на главную страницу

7 Сентября 2005 года

Армия сегодня

Среда

Боевая подготовка:шаги на месте

Сергей СЕВЕРИНОВ.



Уже на протяжении нескольких лет представители руководящего состава органов боевой подготовки Сухопутных войск собираются на одном из полигонов, чтобы поделиться опытом со своими коллегами, подвести итоги и обозначить направления работы в войсках. В этот раз участники мероприятия обсудили проблемы организации боевой учебы и пути их решения.

     Тоцкий гарнизон ПУрВО оживился и еще больше позеленел от камуфляжей офицеров и генералов. В течение трех дней на окружном полигоне и в учебных классах 27-й мотострелковой дивизии на темы боевой подготовки дискутировали руководители управлений боевой подготовки военных округов, общевойсковых армий, мотострелковых, танковых и воздушно-десантных дивизий. Поводом для некабинетных баталий явилось то, что боевая учеба стала «шагать на месте». «Анализ хода боевой подготовки в 2005 году свидетельствует о том, что коренного перелома в организаторской и практической работе командующих, командиров, органов боевой подготовки так и не наступило, - подчеркнул главком Сухопутных войск генерал-полковник Алексей Маслов. – Несмотря на серии учебно-методических сборов в 2001—2003 годах по созданию полевой, приказарменной, ротной учебной материально-технической базы, разработку и доведение до войск целого ряда методических рекомендаций, по-прежнему бытуют упрощенные подходы к боевой подготовке». В целом проводимые мероприятия по боевой выучке позволили военнослужащим сохранить имеющиеся навыки для выполнения поставленных задач, однако 80 проц. занятий, тренировок и учений, проведенных в этом году, были оценены лишь на «удовлетворительно».
     В войсках готовы совершать поступательное движение вперед, если только причины, заставляющие боевую подготовку «шагать на месте», будут сняты. Прежде всего болезненный удар наносит то, что за последние годы из армии ушло целое поколение опытных офицеров, которые знали, как и чему учить, а качество призываемого контингента по целому ряду показателей, как говорят, не лезет ни в какие ворота. Не позволяет набирать обороты старая техника, а также недостаточное материально-техническое обеспечение.
     В Москве не принижают значение этих проблем, но и не ставят их во главу угла. «В этом году в Сухопутных войсках одних только командно-штабных учений проведено около 300, — говорит Алексей Маслов. — И сегодня необходимо думать о качестве боевой подготовки и обучения военнослужащих всех категорий. Для этого необходимо в корне менять стиль и методы своей работы».
     В этих условиях на первое место выходят профессионализм и методическое мастерство командиров всех степеней, однако в нынешнем году негативная тенденция снижения этих показателей не преодолена. Наиболее ярко это выражено на ротном и взводном уровнях, где во многом погоду делают двухгодичники. Большинство из них не могут на практике применять полученные знания, особенно в ситуациях, когда необходимо принимать решения в соответствии с быстро меняющейся обстановкой. Отсутствие стимулов к совершенствованию не позволяет им осваивать более высокие должности, что способствует утечке кадров.
     Не выходят пока победителями руководящие органы и в борьбе с просчетами в организаторской работе, формализмом. В частности, по-прежнему отсутствует контроль за целевым расходованием ГСМ на боевую подготовку, особенно в полках и дивизиях. «Несмотря на наличие в планах во всех инстанциях расчетов выделения горючего для обеспечения занятий и учений, топливо нередко расходуется на обеспечение самых разных направлений повседневной деятельности, - говорит начальник Главного управления боевой подготовки Вооруженных Сил РФ генерал-полковник Валерий Герасимов. - Что, естественно, снижает качество занятий и учений, а иногда ставит их под угрозу срыва». Впрочем, в Минобороны уже рассматривается вопрос о том, чтобы должностные лица, повинные в срыве учебы, привлекались к административной ответственности.
     Еще одним моментом, негативно сказывающимся на результате выучки, является то, что крупные учения проводятся по «накатанным схемам», без учета применения современных средств ведения боя. Чтобы получить реальную оценку состояния дел, а также избежать шаблонного подхода, в Минобороны предлагается создать преподавательские команды при полигонах, которые будут обучать и экзаменовать прибывшие в поля подразделения вместе с его командиром.
     На пути к повышению уровня учебы барьером стоит и избыточная централизация ряда мероприятий в военных округах, планирование и проведение их на базе одних и тех же соединений и воинских частей. Притом что все эти мероприятия плановые и, безусловно, необходимые, тем не менее для подготовки и обеспечения каждого из них привлекаются все подразделения и части этих соединений за счет времени, отведенного для выполнения планов боевой подготовки.
     В ходе сборов пристальное внимание было уделено вопросам подготовки войск, так как проводимая работа в нынешнем году выявила массу пробелов. Так, в сравнении с 2004 годом не произошло существенных улучшений по огневой подготовке. Оставляет желать лучшего и профессионализм механиков-водителей. В ВДВ их навод составил лишь 50 проц. от требований программы, а в береговых войсках ВМФ этот показатель еще ниже. В Сухопутных войсках лучше всех оказались подготовлены механики-водители ПУрВО, хуже — МВО и СибВО. Отстает от требований времени и система подготовки сержантов.
     Кроме того, не учитывается опыт локальных войн последнего десятилетия. «Изучения лишь опыта боевых действий в Чечне явно недостаточно, - говорит генерал-полковник Герасимов, - ведь там войска действовали в условиях отсутствия угрозы ударов авиации и ракетных войск, артиллерии и других ударных средств противника».
     Говоря о необходимости принятия решительных мер к улучшению организации боевой подготовки в целях повышения ее качества, рассматривалось и состояние дел в частях, укомплектованных контрактниками. Как известно, для них никакой другой работы, кроме боевой подготовки, не предусмотрено. Но, несмотря на то, что порядка 65 проц. переводимых на контракт в этом году воинских частей уже укомплектованы, заметного роста в боевой учебе не произошло. Наоборот, положение дел в этих частях ухудшилось. «В результате неразберихи, вызванной нарушением типового порядка перевода соединений и частей на контрактный способ комплектования, из-за его неувязки с финансированием программы по годам ее исполнения, - говорит генерал Герасимов, - и еще ряда причин плановость мероприятий учебного процесса была нарушена. Реальный уровень выучки военнослужащих по контракту говорит о том, что с ними надо заниматься и заниматься. Прежде всего одиночной подготовкой, организовать подготовку младших командиров и солдат-специалистов в учебных частях, что было сделано в этом году только в войсках СибВО и ДВО».
     Переход к контрактному способу комплектования высветил недостатки и в вопросах обучения офицеров методам работы с контрактниками как в повседневной деятельности, так и в ходе боевой подготовки. Несмотря на то, что соответствующая федеральная целевая программа длится уже более полутора лет, молодых офицеров до сих пор никто не учит работать с добровольцами.
     Вообще же такого рода сборы – не только пища для размышлений о повышении эффективности учебы, но и своего рода панацея для учебных полей, на которых проводятся показные занятия. Так как, готовясь к ним, командир волей-неволей приведет учебную материально-техническую базу в порядок. Практика показывает, что одним из наиболее слабых мест полигонов являются огневые городки. На сегодня около 80 проц. из них требуют капитального ремонта зданий, оснащения мишенных полей, оборудования учебных мест и классов, установки учебно-тренировочных средств. Кроме того, в ходе проверок выявлено, что практически на всех полигонах соединений для проведения боевых стрельб не используются учебные тактические поля. А занятия по тактике в основном проводятся на учебных объектах одиночной подготовки (войсковых стрельбищах, директрисах). Нередко поставляемое оборудование вместо активного использования хранится на складах.
     Обсуждая проблемы полигонов, начальник ГУБП акцентировал внимание офицеров на том, что отсутствие тесного взаимодействия между УБП и организационно-мобилизационными управлениями штабов военных округов и привело к тому, что имеющимися на сегодняшний день штатами полигонов эксплуатировать учебные объекты невозможно. В то же время курсы по подготовке специалистов полигонной службы учебного центра «Выстрел» загружены лишь на треть.
     Проводимые сборы в очередной раз дали понять, что сегодняшнее военное руководство возлагает большие надежды для достижения наибольшей эффективности на учебно-тренировочные средства. «Результаты анализа подтверждают, что наиболее эффективная система боевой подготовки создана в армиях тех государств, где в практику обучения внедряются самые передовые высокотехнологичные средства обучения, - говорит начальник управления боевой подготовки Сухопутных войск генерал-майор Олег Ковалевич. – В мотострелковом полку, где мы проводили занятия, несмотря на отсутствие учебного корпуса для тренажеров, смогли решить эту проблему, разместив учебные средства в подвальном помещении. И уже сегодня в часы самостоятельной подготовки их можно использовать для занятий по вождению боевых машин и огневой подготовке». Но результаты проверок показывают, что даже там, где имеется современная тренажерная база, она используется непродуктивно, преимущественно для показных занятий, а в ряде случаев выводится из строя. Так, в одной из дивизий МВО имеется 11 тренажеров вождения бронетехники, причем возможности лишь трех позволяют отработать за неделю упражнения вождения в часы самоподготовки сотне военнослужащих. Но за три года, прошедших с момента запуска в эксплуатацию, обучающие средства практически не использовались.
     Словом, чтобы в новом учебном году от количественных показателей удалось перейти к качественным, предстоит проделать огромную работу, благо что проведенные занятия тому способствовали. Сумеют ли полученные наработки использовать на местах и в окружных «верхах», покажет время.
     
КШУ — почти в бою

     В 42-й мотострелковой дивизии СКВО, которой командует генерал-майор Сергей Суровикин, прошло полковое командно-штабное учение. КШУ проводилось для проверки реальности плана перевода полка, которым командует полковник Сергей Кузнецов, с мирного на военное время и знаний комсоставом части порядка выполнения мероприятий при приведении полка в высшие степени боевой готовности. Также преследовались цели повысить практические навыки офицеров управления дивизии и полка в принятии обоснованных решений на боевые действия и потренировать штабы в быстром сборе и анализе данных обстановки, обеспечении непрерывного и твердого управления.
     Для проведения учения была создана военно-политическая и тактическая обстановка, максимально приближенная к реальной. Дивизия, которая выполняет боевые задачи и дислоцируется в Чеченской Республике, отражала нападения «внешнего врага» в условиях, когда на территории Северного Кавказа незаконные вооруженные формирования активизировали диверсионно-террористическую деятельность. При этом в соседних регионах ухудшилась криминогенная обстановка, участились случаи столкновений на межнациональной почве.
     Боевую слаженность военнослужащие мотострелкового полка совершенствовали при ведении боевых действий в условиях применения «противником» оружия массового поражения и средств радиоэлектронного подавления. Действовали как в обороне, так и в наступлении. Финалом КШУ стал этап боевой стрельбы батальонов, в которой приняли участие и артиллерийские подразделения.
     Алексей КОЗАЧЕНКО, «Красная звезда».



Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex