пока еще не известными героями труда. Поэтому стать в позу «звезды» - это значит умалить, принизить успехи тех, чьи заслуги выше моих».
     Выдающийся подвиг космонавта был по достоинству оценен в своей стране, а также во многих государствах мира. Ему было присвоено почетное звание Герой Советского Союза. Он награжден двумя орденами Ленина, Октябрьской Революции, Трудового Красного Знамени, «За заслуги перед Отечеством» III степени, медалями. Правительства девяти государств удостоили Г.С. Титова высших знаков отличия. Г.С. Титов являлся почетным гражданином городов Калуга, Курск, Краснознаменск, Севастополь, Барнаул, Магадан, Красный Кут Саратовской области, а также городов Афины (Греция), Варна (Болгария), Юрмала (Латвия), Сватово (Украина).
     В 1970 году Герман Степанович ушел из отряда космонавтов и поступил в Военную академию Генерального штаба. С 8 августа 1972 года по 1 июня 1973 года он – заместитель начальника Центра командно-измерительного комплекса по управлению космическими аппаратами военного назначения. В последующие четырнадцать лет Г.С. Титов служил в аппарате начальника ГУКОС Минобороны СССР, занимая должности заместителя, первого заместителя начальника Главного управления космических средств. Активно участвовал (был председателем, заместителем председателя) в работе государственных комиссий по летным испытаниям ракетно-космических систем «Алмаз», «Зенит», космических кораблей 7К-С, 7К-СТ и других. С 1991 года лауреат Ленинской и Ломоносовской премий генерал-полковник Г.С. Титов находился в запасе. Он являлся президентом Международного научно-технического центра по космонавтике и электронике «Космофлот», заместителем председателя совета Российского центра конверсии аэрокосмического комплекса. Был делегатом двух партийных съездов и ВЛКСМ, депутатом Верховного Совета СССР двух созывов и Государственной Думы РФ трех созывов, президентом Ассоциации практиков космонавтики, президентом Федерации космонавтики РФ… Г.С. Титов - автор книг «700.000 километров в космосе», «17 космических зорь», «Моя голубая планета», «Авиация и космос», «На звездных космических орбитах».
     Свою яркую жизнь космонавт посвятил служению Родине, гордился ее выдающимися достижениями. Он говорил: «Наше поколение сделало великое дело – и нам сегодня нужно с гордостью оглянуться на наши лучшие годы. Благополучие страны, безопасность страны, грамотные люди, высокая национальная культура – это был вклад нашего поколения в историю ХХ века».
     На снимке:Герман ТИТОВ во время приема в Большом Кремлевском дворце.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex